Новости Тюмени
Мы в Telegram
Добавить новость
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016 Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4
5
6 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Государево дело: борьба Российской империи с… неправильным православием

Исторические напёрстки

Государево дело: борьба Российской империи с… неправильным православием

Государево дело: борьба Российской империи с… неправильным православием

Есть такой термин в узких кругах историков: «духовная катастрофа XVIII века». Исключительно любопытная статистика. Когда Православие преодолевало раскол в XVII веке — на Руси было канонизировано чуть более сотни «святых». В XVIII веке — всего один. С начала XIX столетия и вплоть до революций 1917 года Православная церковь признала таковыми… 10 человек. С поправкой: большая часть канонизаций пришлась на будущего святого страстотерпца Николая II. Который всячески ударился головой о потусторонний процесс производства на свет наследника трона (первыми родились четыре девочки).

Сегодняшний день обсуждать нет смысла. Как только плотины воинствующего атеизма СССР прорвало, на один только 2000 год пришлось 1 067 канонизаций «святых». Архиерейский собор РПЦ установил мировой рекорд. Столько народа за один присест ещё не прославляли… Так почему к этому вопросу столь осторожно подходили со времён Петра Великого, что за странная «духовная катастрофа» случилась в том XVIII веке?

К ноге!

Чудесная цитата есть, принадлежащая перу Василия Ключевского: «Государство крепло — народ хирел». Такой простой и изящной формулой великий мыслитель и историк дал характеристику пост-петровской эпохи. Можно дальше мысль развить, глядя на статистику канонизаций. Вместе с народом впало в упадок и само Православие, так получается?

Первый император Пётр I хотел всего «по западному образцу». А церковь желал видеть в рамках протестантских чертежей устройства общества. С чётким и безоговорочным подчинением монарху, его воле в лице правительства. Его личная вендетта с Православием затянулась на двадцать лет. В 1700 году беспокойный Пётр упразднил институт патриаршества, но только в 1721-ом смог создать «духовное министерство» при правительстве, Святейший Синод.

(Иллюстрация из открытых источников)

Оставив за скобками всякую душещипательную софистику, следует признать: Православие было полностью и безоговорочно разгромлено. Поставлено на службу светским властям новой Империи. Это не понравилось всем. Самим священнослужителям, простому люду. Породив новое явление «народного православия». Куда сбежались полуязыческие суеверия, культы местночтимых святых.

Мутной пеной вспучилась российская глубинка раскольниками всех мастей, повальным явлением стало почитание мощей и икон, не упоминаемых в церковных книгах. На протяжении всего XVIII века Священный Синод (читай — государство) яростно боролся с рецидивами народной религиозности. Война была не шутейной: сжигали иконы, закапывали мощи, ссылали священников, наполняли тюрьмы юродивыми и кликушами, пороли их последователей десятками тысяч. Какой результат? Печальный. «Народное православие» победило в итоге.

(Иллюстрация из открытых источников)

Военными методами.

В советское время историография Петра I была такой… богоборческой, что ли. Яростный атеист на троне, непримиримый гренадёр на фронте супротив мракобесия. Школьники знали нужные факты: отличился прогрессивный государь переплавкой колоколов на пушки, изъятием церковных ценностей на нужды флота и т.д. С тех пор подобная точка зрения не далеко ушла, продолжает господствовать.

Увы, всё не так. Атеистом реформатор Петр может и был, но «богохульство» при нём оставалось «государевым преступлением» незыблемо. А постоянное внимание к делам церковным говорит: государь прекрасно уразумел англиканскую формулу монархии: хула на Бога — хула на монарха.

Главным борцом за Скрепы православные было Соборное Уложение 1649 года. Которое однозначно предписывало богохульников «обличив, казнити, сжечь». Пётр I эти процедуры включил специальными статьями в Воинский и Морской Уставы. За неуважение к православной обрядности («службу Божию поносит, и ругается слову Божию и Святым Таинствам») — голова долой, без вариантов. Хулители Матери Божией подвергались «телесным наказаниям», прямо пропорциональным степени «злых речей».

(Иллюстрация из открытых источников)

Морской Устав рекомендовал прощать хулителя, если смогли доказать обвиняемые: делали сие «токмо из легкомыслия». Но если появлялись антиклерикальные рецидивы, виновный должен быть «аркебузирован» (расстрелян).

