Мы в Telegram
Добавить новость
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012 Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015 Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015 Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016 Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Город Солнца Ивана Проханова. Как российские баптисты попытались построить социалистическую утопию

0 155

Когда мы слышим фамилию Проханов, то обычно вспоминаем наших современников: Александра — писателя и политического деятеля, Сергея — актера театра и кино. Однако есть как минимум еще один Проханов, который оставил заметный след в истории России. В первой четверти XX века известный евангельский христианин проявлял большую общественную и религиозную активность, выступал на Государственном совещании при Временном правительстве и мечтал построить город-утопию на сибирских просторах. Этим практически забытым ныне человеком и двоюродным дедом упомянутого выше писателя был Иван Степанович Проханов (1869–1935).

Большевики и христиане плывут в одной лодке

Казалось бы, что может быть общего между большевиками и русскими религиозными диссидентами, которых советская власть будет всячески преследовать? Русские религиозные диссиденты второй половины XIX — начала XX века были восприимчивы к идеям социализма. Об этом, например, пишет Александр Эткинд в своих книгах «Хлыст» и «Внутренняя колонизация». Как и некоторые русские религиозные нонконформисты, большевики были милленаристами, то есть мечтали и верили в светлое будущее и царство, в котором царит справедливость. Антрополог и историк Юрий Слезкин именует большевиков милленаристской сектой. Исследователь Сергей Жук в своей книге демонстрирует прямую связь между милленаризмом религиозных диссидентов, населявших Российскую империю, и большевизмом. В ряде аспектов своей политики большевики видели в религиозных нонконформистах союзников. Главным идейным вдохновителем раскрытия их потенциала на благо советской власти был соратник Ленина Владимир Бонч-Бруевич.

В 1921 году большевики перешли к конкретным действиям по интеграции христианских меньшинств в свою политику: Народный комиссариат земледелия опубликовал воззвание «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей».

В нем, в частности, говорилось:

«Мы знаем, что в России имеется много сект, приверженцы которых согласно их учению издавна стремятся к общинной, коммунистической жизни <…> сектантские общины, как то: духоборцы, молокане всех толков, начало века <…> еноховцы, толстовцы, добролюбовцы, свободные христиане, трезвенники, подгорновцы, некоторая часть евангельских христиан и баптистов и многие другие, открыто заявляют, что они по самому смыслу своего учения, своего мировоззрения, всем своим заветным мечтам и общественным стремлениям желают всецело посвятить себя делу устройства общин, артелей, коллективных хозяйств, коммун и поселиться в совхозах по особым договорам в качестве постоянно живущей государственной рабочей силы и заняться там, при осуществлении всех видов этого общежития, хлебным трудом, приложив свои силы ко всем отраслям земледелия <…> И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать! Идите и дружно беритесь за работу и творческий радостный труд».

Канадская исследовательница Хэзер Колман в своей фундаментальной монографии пишет, что возможность построения религиозных коммун была ярким примером новых возможностей, предоставляемых христианским меньшинствам большевистским режимом. Татьяна Никольская отмечает, что многие евангельские верующие разделяли идеи коммунистического братства и пытались воплотить их в жизнь.

Путь к построению одобряемых советской властью христианских коммун был открыт. Ряд религиозных течений воспользовался этой возможностью. В их числе и евангельские христиане, лидер которых — Иван Степанович Проханов — проявлял к созданию коммун большой интерес.

Интерес к коммунам проявляли и баптисты — родственные евангельским христианам верующие. Сын заметного в начале XX века баптиста В. В. Иванова-Клышникова в периодическом издании Союза русских баптистов так доносил до своих единоверцев мысль об общих чертах коммунизма и баптизма:

«Наши общины представляли собой духовно-единую семью, в которой, говоря словами пророка Исаии, „каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: крепись“ <…> Таким образом, очевидно, что наши общины с точки зрения хозяйственной являются скрытым трудовым коллективом, в котором имеются налицо все виды сотрудничества, взаимопомощи и социального обеспечения <…> черты коллективизма в его лучших проявлениях обнаружились и упрочились в наших общинах еще в старое время, т. е. в то время, когда государственная власть относилась враждебно к подобным идеям. Ныне же, когда наоборот государственная власть насаждает коммунизм, отмеченные выше начала здорового коллективизма могут в наших общинах получить дальнейшее развитие <…> Перед нами стремительный поток новых форм социально-экономической жизни и все обостряющаяся борьба за существование. Мы неизбежно должны войти в этот поток. У нас и нет оснований уклоняться от него».

