Добавить новость
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016 Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
16
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Тыгын Дархан, Мазары Бозеков и якутские знамена. Генеалогия Мазары Бозекова

0 303
Тыгын Дархан, Мазары Бозеков и якутские знамена. Генеалогия Мазары Бозекова

Моей маме посвящается

Довольно часто в различных научных источниках указывают, что только период Мазары Бозекова является периодом, где возможна наиболее полная историческая реконструкция с высокой долей достоверности, благодаря письменным источникам, которые до сих пор имеют место быть в государственных архивах (и в силу этого именно этот период является одним из немногих доказуемых периодов). Но это не совсем так, поскольку имеются ещё более ранние периоды, где мы, анализируя различные письменные источники (челобитные и т.д.) всех участников (И.А. Галкина, П. Бекетова, М. Бозекова, Ч. Бодоева, Д.А. Траурнихта, И. Татаринова и др.) исторических событий, можем в значительной степени восстановить многие исторические события с высоким уровнем достоверности за более ранние исторические периоды.

[1] Впервые вниманию широкой общественности публикуем настоящий текст челобитных атамана Ивана Алексеевича Галкина от 1631 г., сотника Петра Бекетова от 1632 г., князцов Мазары Бозекова и Чугуна Бодоева от 7 февраля 1680 г., якутского воеводы Дорофея Афанасьевича Траурнихта и Ивана Татаринова от 8 июля 1711 г. — тексты XVII века (Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 31. Л. 386, Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 368. Л. 163, 164, Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 307, Ф. 214. Оп. 1. Ед. хр. 1556. Л. 24 об.-25) и фрагменты текста и изображения якутских знамен — текст, а также изображения от XVII века (Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 150, Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 189 об., Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 269 об., 270 об., Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 273-274 об) – см. ниже [1.1]. Текст представлен аутентично и достоверно. Приводим также сами подлинные тексты Челобитных и изображения Знамен, полученные в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) – крупнейшем российском хранилище русских манускриптов, документов и печатных книг XVI – начала XIX века, расположенном в городе Москве. Просим читателя с пониманием отнестись к стилистике изложения текста, поскольку прошло почти 350 - 395 лет с момента излагаемых событий.

До XVIII в. в якутских улусах правили потомки тех тойонов, которых застали первые землепроходцы [среди которых были, например, в том числе и поморы из Мангазеи [2]] в 1630-е гг. К сожалению, отсутствие непрерывной серии письменных источников за 1-ю половину XVIII в. затрудняет составление их точных генеалогий. На сегодняшний день известны лишь некоторые из них, в частности, генеалогия Мазары Бозекова.

Дедом Мазары Бозекова считается знаменитый кангаласский тойон Тыгын, ставший героем якутского (народа Саха – здесь и далее по тексту) фольклора. Согласно легендам Тыгын (внук Эллея) жил в эпоху первых контактов с первыми землепроходцами в Якутии и трагически погиб в недоразумении, возникшем с первопроходцами. Исторический характер самой личности Тыгына многими исследователями отрицается. По их версии слово «Тыгын» является именем нарицательным и означает военного вождя или князя. Однако С.А. Токарев доказал, что Тыгын (в источниках – Тынин) являлся подлинной исторической личностью, который действительно жил в эпоху первых землепроходцев Сибири [3]. В источниках этого времени (ясачные книги и другие документы 1630-1670-е гг.) имя этого героя якутских легенд встречается достаточно часто. При этом: «В письменных документах Тыгын фигурирует под именем Тынина, а у Г. Ф. Миллера – Тынья. Это говорит о том, что исторический Тыгын – отец Чаллаайы, Ёлькёрёя и Бёдьёкё, в якутском языке мог носить имя Тынин, а титульное или мифологическое имя Тыгын Дархана могло быть прикреплено к нему впоследствии» [4].

Уникальна в своем роде челобитная, поданная Мазары Бозековым 23 января 1680 г., с просьбой пожаловать ему титул якутского князца, в которой он приводит исторические сведения о приходе первых землепроходцев на якутскую землю и первой их встречи с его дедом Тыгыном:

«[5] Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Бьет челом холоп твой далные твоей, государь, отчины Сибирские окраины великие реки Лены ясачной князец Мазарычко Бозеков. В прошлых, великий государь, годех пришли к нам на Лену руские люди, и к тем руским людем дед мой князец Тынина Мындяков пришел и амонатов привел и деду твоему, государеву, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михайлу Федоровичю всеа Росии поклонился и ясак платил. И с тех годов с наши с якутцкие земли ясак тебе, великому государю, идем [6] и служим тебе, великому государю, крепко и верно и ясак платим, и в походы на твоих государевых изменником на непослушных людей ходим, кони и куяки [7] даем. Милостивый государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец, пожалуй меня, «холопа» [8] [кавычки автора] своего, вели, великий государь, за службу деда и дяди моево и за мою, холопа твоего, службишку написать в окладных наших якутцких имянных ясачных книгах князцем и дать свою, государеву <…> Царь государь, смилуйся, пожалуй.