Военно-церковные суды вплоть до середины XVIII века почти не обращали внимание на указание Морского устава, не утруждались выяснением степени «легкомыслия». Офицеры и церковные иерархи предпочитали действовать жёстко и прямолинейно: смертная казнь. Это не были какие-то единичные случаи, явление долгое время оставалась распространённым. Почитайте дневник камер-юнкер Фридриха Берхгольца, где подробно изложено сожжение мужика (по частям) за поругание иконы.

Или Тобольск, 1738 год. Сибирский митрополит Антоний Стаховский, безжалостный борец со старообрядцами (канонизирован РПЦ в 1984 году), как-то на одной из литургий заподозрил двух баб в раскольничестве. Поблажилось архиерею… после причастия те сплюнули «святые дары». Это была в то время огромная проблема. Вплоть до начала XX века «тайные старообрядцы» посещали никонианскую церковь, имитировали причащение. Считалось среди них: так можно избежать «общения с Антихристом», не навлечь на себя преследование.

Баб раскольничьих схватили. Под пытками те сознались: да, сплюнули «святые дары». Но случайно. Подтвердили свои слова, перекрестившись официальным троеперстием. Материалы следствия отправили в Синод. Там, согласно идеям «западного гуманизма», рекомендовали владыке не столь резво скакать на инквизиторском коньке. Ограничиться церковным покаянием обвиняемых.

Но Тобольск далеко, пока депеши туда-сюда сновали… митрополит Антоний (строго по статье Соборного Уложения 1649-го года) спалил женщин в срубе. Но это был спад мракобесия, наступали иные времена.

(Иллюстрация из открытых источников)

Можно выдохнуть?

Во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II за богохульство стали судить реже, наказывать не столь жестоко. Гуманизировалась немного система. В 1783 году разбиралось вопиющее дело сына глуховского атамана Петра Борщевского. За которое при Петре-батюшке до смерти батогами могли заколотить. Придя пьяным в церковь, вьюнош грязно выругался в адрес Богородицы. Прихожане составили донос, но следствие затянулось. Точку в нём пришлось ставить самой императрице, Екатерина Великая начертала:

«Борщевский учинил столь тяжкое преступление не из злости или вредного умысла, а единственно от пьянства, то в рассуждении сего милостию от наказания избавить».

Богохульника спровадили на восемь дней в ближайший монастырь, продержали на «хлебе и воде». Кстати, «смягчающее обстоятельство» в виде пьянства уже давно после Петра-реформатора применялось. Синод частенько при вынесении приговора назначал обычное покаяние. Вятский крестьянин Симонов обвинялся в том, что будучи крайне хмельным, матерно ругался. К каждой фразе добавляя: «И с Богом!». Отделался испугом, хотя полвека назад лишился бы бедовой головушки.

(Иллюстрация из открытых источников)

Почему так вдруг система стала недужить излишней либеральностью? Дело в том, что «обвинение в богохульстве» стало излюбленным мотивом доносчиков. Если рассматривать дела того периода, даже бытовая потрава посевов… обязательно имела под собой какой-то сектантский след. До смешного доходило…

В 1762 году обер-аудитор Лев Шишков написал донос на подпоручика Никифора Батюшкова. Тот подзывал свою собаку именем христианского святого — Фирс. Причём кляузник узнал о таком богохульстве именно 14 декабря, в день поминовения священномученика. Синод оставил это «совпадение» без внимания, дело даже разбирать не стал. А собаку, на самом деле, звали Форс.

133 дела о богохульстве, которые разбирались в России в XVIII веке, — точно известны, подняты из архивов. Обвинялся 31 солдат, 24 крестьянина, 18 арестантов и колодников, 15 представителей церковного клира, 12 чиновников, десять дворян, девять горнозаводских крестьян, семь горожан, шесть купцов и семь иностранцев.

Почти все — мужского пола. Большинство дел заводилось… после наказания плетьми. Когда получив за другой проступок «горячих», человек витиевато материл Бога, Божью Матерь, архангелов со святыми угодниками при большом стечении народа.

(Иллюстрация из открытых источников)

Прекратить мракобесие!