Иванов-Клышников П. В. Наши общины, как естественные коллективы (опыт раскрытия социально-экономического значения общин верующих) // Баптист. 1925. № 1. С. 14

Творец утопии и коммунизма в среде евангельских верующих

Инициатор создания «города Солнца» Иван Проханов родился во Владикавказе в христианской семье, его родители были молоканами. В 1888 году Иван поступил в Технологический институт, который окончил инженером-механиком. Из всех деятелей российского евангельско-баптистского сообщества Проханов внес наибольший вклад в общественную и политическую историю страны. Его деятельность была многогранна: богослов, проповедник, правозащитник, поэт, политик, писатель, издатель и председатель Всероссийского союза евангельских христиан. Он был визионером и активным генератором идей, среди которых нашлось место христианскому коммунизму.

Желание основать «город Солнца» пришло к Проханову не на пустом месте: евангельские христиане уже имели опыт создания коммун, первая была создана еще в конце XIX века. Коммуне «Вифания», основанной до 1921 года, была посвящена статья в журнале евангельских христиан. О сути коммунизма с христианской точки зрения в ней говорится так:

«Жизнь коммунальная, в христианском смысле, требует отречения от собственности <…> это есть не что иное, как ограничение эгоизма <…> здесь в сущности дальнейшее ограничение своего „я“ (эгоизма) в сторону альтруизма (любви к другому). С общей точки зрения это — подвиг, непосильный для обыкновенной человеческой природы, но выполнимый при христианском настроении души».

Шоп-Мишич. «Вифания» // Христианин. 1928. № 7. С. 29

Иван Проханов вписывал христианские коммуны в контекст многих сторон жизни евангельских христиан:

«Самым подробнейшим образом рассуждал он [на съезде евангельских христиан] относительно важности изгнания табака и алкоголя из жизни евангельских христиан; восстановления чистоты брачной жизни; поддержания опрятного внешнего вида и соблюдения личной гигиены (чистка зубов, еженедельная баня, жилище хорошо выметенное и регулярно проветриваемое, очищенное от клопов и тараканов); превращения поселений евангельских христиан в образец для окружающего населения (электрическое освещение, лучшие породы скота, „ни одного нуждающегося, общее довольство и радость“). Воздержание в пище, опрятность в одежде, здоровый образ жизни „не на словах, а на деле свидетельствовали бы перед окружающими о нашем действительном возрождении как духом, так и телом“ („реформа здоровья — правая рука Евангелия“)».

Цель евангельских христиан при организации коммун состояла в подражании общине первых христиан. В этой связи они ссылались на библейские тексты, а именно на Деяния апостолов:

«Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого <…> Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».

Мэри Рэйбер в своей книге отмечает, что созданием коммун евангельские христиане хотели оказать поддержку нуждающимся братьям и сестрам по вере и продемонстрировать соотечественникам христианские ценности. Проханов считал, что общинная жизнь послужит христианским свидетельством и в конечном итоге преобразит всё общество. Он видел в коммуне совершенную социальную форму жизни и считал ее продуктом христианства. По его мнению, община первых христиан в Иерусалиме стала источником всех идей коллективной трудовой жизни.

Двоюродный дед Александра Проханова выступал за экспансию христианской веры в социальную сферу и призывал к этому своих единоверцев. В защиту этой позиции он написал брошюру «Евангельское христианство и социальный вопрос», а также статью «Новая, или Евангельская жизнь».

Источник

Что побуждало евангельских верующих создавать коммуны? Исследователь Владимир Попов приводит следующие мотивы:

— попытка воссоздать идеал братской жизни по примеру христиан времен апостолов;

— возможность реализации части доходов от трудовой деятельности на духовно-просветительскую работу и дела милосердия;

— возможность использовать христианские коммуны в качестве центров миссионерской работы.

В 1920-е годы евангельские верующие в целом не имели проблем с советским правительством и могли заниматься развитием своих общин. Они экспериментировали с возможностями нового социалистического общества. Коммуны — пример такой коллаборации.