[9] И против сего челобитья в Сибирском приказе выписано. В Ленских ясашных книгах 1677/78 году, каковы присланы к Москве, в нынешнем во 1680-м году за рукою воеводы Фомы Бибикова написано: Кангалаской волости Мазары Бозеков, ясаку на нем взяти на 1677/78 год по окладу 10 соболей, и те государевы соболи на нем, Мазаре, взяты сполна. А с Лены из Якуцкого в отписках и в проезжих якуцких грамотах, как он был во 1676/77-м и в нынешнем во 1680-м году написан князцом» [10]. На обороте челобитной Мазары Бозекова имеется изображение его «знамени» [11].

Представляем Вашему вниманию 3D — реконструкцию поездки Мазары Бозекова в город Москва, сделанную известным и талантливым дизайнером UFC Феоктистом Алексеевым совместно с Д.М. Дедковым на основе замысла и идеи, изложенных в Техническом задании, Общественной организации «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии»:

Из приведенного текста становится известно и имя отца Тыгына – Мындяк. Оно совпадает с фольклорными данными, так как согласно одной из версий легенд, отцом Тыгына был Мунньан-Дархан. В частности, эти сведения приводятся в «Описании якутов, собранном с 1741 по 1745 гг. На немецком языке» Г.-Ф. Миллера [12]. По мнению С.А. Токарева, имя Мындяка позволяет связать Тыгынов род ближайшим родством с другим хорошо известным в Кангаласской волости родом князца Ники Мулзякова. Исследователь считает Мулзяка и Мындяка одним и тем же лицом. Это предположение подкрепляется и тем обстоятельством, что источники эпохи 1630-1640-х гг. говорят о постоянной совместной и солидарной политике сына Ники Мулзякова князца Еюка и представителей рода Тыгына (например, в смуте 1634, 1642 гг.) и ничего не сообщают о каком-либо соперничестве или вражде между ними [13].

В фонде «Сибирского приказа» сохранилась также челобитная атамана Ивана Алексеевича Галкина, в которой он, в том числе, рассказывает о своем [недоразумении] с Тыгыном в 1631 г.: «Да тех же, государь, якольских людей князец Тынина да князец Бойдон живут на реки Лене и с нами, холопами твоими, дрались по вся дни и твоего государева ясаку нам не дали и нас, государь, холопей твоих, не хотели ис своей земли выпустить. А нас, государь <…> было немного. А как, государь, будет ходить из Енисейского острогу по многу служилых людей, и тех, государь, немирных князцей умирити мочно и привести под твою государеву высокую руку» [14].

Скорее всего, Тыгын погиб [есть мнение, что он дожил до глубокой старости, но это менее вероятное событие – поскольку его «звезда сияла слишком высоко» и о нем постоянно упоминалось бы так или иначе в письменных источниках [15], остальные версии не рассматриваются по причине их ещё большей не аргументированности] в случайном и трагическом недоразумении с отрядом И.А. Галкина [16],

(тогда подобные недоразумения были сплошь и рядом, когда оппоненты даже не были, собственно говоря, из Якутии, а например, из Мангазеи [например, поморы], Енисея и Тобольска (пример): «Мало того, Галкин спровоцировал вооруженное столкновение с мангазейскими служилыми людьми, увидев в них конкурентов. В 1635 г. енисейский воевода А. Племянников вынужден был сообщить царю [то есть при этом царь, как и его двор не знали об этом и были весьма недовольны, когда узнали] о столкновении отряда Галкина, «сшодчеся на Лене реке», с отрядом Степана Корытова, в ходе которого было убито 4 человека» [17]. По мнению С.А. Токарева иногда разыгрывались настоящие сражения: «меж себя у тех тобольских и у енисейских и у мангазейских служилых людей для тое своей бездельные корысти бывают бои, друг друга и промышленных людей [занимавшихся пушным промыслом], которые на той реке Лене промышляют, побивают до смерти…» [18]. Вместе с тем, когда (чуть позже излагаемых событий) С.И. Дежнев с экспедицией вышел в: «1641 г. на Оемокон с Стадухиным. На пути туда ему снова пришлось принять участие в опасном бою с ламутами [19], которые в числе более 500 человек напали [то есть напали первыми] на небольшой отряд Стадухина [чуть позже: …«Оставшись после отъезда Стадухина начальником на Колыме, Дежнев с тринадцатью служилыми людьми…» [20] – и если даже на тот момент [боя] их в отряде было вдовое больше, превосходство нападающих было невероятно подавляющим, но никто не побежал…]. Бой был жестокий. Дежнев снова был ранен дважды, в руку и в ногу. Отбиться удалось только благодаря помощи ясачных якутов, которые, говорит Дежнев, «за нас стояли и по них из луков стреляли» [21]. Таким образом, ясачные якуты не бросили раненого и несмотря на многократное (более чем 20-38 раз [22]) численное превосходство нападающих им удалось отстоять позиции и отбить нападение, как видите братские отношения между народами закладывались уже тогда – «на поле боя и в ратных делах»),

так как в позднейших текстах сведения о нем больше не встречаются, упоминаются только его дети. Так, сотник Петр Бекетов, бывший на р. Лене в 1632 г., не застал уже Тыгына [судьба Тыгын Дархана очень схожа с судьбой великого Такэды Сингена – в том числе в высоком желании объединить все провинции, противоречии «отцов и детей», а также в случайной и трагической гибели – см. в Приложении [23]], а собирал ясак с его сыновей:

«[24] Того ж году я, Петрушка, по государеву указу великому государю в новоприбыли учинил на Лене ж реке служилых и с промышленных людей, с судных дел собрал государевы казны мяхкие рухляд[и] <…> [25] Бозекуя да Откурая, да Челяя з братьею Тыникиных детей Хагалаской волости» [26]. Согласно С.А. Токареву, эти записи не оставляют сомнения в том, что речь идет о сыновьях знаменитого героя якутских легенд. В частности имя Челай совпадает с именем легендарного сына Тыгына Чаллай.