Петра I можно поблагодарить, с одной стороны. Он чётко наметил вектор секуляризации России. Не ставил задачей полностью отделить церковь от государства. Тем более — вводить какое-то светское мировоззрение. Для строительства самобытной, в чём-то уникальной самодержавной и православной империи был использован древний принцип: cujus regio, eius religio («чья земля, того и вера»).

Беспокойный реформатор, его преемники знали чего хотят. Свести излишнее многообразие религиозных поместных практик к единому канону. Который будет утверждаться светской властью Санкт-Петербурга. Если сначала это было направлено против раскольничьих движений (от старообрядчества до нарождавшегося хлыстовства), то потом больше обращали внимание на формы «народного православия».

Первый удар в этом поле получили «ложные чудеса». Их повелели высочайшей волей Петра I — считать суевериями. Первый император неоднократно говорил: монашество — это обычное тунеядство, вера в заступничество святых и помощь чудотворных икон — отвращают подданных от служения государственным интересам. Всем памятен этот исторический анекдот и угроза царя:

«Если Богородицы ещё раз заплачут маслом, то поповские задницы заплачут кровью».

Правда или нет, но факт достоверный: иконы больше никогда не мироточили. А сам император религиозных практик не гнушался, несмотря на объявление их суевериями. Если видел реальный государственный смысл и пользу, охотно подыгрывал мракобесию. В 1721 году, например, с огромной помпой (лично!) привёз мощи Александра Невского в Санкт-Петербург. Чтобы показать всей империи «правильную» преемственность власти от самих Рюриковичей.

(Иллюстрация из открытых источников)

Вся логика запущенного исторического процесса говорила: с сего дня начнём различать правильные государственные суеверия и неправильные — народные. Которые суть раскольничество. Именно поэтому озорное движение в Православии, с толпами святых угодников, старцев и прочих чудотворцев… резко скатывается в канаву истории. Новых волшебных икон (странным и чудесным образом) — не появляется, новых святых не прославляют. Но государство бдит, за поругание старых «святынь» наказывают по всей строгости закона.

Бюрократия Веры.

В этом году впору умеренным атеистам отметить великий праздник. 300 лет со дня начала борьбы с народным невежеством, местечковым мракобесием. В 1721 году появился Духовный Регламент. Документ явно с сильным протестантским душком, но свою задачу выполнил. Свёл к минимуму пространство «богословского вольномыслия» в рамках единой православной практики.

Первый раз Регламент применили показательно летом 1721 года. В отношении дьяка Василия Евфимова, который огласил «ложное чудо». После разбирательства было велено мистификатора и «чудотворца»… казнить. Тут же завели ещё одно: «о почитании чудотворной иконы монаха Маркелла из Александро-Свирского монастыря». Местный клир настаивал, святее всех святых никого нет.

Когда прибыла специальная комиссия, вскрылись вопиющие безобразия. При обретении «нетленных мощей Маркелла» были только чёрные косточки. Убедительных доказательств чудотворности иконы — не нашлось совсем. Крашеную деревяшку решили публично сжечь, «чтобы суеверия и богопротивнаго чевствования не было».

Но перешибить стяжательство обителей, подпитывавших «народную религиозность», было очень трудно. В 1737 году Анна Иоанновна издаёт Указ «О пресечении суеверий». Объектом борьбы выбраны кликуши и юродивые, разлагающиеся мощи местных святых. Появились специальные люди, «десятильники». Они собирали подати с духовенства, обязаны были «пресекать суеверия».

(Иллюстрация из открытых источников)

На самом деле, затея забуксовала. «Десятильники» обычно избирались из местных богатых и влиятельных прихожан. Сами не чурались отыскать какие-нибудь «нетленные мощи», устроить бюрократическую тягомотину по поводу неожиданно «всплакнувшей» иконы. В 1762 году этот Указ настойчиво дублирует только взошедшая на престол Екатерина II, при ней процесс идёт куда эффективнее.

Да ну вас…

Чтобы там ни придумывали в Санкт-Петербурге, самодержавная власть в лице Священного Синода проигрывала. Народное православие хитрило, прятало свои местечковые суеверия всё более изобретательно. Грозные циркуляры сверху местные епископы и монастыри предпочитали не замечать, даже митрополиты игнорировали желание столицы избавить бумагу от тысяч и тысяч «чудотворцев», предметов их гардероба.