«Город Солнца»: рождение утопии

В конце 1926 года в Ленинграде проходил 10-й Всесоюзный съезд евангельских христиан. На нем рассматривался вопрос о коллективных трудовых организациях. В этом же году Проханов предложил создать «город Солнца». Руководство союза уполномочило его отправиться в экспедицию в Сибирь, где ему предстояло найти место для будущего города. Вообще, идейный вдохновитель утопии хотел назвать его Евангельском. Однако начальнику 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Евгению Тучкову это название пришлось не по душе. Он предложил «город Солнца». На том и остановились.

В августе 1927 года было получено разрешение Народного комиссариата земледелия на проведение экспедиции, в этом же месяце «русский Кампанелла» отправился на Алтай. Именно это место ему порекомендовали краевые земельные органы и краеведы Томского университета. В ходе изучения алтайских земель было решено строить «город Солнца» на месте слиянии Бии и Катуни. По этому поводу была проведена символическая посадка деревьев.

Источник: Таш-Отлу-Кёй. Экспедиция по изысканию земель для города Солнца // Христианин. 1928. № 2. С. 51

В ноябре 1927 года на заседании Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) — ВКП(б) был заслушан доклад Тучкова о выделении евангельским христианам земли в Бийском округе для создания города. Идя навстречу председателю Всероссийского союза евангельских христиан, Тучков преследовал интересы возглавляемого им ведомства. Скорее всего, этот проект ему был выгоден тем, что позволял сконцентрировать большое количество верующих на одной территории. А это уже открывало возможности для оперативной работы и контроля за ними.

Проханов любил свою страну и хотел ее преобразить. Он мечтал о Реформации в России, и «город Солнца» являлся частью его реформаторских планов. В проекте города воплощалось его ви́дение нового общества, построенного на принципах веры, технологиях, коллективном труде, трезвости, творчестве и стремлении к самосовершенствованию. Этим городом Проханов предложил альтернативную модель социальных преобразований в раннюю советскую эпоху.

Внутри утопического города

Проект «города Солнца» был закончен 30 августа 1927 года. Проханов видел свое детище следующим образом:

«Город будет устроен <…> по типу „солнца“. В центре — круглая площадь, диаметром около 2-х верст, обсаженная деревьями, среди которых будут красоваться здания: молитвенного дома, школы, больницы и т. п. Улицы будут идти по радиусам, как спицы в колесе. Из центра будет светить электрический прожектор — солнце <…> В городе будет применен весь целиком христианский быт, в смысле чистоты, порядка и т. п. Весь город будет тонуть в зелени садов и рощ. Вокруг города будут развиты культурные хозяйства, как-то: садоводство, пчеловодство, тонкорунное овцеводство, коневодство, шелководство и т. п.».

Проханов И. С. Что нам делать // Христианин. 1928. № 1. С. 13

Периодический орган религиозного союза, возглавляемого идейным вдохновителем «города Солнца», сообщал:

«Дома будут врубаться в лесную чащу, часть которой будет оставлена под парки и сады города. Окрестные бедные села будут перепланированы и евангелизированы».

В ходе экспедиции Иван Проханов написал стихотворение «Город Солнца», в котором поделился своим ви́дением утопического проекта:

Для вечной жизни совершенства,
Для вечных дней нетленных благ,
Для бесконечного блаженства
Есть город дивный в небесах.

В нем солнца нет, его светило —
Сиянье Агнца, Божий лик.
Там речь Творца — одно мерило,
У всех один язык любви.

Но для скитальцев дебрей мира,
Просвета ищущих во мгле,
Мы город Солнца, город мира
Построим людям на земле.

Сиянье солнца с небосвода
Дневным светилом будет там,
Там будет свет иного рода
Электро-солнца по ночам.

Тот город Солнца будет ясен
Как светлый храм на высоте
И будет луч его прекрасен
Чудесной вестью по Христе.

Великим будет город Солнца,
Не будет больше там царить
Закон нетрезвый, власть червонца,
Там Богом будут люди жить.

Там будут улицы прямые,
Как солнца яркие лучи,
Порядка мирные стихии,
Там будут лучшие врачи.

Там будет властна добродетель,
Хозяйкой будет чистота,
Там будет каждый дом свидетель
О силе веры во Христа.