Потомки Тыгына занимали господствующее положение в Кангаласском улусе не только в XVII в., но и позже. Все они были князцами Кангаласской волости с момента освоения и открытия этих земель и далее (из них только Бозеко, отец Мазары, был наказан воеводой Галкиным) [27]. В частности, атаман И.А. Галкин писал про них в 1634 г. следующее: «А те кайгалаские князцы людны и всею землею владеют, и иные многие князцы их боятца» [28]. Интересно, что в челобитной, поданной князцами Мазары Бозековым и Чугуном Бодоевым от 7 февраля 1680 г., Мазары Бозеков называет себя «Мазаречко Тыгинин», то есть указывает отчество своего деда:

«Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа великия и малыя и белыя [России само]держцу бьют челом холопи твои Яку[цкого] острогу кнезец Мазаречко Тыгинин да Чюгунко Бодаев. Били челом мы, холопи твои, в своих обидах и в розоренье на Сергея и на Максима Мухоплевых и подали челобитную в Сибирском приказе. И ныне мы, холопи твои, и за всех якутов Сергеем и с Максимом во всем помирились и впредь мы на них… тебе, великому государю, не челобитчики… Вели, государь, челобитье наше и мир записать и вели, государь, Сергею и Максиму в Якуцком остроге быть по-прежнему» [29]. Данная челобитная интересна также тем, что на ее обороте имеются изображения двух «знамен» - Чугуна Бодоева и Мазары Бозекова! [30].

Известно, что Мазары Бозеков умер в начале 1700-х гг. После его смерти князцом стал его сын Куннек. Помимо него, в источниках упоминаются и другие сыновья Мазары Бозекова: Борток, Тюсюнек, Акон и Кученек [из источников РГАДА], Хара Бытык Масаха [из источников краеведов]. Сын Куннека Аяган считался главным князцом в 1740-х гг. У Куннека были и другие сыновья, особую известность среди них приобрел Сыран. По мнению С.А. Токарева, Сыран был отцом известного князца Софрона Сыранова, который в 1767 г. ездил в Санкт-Петербург в качестве депутата екатерининской комиссии, а в самой Якутии обладал репутацией, наводившей смятение на его оппонентов. Софрон, таким образом, был прямым прапраправнуком Тыгына. Сын Софрона Богдашка и сын Богдашки Курджага также имели статус князцов [31].

В фонде «Сибирского приказа» РГАДА, имеется на хранении челобитная якутского воеводы Дорофея Афанасьевича Траурнихта и Ивана Татаринова от 8 июля 1711 г., в которой упоминается сын Мазары Бозекова Борток:

«[32] Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю великия и малыя и белыя Росии самодержцу холопи твои Дорофей Троурнихт, Иван Татаринов челом бьют. По твоему, великого государя указу, и по статьям из Сибирского приказу велено Якутцкого города улусным и острожным, и зимовейным якутам и тунгусам за ясачной платеж давать им подарочного жалованья: меди в котлах, олово, одекую, крашенину да служилым людем к денежному жалованью московскими товары. А в Якутцком, государь, с 708-го года в присылке подарочного жалованья и московских и верхотурских товаров июля по 8 число нынешняго 711-го году не прислано и ныне все в росходе, и о том прежние воеводы Юрья Шишкин с товарыщи, а в 709-м и в 710-м годех мы, холопи твои, к тебе, великому государю, в Сибирской приказ писали и в нынешнем, государь, 711-м году городовых и зимовейных, и острожных улусные иноземцы князь Борток Мазарин с товарыщи о том подарочном жалованье беспрестанно бьют челом, а далных и зимовейных, острожных и заморских рек иноземцы в Якутцкой приходят и [бьют челом], бутто тем их подарочным жалованьем завладели у них прикащики, а прикащиком такого подарочного жалованьи им хотя погодно и давано и то по малому числу. А ныне, государь, прикащики перед нами сказывают: бесподарочного де жалованья на [Кам]чатку и на далные реки и в зимовья идти им от тех иноземцов без подарочного жалованья опасно, потому что они, иноземцы, безразсудные и говорят, бутто тем подарочным жалованьем корыстуютца они, прикащики, и о присылке, государь, подарочного жалованья – меди, олова, одекую, крашенины и на приказные дела бумаги писчей [33] и в жалованье к денежной да[чи] якутским дворяном и детем боярским, и казаком прот[ив] прежняго сукны и иными и верхотурскими товары велики[й] царь и великий князь Петр Алексеевич все великия и мал[ыя] и белыя Росии самодержец, что укажешь. А сию отп[иску] [34] к тебе, великому государю, к Москве из Якутцка послали мы, холопи твои, с выборными казенщики: дворянином Алексеем Ушницким с товарыщи июля в 8 день нынешняго 711-го году и велели подать в Сибирском приказе генералному президенту и московскому коменданту и Сибирских правинцей судии князю Матвею Петровичю Гагарину с товарыщи. Траурнихт, Татаринов» [35].

