САМЫЙ «ПЛОДОВИТЫЙ» АРХИТЕКТОР МОСКВЫ
3 мая 1924 года ушел из жизни один из самых известных московских архитекторов – Роман Клейн: по его проектам было возведено более 60 зданий, многие из которых стали визитными карточками столицы.
Здание Средних торговых рядов на Красной площади и Музей изящных искусств на Волхонке, дом Морозовой на Воздвиженке и доходный дом чаеторговцев Перловых на Мясницкой, промышленная готика корпусов Трехгорного пивоваренного завода в Дорогомилове и классицизм кинотеатра «Колизей» на Чистопрудном бульваре – вот лишь малая часть «клейновской Москвы»…
Дебютом тогда еще совсем молодого Романа Клейна стала работа в качестве помощника архитекторов Попова и Шервуда во время сооружения в Москве Исторического музея (1875 – 1883 гг.). На этом объекте ему приходилось выполнять массу черновой работы, он многократно копировал чужие чертежи, быстро приобретая необходимые знания и навыки, учился умелому использованию архитектурных приемов древнего зодчества в новых сооружениях.
Здание Средних торговых рядов (ГУМ) на Красной площади стало первой крупной творческой заявкой зодчего (1890 – 1891 гг.).
«Увязанные высокими кровлями, формами окон и наличников с архитектурой стоящего напротив храма Василия Блаженного, они хорошо вписались в ансамбль древних зданий. Клейн проявил себя умелым практиком, удачно расположив большое здание на крутом спуске к реке. Сохранив симметрию основных частей постройки, он ввел с одной стороны дополнительный цокольный этаж и повернул под углом к главному фасаду южную часть сооружения, как бы замкнув перспективу площади» – так писали об этом знаковом для Москвы проекте Клейна знатоки и ценители архитектуры.
Если говорить о первых шагах молодого архитектора, то не менее важными в судьбе Клейна стали меньшие по объему здания, которые он строил на заказ. Так, работа над проектом дома В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, построенного в конце 80-х, ввела его в круг старообрядческого купечества — Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых – и обеспечила разнообразными заказами на многие годы. Заказов было много, и архитектор сумел в эти годы обустроить и собственный дом, который, как тогда было принято, являлся и рабочей мастерской зодчего. Это здание находится в Олсуфьевском переулке (дом 6, стр. 2).
В августе 1896 года основателем музея, профессором кафедры теории и истории искусства Иваном Цветаевым, были разработаны условия конкурса на архитектурный проект Музея изящных искусств при Императорском Московском университете. На конкурс было представлено 15 работ. Он был выигран архитектором П. С. Бойцовым. Однако правление МГУ пригласило Клейна возглавить проект, организовав ему турне в европейские музеи. Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров — авторская работа Клейна.
По условиям конкурса он должен был создать огромное музейное здание «особо изящной и художественно характерной формы» – как говорилось в задании, с колоннадой по главному корпусу, предпочтительно в греческом стиле. Для Клейна эта стройка стала проектом почти всей жизни – в прямом смысле этого слова, настолько долго и мучительно реализовывался столь дорогой и масштабный проект.
Архитектору пришлось решать сложные художественные задачи, в частности оформление 22 залов в разных исторических стилях, разрабатывать проекты двориков, крытых стеклом, – греческого и итальянского, которых не было в первоначальном проекте.
За строительство Музея изящных искусств Клейн был удостоен звания академика (1907 год). В наградном листе в связи с награждением автора золотой медалью выразились чуть проще:
«Последнее сооружение своими необычно обширными размерами, сложностью и разнообразием архитектурных задач, строгостью присвоенного Московским университетом классического (греко-римского) стиля и монументальностью строительных материалов займет одно из первых мест в Москве, составя ее украшение на долгое время».
Клейн был и один из самых плодовитых мастеров промышленной архитектуры Москвы. Среди построек архитектора – фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса Второго автомобильного завода «Руссо-Балт» в Филях (ныне ГКНПЦ имени Хруничева).
С 1918 года и до конца дней он работал штатным архитектором Пушкинского музея в Москве, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса.
В мае 2016 года на карте Москвы появилась улица, названная в честь архитектора – «Аллея Клейна» (между Большой и Малой Пироговскими улицами). Здесь расположено около 15 зданий, построенных по его проектам. На левой стороне аллеи расположено Общежитие для студентов медицинского факультета Московского университета имени Великого князя Сергея Александровича, сооруженное Клейном в 1900 – 1903 годах (Малая Пироговская улица, 16). Также недалеко находится построенный в то же время Институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых при Московском университете (Малая Пироговская улица, 20).
Сергей ИШКОВ.
На снимке: Дом Кеппена Мясницкой улице, архитектор Клейн.