Не было и дня, чтобы где-то что-то «божественное» не приключилось. Приезжали проверяющие от архиерея (порой и сам лично), служились молебны, начинались бесконечные по времени проверки… А народ радостно таскал многовёрстными крестными ходами какую-нибудь косточку или тряпочку. Слушал подвыпивших кликуш, именно вчера излечивших возле святого предмета слепоту или отрастивших руку.

Борьба с почитанием «ложных чудотворных» икон стала главным сюжетом истории государственных репрессий. В 1766 году новгородский митрополит Димитрий наказал всех почитающих чудотворную икону Иоанна Златоуста. Гнев архиерея был велик, пострадал даже влиятельный князь Василий Мещерский. Кстати, икону подарил местной церкви именно он. Князя отлучили от причастия на два года, прославлявших её клириков распихали по дальним монастырям. Когда к крыльцу Димитрия приползла на коленях плачущая «общественность», её ожидали солдаты. Всех жалобщиков долго и со вкусом секли плетьми.

Иногда система давала сбои. На самом верху, конечно. В 1751 году была официально признана чудотворной — Ахтырская икона Божьей матери. Неофициально и тишком её почитали волшебной с конца 1730-х годов, несколько комиссий Синода не могли доказать обратное, столь много «свидетелей» подкладывал обретший её священник города Ахтырки. Вопрос разрешился сверху. Фрейлине императрицы Елизаветы Петровны, истеричной баронессе фон Вейдель явилась сама Богородица, приказала икону признать чудотворной. Точка.

(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы…

Приведу очень любопытный факт. После церковного раскола в середине XVII века многие из прославленных «святых» перестали считаться таковыми. Все помнят остросюжетную драму конца 1670-х , когда патриарх Иоаким деканонизировал Анну Кашинскую. Расследование показало: при обретении её мощей, рука святой была сложена в двуперстное крестное знамение. Мощи признали ложью, чудеса — выдумкой. Анну официально вычеркнули из святцев. Это было неслыханно: канонизация до той поры считалась необратимой.

Директива сверху что-то изменила? Ничуть, эффект получился обратным. Анну продолжали почитать святой на протяжении всего XVIII века. Несмотря на специальный строжайший запрет властей. Чудеса подле её останков фиксировались в «потаённых» церковных книгах, год от года они становились все чудесатее. Не помогали плеть и шпицрутены.

Старообрядцы всей страны тайком паломничали на родину святой, а местные чиновники считали барыши взяток. Синод ничего не мог поделать, лишь изредка устраивал облавы и показательные экзекуции. Но к каждой церквухе или монастырю со скитом полицейского не приставишь, контроль сделать тотальным было невозможно физически.

К началу XIX века борьба с «народным православием» и суевериями почти сходит к нулевой отметке. В 1818 году, во времена откровенного мистика императора Александра I, имя Анны Кашинской снова вносят в святцы, в 1909 году повторно признают святой. Власть капитулировала безоговорочно.

(Иллюстрация из открытых источников)

Именно Раскол ослабил Православие, дал Петру I прекрасный повод поставить склочную и жаждущую теократии публику в рясах — в откровенно подчинённое положение к государству. Это правда. Но что империя не смогла одолеть «народное православие» — тоже исторический факт.

Кто это очень вовремя и точно подметил? Правильный ответ — большевики. В 1903 году на II съезде РСДРП Владимир Бонч-Бруевич прямо сказал:

«Товарищи дорогие! Вместе с полулегальными старообрядцами, Российская империя насчитывается 26 миллионов «раскольников» того или иного толка.
Именно эти люди, доведённые «официальным» Православием до острого неприятия государственного клерикализма — могут стать горючим будущей революции. Почему? Да по причине колоссального опыта многих поколений, способности сопротивляться авторитаризму».

Оказался прав умничка Бонч-Бруевич. Ставка… сыграла. 

ß

Отповедь Грете Тунберг и прочим провокаторам: человечество спасут обычные сорняки!

Отповедь Грете Тунберг и прочим провокаторам: человечество спасут обычные сорняки!