Таким образом, генеалогия рода Мазары Бозекова выглядит следующим образом (см. ниже) [36]:

Результаты современных генетических исследований опубликованных в «Nature» также подтверждают основные вышеизложенные положения и векторы исследования: [Человек обозначенный как] SS1 принадлежал к (доминантной) линии Ht1 (рис. 1б - см. приложение [37]). Это указывает на то, что [Мазары] Бозеков, как и его дед по отцовской линии Тыгын Дархан, могли принадлежать к линии Ht1 (доминанта).

«…эти результаты [исследований] позволяют предположить, что экспансия и доминирование гаплотипа Ht1 являются прямым результатом консолидации власти вокруг «рода Кангалассы», от относительного ограничения в Центральной Якутии и Вилюе в XVII веке до отдаленных северных и северо-восточных районов уже в XVIII веке [38].

Результаты археологических раскопок также не противоречат общей канве исследований и подтверждают её, так: «…проводили археологические раскопки к югу от Якутска, на городище Ат-Дабан, в 2 км от террасы Истях, где был похоронен Мазары Бозеков. Среди раскопанных могил была могила женщины в «Дабане 6», очень богато обставленная (рис. 3 – см. ниже). Особенно примечательны два предмета: (1) два… …перстня-печатки, прикрепленные к одной из ее сережек в сундуке для подношений, как будто оставленные членом семьи, который добавил их к погребальному инвентарю… …две пуговицы из лепестковой эмали [39] и кинжал с лепестковой эмалевой рукоятью из Великого Устюга (Западная Россия)... Эмаль этих двух предметов была изготовлена в XVII веке для царского двора… …Побывав у царя, [Мазары] Бозеков приобрел титул князя и получил право решать [некоторые] судебные споры между якутскими [родами]. В контексте того периода это давало ему по перстню для каждого из двух титулов, подарков от царя или от знатного рода, судьи и [князя]. Таким образом, два перстня-печатки, найденные в «Дабане 6», могут принадлежать [Мазары] Бозекову, хранящемуся в могиле одного из его родственников. Таким образом, все результаты согласуются с тем, что «Ат Дабан 6» был родственником Мазары Бозекова» [40].

Во всех подарках царя князьям (князцам) присутствовали пуговицы и, скорее всего, не обычные, а например, со специальной эмалью, кроме того, упоминаются и ножи.

Выше «Изображена рукоять ножа из лепестковой эмали, а также перстни-печатки. Реконструкция платья включает в себя очень большое количество импортных стеклянных бусин, которые были обнаружены во время раскопок» [41]. Импортные артефакты (также как и в предыдущей статье указывалось на «импортные товары и жемчуга» [42] во многих захоронениях в Якутии) указывают на то, что «рассвет торговли» как заметное, значительное, а также масштабное социальное явление [например, являющийся одним из факторов влияющих на значительный рост населения] в Якутии началось именно во второй половине XVII - и продолжалось [в виде ускоренного роста] до середины XVIII века (ранее это могло быть явлением скорее спорадическим и локальным). Так, рост населения и подъем социума на новый уровень [основные факторы были описаны в предыдущей статье [43]], спровоцировал экспансию [расселение]: «…последовала быстрая экспансия в последние годы XVII века нескольких якутских родов на территории… [Якутии, за пределами зон традиционного расселения этих родов]. Этот якутский «золотой век» сформировал этнический состав, землепользование и культурные практики…» [44] [на всей территории Республики].

Якутские знамена, в том числе «знамена» Мазары Бозекова:

В фонде «Сибирского приказа» имеется на хранении несколько документов разного характера со знаменами Мазары Бозекова:

1) Запись о смерти и завещании намского князца Нокто Никина (внука князца Мымака): «1677-го генваря в 8 день сибирской якутцкой князец Нокто Никин умер, а после ево остались люди ево Курчага да Мотора. А при смерти князец Нокто Никин приказывал князцу Мазары, чтоб после ево смерти по их вере тело ево сожгли, а пепел бы свести к родителем ево в Якуткой. А что ево пожитков, и те пожитки приказал князцу Мазаре Бозекову. И о том у него, Нокто, написана духовная и та духовная у него, Мазары, и тое духовную приказал [отдать] в Якуцком братьям своим Быкею [да] Быкею» [45].