В садах с цветами и плодами
Жилища будут утопать,
Скворцы живыми голосами
Там будут граждан услаждать.

В одеждах белых на работе
Там будут братья воспевать,
Там будет братский труд в почете,
Не будет там бедняк стонать.

Евангелье, Господне слово
Там будет для его людей
Святым источником, основой
Всех слов, всех дел и всех идей.

Тот город Солнца, город света
Всех будет к вере привлекать
И к небу — к городу Завета,
Где свет без солнца будет звать.

До чего доводит богословие

Желание Проханова построить «город Солнца» напрямую связано с его теологическими взглядами. В учении о последнем времени он придерживался позиции постмилленаризма. Согласно этому направлению в эсхатологии, второе пришествие Христа наступит после эпохи христианского благополучия, всеобщего мира и справедливости.

Проханов писал, что христиане, которые содействуют улучшению жизни в обществе, тем самым подтверждают «веру в наступление идеального блаженного века и вместе с тем приближают его».

Лучший специалист в области изучения его богословия, Андрей Пузынин, в своей монографии так демонстрирует эту связь:

«Постмиллениализм Проханова хорошо согласовывался с модернистскими тенденциями его богословия и служил двигателем для социальной и политической активности. Революция духа, триумф истинной науки и прогресс, в который он искренне верил, подкреплялись его постмиллениалистским видением. Апогей этого видения представлен в желании Проханова создать евангельский „город Солнца“ в Сибири, который отражал бы идеальную организацию коммуной христианской жизни, построенной на принципах реставрированного первоапостольского христианства».

«Город Солнца»: the end

В конце 1920-х годов советская власть существенно пересмотрела свое отношение к религиозным организациям: гайки начали закручивать сильнее.

О «городе Солнца» стало известно Сталину, который лично вмешался в ситуацию и остановил реализацию утопической идеи.

В мае 1928 года он выступил на заседании политбюро ЦК ВКП(б), поведал однопартийцам о возмутительном проекте и выразил протест против его воплощения. Детище Проханова было обречено.

Подробнее о ликвидации проекта, лелеянного Прохановым, можно прочитать в статье историка Андрея Савина «„Город Солнца“: к истории одной религиозной утопии в Советской России».

«Город Солнца»: после

В 1969 году в единственном в СССР легальном журнале евангельских христиан-баптистов была опубликована статья, посвященная столетию со дня рождения И. С. Проханова. В небольшом по объему тексте нашлось место и для его столь любимой утопии:

«Евангельские коммуны „Вертоград“, „Утренняя звезда“, „Вифания“, „Гефсимания“ были созданы при его прямом или косвенном участии. Все они пользовались его духовной поддержкой. А его мечты и планы о городе Солнца? Как прекрасны были они, хотя и остались неисполненными!».

В неопубликованной рукописи «Город Солнца», написанной в 1986 году евангельскими христианами-баптистами, проект Проханова осмысляется следующим образом:

«Прошло шестьдесят лет с того исторического момента 10-го съезда ВСЕХ, где решался вопрос о строительстве „Города Солнца“. К сожалению, дело не сдвинулось с мертвой точки, но произошло это по разным, не зависящим от христиан, причинам. Что это было? Утопическая мечта? Непослушание воли Божьей или нерадивость верующих? Ответить на этот вопрос трудно, но еще труднее ответить на вопрос: стоит ли заниматься этим дальше, есть ли смысл создавать на земле такие города, где царит любовь, мир, согласие, где нет ни бедных, ни богатых, где на первом месте стоит Христос? Осуществима ли эта мечта? Ответить на это может только Библия <…> „Города Солнца“, города Евангельского движения, христианской жизни и благочестия, труда и вдохновения могут послужить фундаментом для 1000-летнего Царства. Пусть строительство Евангельских городов — вопрос не сегодняшнего дня, но закладывать фундамент можно и сейчас <…> Можно выйти с предложением к правительству о соревновании евангелистов и атеистов <…> Можно построить города, где будут жить и трудиться только верующие в Бога люди, и города, где будут жить только атеисты. Потом сравнить, где выше производительность труда, где человеческая нравственность на высоте, где людям лучше живется. Это будет жизненный диалог двух мировоззрений».