Ох, тяжко ваш покорный слуга ревакцинацию пережил. С пятницы полный упадок сил в пол. Глаза вполнакала, речевой аппарат сбоит, точность попадания в клавиши напрочь отсутствует. Пришлось скомандовать: «Диван! Ко мне!», в полузабытьи пялиться на свежие научные программы ТуТуба. Наткнулся на почти двухчасовой фильмец о «глобальном потеплении». Где умные дяденьки и тётеньки рассказали душераздирающую историю: оказывается, человечество массово начнёт вымирать от голода к 2050 году.

Однако… Главным калибром данной теле-мути выступала не совсем адекватная девочка Грета Тунберг, которую предприимчивые родители лечат не теми методами. Но не суть. Пробрала картина продовольственного Попакалипсиса до ливера, исплакал футболку, простынку и штору. Замутнённый «Спутником Лайт» мозг вытащил на свет божий одну интересную тему, охотно сейчас поделюсь.

Итак. Который уже год неолитическая стоянка Такаркори, в районе горной Сахары, подкидывает мировому учёному сообществу много интересного. Местечко было популярно и среди охотников-собирателей, потом её облюбовали первые скотоводы. Непрерывно использовалось четыре тысяч лет (10 200-4 600 лет назад). Но самые любопытные данные пошли, когда туда прибыла группа палеоботаников из Италии, Великобритании и ЮАР. В рамках совместного проекта по изучению хозяйственно важных растений доисторического периода.

Вечный дом.

Такаркори — это своеобразный скальный навес в предгорьях ливийских гор Тадрарт-Акакус. Он полностью отрыт с запада, удобно расположен в сотне метров над высохшим руслом реки (называется «вади»). Работы там не прекращаются более двух десятков лет, несмотря на военно-политические неурядицы региона. Уникальность археологической площадки в том, что она содержит абсолютно непрерывную последовательность культурных слоев. Каждый из которых прекрасно сохранил следы хозяйственной деятельности людей голоцена (10 200-4 600 лет назад).

(Иллюстрация из открытых источников)

Сначала Такаркори облюбовали группы охотников-собирателей. Оставили кострища (очаги, горевшие десятилетиями), первую примитивную керамику, каменную утварь (ступки и пестики для перетирания зёрен), остатки минеральных красителей для росписи, фундаменты для каменных заборов (служили загонами для диких баранов). Найдены обрывки плетёных циновок и корзин для переноски фруктов и семян.

(Иллюстрация из открытых источников)

Самое главное, на стенках глиняных горшков были обнаружены органические молекулы растительного происхождения. Именно после таких данных медицинской лаборатории Модены научное общество встрепенулось: 10 000 лет назад на стоянке Такаркори люди варили в горшках кашу нескольких видов. Из чего, простите? Быть того не может!

Подошли новые исследования, уже из верхних слоев. 8 200-6 900 лет назад тамошних охотников-собирателей очень постепенно сменили племена скотоводов. Предпочитали разводить коз и овец, стоянку Такаркори использовали как сезонное убежище. Быт не менялся, всё те же каменные орудия, керамические грубые изделия, лишь более грамотно устроенные очаги. Благодаря черепкам «грязной посуды» сохранились остатки пищи, органолептические исследования рассказали немало интересного, позволили точно датировать появление молочного животноводства в этой части Африки.

Под скальной стеной нашли превосходно сохранившееся… кладбище. Где на протяжении полутора тысяч лет хоронили женщин и детей. Полностью сохранившимися являются 15 могил. Несмотря на различные исторические эпохи, проведены по однотипному специфическому ритуалу, основанном на женских родственных связях. Когда охотников-собирателей сменили скотоводы, ритуалы поменялись. Уже находятся останки и мужчин, и женщин.

(Иллюстрация из открытых источников)

Цивилизационный рывок.

Наиболее долго в Такаркори задержались палеоботаники. Из последовательности слоёв (более трёх сотен!) были собраны комплексы спор и пыльцы. Построены понятные климатические карты огромного исторического периода, закрыто немало «белых пятен» в этом вопросе. С точностью до нескольких десятилетий определили, как сменялся доминирующий тип растительности в этих местах. А вместе с ним — и климат.