На обороте записи имеется изображение «знамя князца Мазары» в виде традиционной лошади [46];

2) Отписка верхотурского воеводы стольника Родиона Михайловича Павлова и роспись сбора мягкой рухляди с якутских князцов 1680 г.:

На обороте листа 189 имеется изображение нескольких знамен, в том числе, «знамя князца Мазары» в виде традиционной лошади. А также – знамена «Чугуново» и «Чисино» в виде двух луков. Под знаменами имеется подпись: «Знамена подписал по их веленью толмач Максимко Мухоплев». Данная запись, как и подписи принадлежности «знамен» конкретным князцам сделаны рукою М. Мухоплева. Рисунки самих знамен сделаны, возможно, самими якутскими князцами [47];

3) Челобитная царю от Мазары Бозекова, Чугуна Бодоева и Чуки Капчинова:

На обороте листа имеется изображение «знамя Мазарычко» в виде традиционной лошади, но более детализированного вида, с глазом, гривой и пушистым хвостом. Рядом стоят «знамена» Чукачки в виде лука со стрелой и Чугунки в виде лошади [48];

4) Коллективная челобитная якутских князцов, в том числе Мазары Бозекова, царю 1677 г.:

На обороте листа находятся 50 знамен, одно из них принадлежит Мазары Бозекову. Большая часть знамен имеет традиционный вид лошади. Встречаются также луки со стрелами и круги с перекрестием внутри (это, скорее всего, изображение бубна. Такие знамёна принадлежали шаманам. У простого ясачного населения большинство знамен представляли собой изображения лошадей и луков. Кроме того, как более абстрактный символ имеет следующее значение: ««круг и его виды». «Круг у якутов означал солярный знак (кюн – солнце) и входил как в систему тамговых знаков, так и в орнаментальный комплекс» [49].) [50].

Документы со знаменами, в которых встречаются другие якутские князцы:

челобитная борогонских якутов Одочка, Утячка и Ожочка Теренеевых, Мекечка Логуева, Тюсенейка Октова царю 1671/72 г.

На обороте челобитной стоит четыре знамени участников дела: два лука со стрелами и две лошади [51].

челобитная Мегинской волости Чугунки Бодоева. На обороте листа имеется знамя Чугуна Бодоева в виде лошади [52].

челобитная на имя царя от якутов Нерюптейской волости 1672/73 г. [53].

На обороте листа имеется два знамени челобитчиков: лук со стрелой и лошадь.

повторная коллективная челобитная от многих якуцких князцов [54].

На обороте листа имеются знамена всех челобитчиков: 4 лошади, 2 круга с перекрестием и 42 лука со стрелами.

такая же коллективная челобитная от ясачных якутов Якутского острога кокуйского рода [55].

На обороте листов имеются знамена всех челобитчиков в виде лошадей, кругов с перекрестием, луков со стрелами и треугольников с двумя вертикальными линиями (возможно верша/корчажка - визуально она похожа на знамя и отражает род хозяйственной деятельности якутов - рыболовство. Знамёна, в первую очередь, должны были отражать род деятельности якутов).

еще одна аналогичная коллективная челобитная от якутов разных волостей [56].

На обороте листов имеются знамена всех челобитчиков в виде лошадей, кругов с перекрестием и луков со стрелами.

в фонде «Якутской приказной избы» также встречаются дела с якутскими знаменами. В частности, в «Деле по наказной памяти воеводы князя И.П. Борятинского [… …] 1670/71 г. и прошлые годы» имеется несколько листов со знаменами. [57] На обороте каждой расспросной речи стоит знамя конкретного якута: луки со стрелами, лошади и другие знаки. В данном деле вариативность написания «знамен» очень разнообразна.

Возможно сначала у всех (преимущественно) якутских знамен были лошади - как основа хозяйства преимущественно конного народа [«конных людей» - саха (якутов) [58]], как вспоминают при первых контактах: «Многочисленные «якутцкие… …конные люди» князцы («тайши» [59]…» [60] (где лошади/кони играли огромную роль), затем у многих появились знамена с луками - можно предположить, что множество родов теперь отождествляли себя с охотой (охотничьим промыслом) - из-за ведения ясака, затем в более поздних документах появляются уже более абстрактные и сложные символы как круг с перекрестьем (круги с перекрестием внутри - бубна (дүҥүр)) и неких треугольников с двумя вертикальными линиями (это может быть схематичное изображение рыболовной снасти при ловле рыбы вершой/корчажкой (туу)).

«…документальным источником в 17 в., принадлежавшим… …якутам, являются их знамена (тамги). В некоторых случаях сюжет тамг позволяет определить род якутов, тип их хозяйства, принадлежность отдельных представителей рода к шаманской касте и т. д.

По назначению знамена якутов в XVII в. можно разделить на две группы: тамги шаманов и тамги рядовых ясачных людей. Шаманской тамгой был рисунок бубна. Графически он изображался в виде диска, перечеркнутого крест-накрест. По сюжетам большинство знаков рядовых якутов представляли собой рисунки лошадей и луков» [61].

На основании вышеизложенного, получается так, что практически каждая семья в Якутии (в Республике Саха (Якутия)) могла иметь в прошлом свое знамя - знамя своего основного рода (ууhа).

Вместе с тем, по мнению С.А. Токарева: «Для характеристики элементов родового устройства у якутов… …небезынтересно рассмотреть вопрос о наличии у них родовых тамг - «знамен». Многочисленные якутские «знамена» украшают собой разнообразные документы XVII в… …в числе этих «знамен» первые места занимают изображения собаки, жеребца и т. п., рисунки, которые, казалось бы, можно истолковать как тотемические значки.