Утопический проект Проханова вспоминают и современные евангельские христиане-баптисты. В книге «Церковь должна оставаться Церковью», изданной историко-аналитическим отделом Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ), он оценивается весьма пессимистично:

«Допустим, город с образцовым хозяйством был бы возведен. Поселили бы в нем самых благородных, самых духовных возрожденных евангельских христиан. Как вы думаете, от этих благочестивых христиан рождались бы только Авели? — Рождались бы и Каины. Во что превратился бы этот „город Солнца“ через одно поколение? Заманчива идея, когда она на бумаге: чтобы собрать деньги под грандиозные проекты, взбудоражить умы людей. Но всё это — утопия и самообман. Сколько этих городов нас окружают? Если вновь поселить Адама и Еву пусть даже на необитаемом острове, от них будут рождаться и Авели, и Каины. А там, где Каины, непременно понадобятся полицейские с дубинками, смирительные рубашки, тюрьмы (иногда и с пожизненными сроками заключения), чтобы защищать делающих доброе и наказывать делающих злое <…> В западных библейских колледжах он [Проханов] усвоил далеко не евангельское убеждение: единство — первично, а здравое учение Господа — вторично! Но социальное Евангелие — это домостроительство на песке!».

На данный момент нет ни одного монографического исследования жизни и деятельности инициатора создания «города Солнца», а лучше всего его биография представлена в книге Вильгельма Кале «Евангельские христиане в России и в Советском Союзе. Иван Степанович Проханов и путь евангельских христиан и баптистов». В этом году она будет опубликована на русском языке.




Томск

Стали известны подробности пропажи 7-летней девочки в Томске


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Из Казани в июне увеличится число рейсов в Минводы, Калининград, Санкт-Петербург и Москву

Движение автобусов и электротранспорта будет ограничено в Томске 9 мая

Стало известно, кто из Томской области едет в Москву на инаугурацию президента

HeadHunter: акушерки в Москве зарабатывают в среднем 100 тысяч рублей

Новости Томска

В Томске трансляции мероприятий 9 мая пройдут на уличных экранах

Велопробег, посвященный Дню Победы, прошел в Кедровом

Движение автобусов и электротранспорта будет ограничено в Томске 9 мая

Стало известно, кто из Томской области едет в Москву на инаугурацию президента


В Томске от клещей обрабатывают мкр Спичфабрика и кладбище Заварзино

Патриотическая интерактивная выставка "Голоса поколений" открылась в центре Томска

С 15 мая в Томске стоимость проезда повысят на 2 рубля

Победительницу "Диктанта Победы" из Томской области наградили в Москве


Томичи пробежали "Милю Мира" в честь Дня Победы

Диспансеризация на дому для маломобильных граждан проходит в Томске

Межмуниципальные маршруты в Томске переходят на летнее расписание

С 15 мая в Томске стоимость проезда повысят на 2 рубля


Губернатор Томской области Владимир Мазур
Томская область

Губернатор Томской области Владимир Мазур поздравил жителей региона с Днем Победы


Частные объявления в Томске



Загрузка...
Персональные новости
Сергей Брановицкий

Композитор Классической музыки Сергей Брановицкий представляет произведения классической музыки.



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Томск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Песня под Ключ. Купить Песню под Ключ. Запись Песни под Ключ.

В день рождения White Queen собрала гостей на вечеринку в ARBAT 21

«Пусть плачут мужчины». Как Окуджава писал песню к «Белорусскиому вокзалу»

ClinChem: в крови Бетховена уровня свинца не хватило бы для летального исхода


Двенадцать казахстанских теннисистов поднялись в рейтинге ATP

Павлюченкова официально аккредитовала на турнир в Риме двух своих собак

Соболенко уступила Свентек в финале турнира WTA-1000 в Мадриде

WTA огорчила Елену Рыбакину после турнира в Мадриде


Driving Northern California 8K Dolby Vision HDR - Pebble Beach to San Francisco

Seven reasons Sporting are champions of Portugal

Exclusive - Kettan Singh apologises to Karan Johar after filmmaker expresses disappointment over his mimicry on Madness Machayenge; says 'My intention was never to hurt him'

Sci-Fi Short Film BackSpace Forever - DUST - Online Premiere