Подробно промаркировали переход от влажного растительного рая «зелёной Сахары» — к суровым засухам около 5 500 лет назад, полностью подтвердив и дополнив исследования долины Нила. Но начиная с самых ранних слоёв, французским учёным при раскопках попадались кучки зёрен и колосков различных растений. Именно это и привлекло в Такаркори специалистов Рима и Модены, британцев и специалистов из ЮАР.

Было выделено три десятка так называемых «агрегатов», около 230 000 зёрен. Учёные разделили их на две категории. В первую вошли только обмолоченные и провеянные семена, без плёнок и шелухи. Они были найдены в самых древних слоях, с 9 500 лет тому назад. Все манипуляции с зерном проделывали охотники-собиратели. Во вторую категорию вошли смешанные «агрегаты»: зёрна, пустые колоски, соломинки. Это уже эпохи скотоводов.

(Иллюстрация из открытых источников)

Совершенно точно установили — древние кучки семян концентрировались на небольшой площадке северной части раскопа, более поздние — в центральной части. Эти места были нарочно отведены под «зернохранилища». Там же найдены фрагменты плетёных корзин, средства переноски и хранения. С застрявшими отдельными зёрнами. Неподалеку был «мучной цех» с соответствующими приспособлениями и утварью.

Вторая категория «агрегатов» не была столь очевидной, вряд ли использовалась в пищу человеком. Судя по составу и пропорциям — смешанные растительные массы были попыткой составить наиболее питательные рецепты… кормов мелкого молочного скота. Хотя и вполне подходит гипотеза об отходах обработки пищевых зёрен. А вот с их принадлежностью к видам — началось самое интересное.

Древнейшие обитатели Такаркори, охотники-собиратели, в первую очередь собирали «сорго» во всем его видовом многообразии. Одно из самых первых культурных растений. Неприхотливое злаковое растение. Относится к яровым культурам, встречается в Африке, Австралии, Юго-Восточной Азии, Америке и совсем редко — в европейских странах.

(Иллюстрация из открытых источников)

В течение почти 600 лет люди набирали в корзины созревшие зёрна сорго, приносили урожай на стоянку, обрабатывали и готовили каши. Рацион дополняли семена «слоновой травы», дикого проса, ветрянки. Сегодня это редкие кормовые культуры. Со временем всё чаще стали использовать на стоянке «фонио», так называемый «голодный рис». Наши ЗОЖ-ники его знают под названием «росичка».

(Иллюстрация из открытых источников)

Шли века, климат становился всё суше. И около 8 600 лет назад в зерновых агрегатах стала доминировать «хвостовка просовидная», крайне вредный сегодня сорняк. Лишь в некоторых очень бедных регионах Азии и Африки его пытаются использовать как добавку к кормовым смесям. Через 2 000 лет хвостовку уверенно вытесняют семена «ежовника», сегодня — наиболее вредного придорожного сорняка. Наши огородники знают этого недруга как «куриное просо». Но в Азии растение местами окультурили, под названием «пайза» возделывают для технических целей.

(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы…

После такого короткого и нетипичного экскурса для «Напёрстков», немного поозорничаем с умозаключениями. Итак, палеоботаническая картина полна и детальна. Полностью понятны переходы: от одних хозяйственно значимых доминант к другим. Уход в небытие «сорго», доминирование «хвостовки» — это крайняя устойчивость последней, конкурентоспособность во всё более сухом климате. «Хвостовка», как почти неискоренимый сорняк, мгновенно захватывает так называемые «нарушенные места обитания», не обращает внимание на неустойчивые климатические условия.

У «сорго» семена более крупные, но у хвостовки их гораздо больше. И древние люди махнули рукой на дальние походы за более питательным меню, предпочитая собирать урожай на вытоптанных площадках вокруг стоянки. Весьма разумный выбор. Затем появился «ежовник». Пока загадка, каким образом его сюда занесли, но не суть. Сорняк очень быстро прижился. Демонстрируя куда большую неприхотливость, составил жёсткую конкуренцию «хвостовке».