Однако внимательное изучение якутских «знамен» убеждает… [в том, что они] …сводятся к [следующим] типам: это лук со стрелой, соболь, жеребец, корова и несколько других рисунков… [например] …- в виде круга со скрещивающимися диагоналями.

Все это наводит на мысль, что употребления тамг якуты сами… [могли не знать] …и что прикладывание «знамен» к документам было введено… [первыми землепроходцами Сибири] … которые могли принести этот обычай от народов Оби - остяков и вогулов» [62].

Мнение С.А. Токарева небезосновательно и безусловно обладает значительным академическим весом, однако то, что было изобретено одними народами (например, остяками и вогулами) может вполне эффективно использоваться другими (как в случае с порохом и бумагой или генезисом боевого клича «ура»), кроме того, мы не склонны полностью с ним соглашаться.

Выводы:

Мазары Бозеков, как и его дед по отцовской линии Тыгын Дархан, могли принадлежать к линии Ht1 (доминанта);

Никем не оспаривается – ни ранее ни сейчас, что Мазары Бозеков является родным внуком Тыгын Дархана, по всей видимости современникам казалось самоочевидным то, о чем он говорит, очевидным и не нуждающимся в пояснениях, ни тем более в доказательствах, просто были живые свидетели, знавшие его отца и деда (поскольку в противном случае, если не было Тыгын Дархана, то и Мазары Бозеков не является его родным внуком – а ведь этот факт не оспаривался даже Царем Федором Алексеевичем, хотя, как мы излагали в предыдущей статье все факты в то время проверялись царской администрацией из нескольких независимых источников);

Тыгын Дархан – являлся налогоплательщиком (ясакоплательщиком), как и все подданные царя на всей территории Московского царства (в новообретенных и исторических), в источниках (РГАДА) этого времени (ясачные книги и другие документы 1630-1670-е гг.) имя этого героя якутских легенд встречается достаточно часто (и в том, что это реальный человек никто не сомневается);

Уникальна челобитная, поданная Мазары Бозековым 23 января 1680 г., с просьбой пожаловать ему титул якутского князца, в которой он приводит исторические сведения о приходе первых землепроходцев на якутскую землю и первой их встречи с его дедом Тыгыном (этот исторический документ также никем не оспаривается);

Из вышеприведенных документов известно также и имя отца Тыгына – Мындяк (Мунньан-Дархан) [63];

Один из самых авторитетных исследователей этого периода С.А. Токарев (Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой этнографии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, лауреат Государственной премии СССР) доказал, что Тыгын (в источниках – Тынин) являлся подлинной исторической личностью;

Известен даже год его трагической гибели согласно челобитной атамана И.А. Галкина – а именно в 1631 году (согласно документам этого периода, а также мнению исследователей);

И так, кто же такой Тыгын (Тынин / Тыгын Дархан)? Это человек, воин, первый лидер попытавшийся «объединить» все известные земли – и ставший при жизни легендой;

Якутские знамена:

Получается так, что практически каждая семья в Якутии (в Республике Саха (Якутия)) могла иметь в прошлом свое знамя - знамя своего основного рода (ууhа).

Послесловие

У Общественной организации «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии» открыт новый сайт где Вы можете прочитать все статьи нашей организации, который будет размещен (развернут) ориентировочно через 2 недели по электронному адресу: https://www.dinastyandlegacy.com/

Известный и талантливый разработчик эвенкийского голосового приложения «Ayana» Николай Апросимов совместно с Общественной организацией «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии» разрабатывают проект голосового «умного» приложения, который будет говорить на якутском языке, в целях сохранения и развития якутского языка.

Общественная организация «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии» проводит исследования в области «Ло — ТЕК», а также обмен опытом и лучшими практиками в этом направлении, «Ло – ТЕК» это аббревиатура от (Ло)кал + (Т)традиционный (Э)экологические (К)знания. Желающие могут принять участие в данных исследованиях, написав на электронную почту, указанную ниже.

Общественная организация «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии» также создает в своем составе Научно-исследовательский центр по прикладному применению нейросетей и элементов искусственного интеллекта для исследования ключевых исторических периодов и связанных с ней исторических документов, а также якутского языка. Кроме того, основывает центр «Digital Cinema & Art Center».

Номер и текст Челобитных [1.1]

1. РГАДА Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 196. Подлинник.

Перевод:

Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Бьет челом холоп твой далные твоей, государь, отчины Сибирские окраины великие реки Лены ясачной князец Мазарычко Бозеков. В прошлых, великий государь, годех пришли к нам на Лену руские люди, и к тем руским людем дед мой князец Тынина Мындяков пришел и амонатов привел и деду твоему, государеву, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михайлу Федоровичю всеа Росии поклонился и ясак платил. И с тех годов с наши с якутцкие земли ясак тебе, великому государю, идем и служим тебе, великому государю, крепко и верно и ясак платим, и в походы на твоих государевых изменником на непослушных людей ходим, кони и куяки даем. Милостивый государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, великий государь, за службу деда и дяди моево и за мою, холопа твоего, службишку написать в окладных наших якутцких имянных ясачных книгах князцем и дать свою, государеву <…> Царь государь, смилуйся, пожалуй.

2. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 197. Подлинник.

И против сего челобитья в Сибирском приказе выписано. В Ленских ясашных книгах 1677/78 году, каковы присланы к Москве, в нынешнем во 1680-м году за рукою воеводы Фомы Бибикова написано: Кангалаской волости Мазары Бозеков, ясаку на нем взяти на 1677/78 год по окладу 10 соболей, и те государевы соболи на нем, Мазаре, взяты сполна. А с Лены из Якуцкого в отписках и в проезжих якуцких грамотах, как он был во 1676/77-м и в нынешнем во 1680-м году написан князцом»

3. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 31. Л. 386. Подлинник.

«Да тех же, государь, якольских людей князец Тынина да князец Бойдон живут на реки Лене и с нами, холопами твоими, дрались по вся дни и твоего государева ясаку нам не дали и нас, государь, холопей твоих, не хотели ис своей земли выпустить. А нас, государь <…> было немного. А как, государь, будет ходить из Енисейского острогу по многу служилых людей, и тех, государь, немирных князцей умирити мочно и привести под твою государеву высокую руку»

4. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 368. Л. 163, 164. Подлинник

«Того ж году я, Петрушка, по государеву указу великому государю в новоприбыли учинил на Лене ж реке служилых и с промышленных людей, с судных дел собрал государевы казны мяхкие рухляд[и] <…> (Л. 164) Бозекуя да Откурая, да Челяя з братьею Тыникиных детей Хагалаской волости».

5. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 307. Подлинник.

«Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа великия и малыя и белыя [России само]держцу бьют челом холопи твои Яку[цкого] острогу кнезец Мазаречко Тыгинин да Чюгунко Бодаев. Били челом мы, холопи твои, в своих обидах и в розоренье на Сергея и на Максима Мухоплевых и подали челобитную в Сибирском приказе. И ныне мы, холопи твои, и за всех якутов Сергеем и с Максимом во всем помирились и впредь мы на них… тебе, великому государю, не челобитчики… Вели, государь, челобитье наше и мир записать и вели, государь, Сергею и Максиму в Якуцком остроге быть по-прежнему»

6. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Оборот Л. 307. Подлинник.

7. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Ед. хр. 1556. Л. 24 об.-25. Подлинник.

«(Л. 24 об.) Великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю великия и малыя и белыя Росии самодержцу холопи твои Дорофей Троурнихт, Иван Татаринов челом бьют. По твоему, великого государя указу, и по статьям из Сибирского приказу велено Якутцкого города улусным и острожным, и зимовейным якутам и тунгусам за ясачной платеж давать им подарочного жалованья: меди в котлах, олово, одекую, крашенину да служилым людем к денежному жалованью московскими товары. А в Якутцком, государь, с 708-го года в присылке подарочного жалованья и московских и верхотурских товаров июля по 8 число нынешняго 711-го году не прислано и ныне все в росходе, и о том прежние воеводы Юрья Шишкин с товарыщи, а в 709-м и в 710-м годех мы, холопи твои, к тебе, великому государю, в Сибирской приказ писали и в нынешнем, государь, 711-м году городовых и зимовейных, и острожных улусные иноземцы князь Борток Мазарин с товарыщи о том подарочном жалованье беспрестанно бьют челом, а далных и зимовейных, острожных и заморских рек иноземцы в Якутцкой приходят и [бьют челом], бутто тем их подарочным жалованьем завладели у них прикащики, а прикащиком такого подарочного жалованьи им хотя погодно и давано и то по малому числу. А ныне, государь, прикащики перед нами сказывают: бесподарочного де жалованья на [Кам]чатку и на далные реки и в зимовья идти им от тех иноземцов без подарочного жалованья опасно, потому что они, иноземцы, безразсудные и говорят, бутто тем подарочным жалованьем корыстуютца они, прикащики, и о присылке, государь, подарочного жалованья – меди, олова, одекую, крашенины и на приказные дела бумаги писчей и в жалованье к денежной да[чи] якутским дворяном и детем боярским, и казаком прот[ив] прежняго сукны и иными и верхотурскими товары велики[й] царь и великий князь Петр Алексеевич все великия и мал[ыя] и белыя Росии самодержец, что укажешь. А сию отп[иску]

РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Ед. хр. 1556. об.-25. Подлинник.

(Л. 25) к тебе, великому государю, к Москве из Якутцка послали мы, холопи твои, с выборными казенщики: дворянином Алексеем Ушницким с товарыщи июля в 8 день нынешняго 711-го году и велели подать в Сибирском приказе генералному президенту и московскому коменданту и Сибирских правинцей судии князю Матвею Петровичю Гагарину с товарыщи. Траурнихт, Татаринов»

Текст и изображение исторических документов содержащих/связанных в себя якутские знамена

Перевод и/или пояснения

1.РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 150. Подлинник

Запись о смерти и завещании намского князца Нокто Никина (внука князца Мымака): «1677-го генваря в 8 день сибирской якутцкой князец Нокто Никин умер, а после ево остались люди ево Курчага да Мотора. А при смерти князец Нокто Никин приказывал князцу Мазары, чтоб после ево смерти по их вере тело ево сожгли, а пепел бы свести к родителем ево в Якуткой. А что ево пожитков, и те пожитки приказал князцу Мазаре Бозекову. И о том у него, Нокто, написана духовная и та духовная у него, Мазары, и тое духовную приказал [отдать] в Якуцком братьям своим Быкею [да] Быкею» (Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 150).

РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 150 об. Подлинник.

На обороте записи имеется изображение «знамя князца Мазары» в виде традиционной лошади (Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 150 об.)

2. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 189 об. Подлинник.

На обороте листа 189 имеется изображение нескольких знамен, в том числе, «знамя князца Мазары» в виде традиционной лошади. А также – знамена «Чугуново» и «Чисино» в виде двух луков. Под знаменами имеется подпись: «Знамена подписал по их веленью толмач Максимко Мухоплев». Данная запись, как и подписи принадлежности «знамен» конкретным князцам сделаны рукою М. Мухоплева. Рисунки самих знамен сделаны, возможно, самими якутскими князцами (Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 189 об.).

3. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 202, 203. Подлинник.

На обороте листа имеется изображение «знамя Мазарычко» в виде традиционной лошади, но более детализированного вида, с глазом, гривой и пушистым хвостом. Рядом стоят «знамена» Чукачки в виде лука со стрелой и Чугунки в виде лошади (Там же. Л. 202 об.);

4. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 269 об., 270 об. Подлинник.

На обороте листа находятся 50 знамен, одно из них принадлежит Мазары Бозекову. Большая часть знамен имеет традиционный вид лошади. Встречаются также луки со стрелами и круги с перекрестием внутри (Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 269 об., 270 об.).

5. РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ед. хр. 899. Л. 273-274 об. Подлинник.

На обороте листов имеются знамена всех челобитчиков в виде лошадей, кругов с перекрестием, луков со стрелами и неких треугольников с двумя вертикальными линиями.

Пресс-служба Общественной организации «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии»

© (авторские права принадлежат) Общественной организации «Фонд им. Мазары Бозекова и купца П. И. Захарова: наследие и династии», включая илл., 2023 г.

По всем вопросам обращаться PetrZakharovFdn@rambler.ru

По данной ссылке вы можете ознакомиться с полным списком источников к данной публикации (очень рекомендуем ознакомиться, так как размещено много дополнительных материалов) https://disk.yandex.ru/d/F2jE6DpgfSrYbQ




Тобольск

«Саранча начинает прыгать на огородах»: жители Оренбургской области поделились кадрами атаки насекомых


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Повышение по горизонтали // Главой Тюмени станет мэр Тобольска

Как Александр Петров сказочного змея воспитывал: Metro побывало на съёмках фильма "Горыныч"

«Саранча начинает прыгать на огородах»: жители Оренбургской области поделились кадрами атаки насекомых

Стартовали съемки фильма-сказки «Горыныч» с Александром Петровым

Новости Тюменской области

Повышение по горизонтали // Главой Тюмени станет мэр Тобольска

Стартовали съемки фильма-сказки «Горыныч» с Александром Петровым

Член Союза художников России безвозмездно передал в фонды Тобольского музея-заповедника 77 работ

«Саранча начинает прыгать на огородах»: жители Оренбургской области поделились кадрами атаки насекомых


Повышение по горизонтали // Главой Тюмени станет мэр Тобольска

Тобольская межрайонная прокуратура пытается всеми правдами и неправдами получить “нужные показания”

Шурышкарский район встретил дорогую «Северную сказку»

Организаторы круизов по Оби заявили об отсутствии Речного вокзала в Новосибирске


Мэр Тобольска заставил чиновников косить разросшуюся траву

Тобольская межрайонная прокуратура пытается всеми правдами и неправдами получить “нужные показания”

Астрводоканал ставит дополнительные насосные станции для нормализации водоснабжения

Пятидесятница, День Святой Троицы, воскресенье, 23 июня 2024 года: что будет в храме?


Губернатор Тюменской области Александр Моор
Тюменская область

Моор: паводок начал отступать на всей территории Тюменской области


Частные объявления в Тобольске



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Deep Purple

Deep Purple — The Well Dressed Guitar



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Тобольск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Легенда вне времени Жанна Агузарова и легенда поп-музыки Жанна Фриске:самое интересное с Премии МУЗ-ТВ 2024

Агент Щенникова рассказал, связывался ли Баста с игроком по поводу перехода в «СКА-Ростов»

Мелодия для электроскрипки в заброшенном храме

Юные таланты под эгидой Фонда Спивакова дали концерт в «Михайловском»


Хуркач о реванше со Зверевым: «В голове сидел тот матч в финале United Cup»

Анна Калинская впервые вошла в топ‑20 рейтинга WTA

В Беларуси отреагировали на неожиданное решение Арины Соболенко

Российские теннисисты подпишут декларацию о нейтралитете для участия в Уимблдоне


Commentator’s curse strikes immediately as LIV golf hothead Tyrrell Hatton swears live on TV after losing it at the WIND

‘I’ll have to talk to my agent’ says Harry Kane as England star offered transfer from Bayern during press conference

Rashan Gary Showed No Concern When Asked About Caleb Williams

Who could England get next in Euro 2024 knockout stage after going through to last-16?