По сей день его способность быстро занимать пастбища с высоким уровнем выпаса высоко ценится народами Центральной Азии, Кореи, Японии. Благодаря быстро восполняемой зелёной массе. Однако учёные заметили одну любопытную деталь: вместе с естественной конкуренцией двух «сорных видов» имел место целенаправленный отбор растений с нужными человеку свойствами. Это касалось «ежовника» и дикого проса, селекция велась не менее полутора тысяч лет. Результатом стали более крупные зерна (в полтора раза) очень вытянутой формы.

Но… несмотря на практику сбора семян и колосьев в течении четырёх тысячелетий (9 500–5 550 лет назад), эти растения не были одомашнены человеком. Большинство из них числятся сорными, в редких случаях — кормовыми или техническими. Хотя тот же «голодный рис» в Азии был окультурен и возделывался уже 11 тысяч лет назад. Почему так вышло? Ответа внятного пока нет.

(Иллюстрация из открытых источников)

Учёные считают, что только приоткрыли новое окно для более масштабных исследований. Все травы из меню древних обитателей Такаркори являются неприхотливыми генералистами, способными выживать в широком диапазоне климатических колебаний. Найти и вырастить такие растения проще всего, они прекрасно восстанавливаются в обитаемых территориях, способны заполонить нарушенные участки.

Вот и ответ готов на душераздирающие страдания телевизионных экологов и откровенно невменяемой девочки Греты Тунберг. Боитесь голодной смерти человечества в условиях грядущего потепления? Ха, наш вид прекрасно эти кризисы уже преодолевал. Изучайте сорняки, господа. Они со своим арсеналом приспособляемости и выживаемости могут чудесно заменить многие злаковые капризные культуры. Расти в таких «поражённых» местах, которые самой природой заброшены.

Полезно любить науку. Понимать, что четыре тысячи лет плотного хозяйствования в окрестностях Такаркори именно сорняки служили людям верой и правдой. Из них варили молочные и простые каши, мукой густили мясные похлебки. Грешно такое подспорье «настоящих культурных растений» недооценивать. Кто как, но гордость за сорняки и человеческую сообразительность — испытываю. Не бойтесь, припрёт — выкрутимся.




Тобольск

Проект «Город открытий» позволяет школьникам совместить туризм и профориентацию


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Стало известно, когда в Екатеринбург прибудет «Эшелон Победы»

На Екатеринбург надвигается новый циклон

Проект «Город открытий» позволяет школьникам совместить туризм и профориентацию

На Коршуновском ГОКе почтили память первого директора предприятия Виталия Беломоина

Новости Тюменской области

Жену спикера Тобольской думы обвинили в нелегальной торговле алкоголем

Тобольский футбольный проект стал одним из лучших в России

Ura.ru: жену спикера Тобольской районной думы оштрафовали за торговлю алкоголем

Неизвестный водитель на скорости врезался в военный памятник в Тюменской области


Новым директором екатеринбургского ТЮЗа стал чиновник с актерским прошлым

Нового руководителя Екатеринбургского ТЮЗа Сергея Радченко представили коллективу

Тюменский вояж, часть 2 — закатный Тобольск

О графике работы офисов в праздничные и выходные дни в апреле – мае 2024 года


У вертолета тюменской авиакомпании открылись двери во время полета

Красота православных храмов (#381)

Тюменский вояж, часть 2 — закатный Тобольск

По Уралу пройдет "Эшелон Победы"


Губернатор Тюменской области Александр Моор
Тюменская область

Тюменский губернатор Моор: река Тобол подтопила новые территории


Частные объявления в Тобольске



Загрузка...
Rss.plus
Персональные новости
Сергей Брановицкий

Песня под Ключ. Купить Песню под Ключ. Запись Песни под Ключ.



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Тобольск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Свой день рождения White Queen отметила вечеринкой в космическо-морской тематике

Кудрявцева отправила сообщение Волочковой с призывом бросить пить алкоголь

В Мурманске пройдет очный отбор в юношеский симфонический оркестр Юрия Башмета

Сотрудники библиотеки №12 им. А.К. Толстого Брянска провели музыкально-литературный вечер к 100-летию со дня рождения поэта Булата Окуджавы


Лучший теннисист Казахстана сдал позиции в чемпионской гонке ATP

После победы в Мадриде Рублев поднялся с 8-го на 6-е место в рейтинге ATP

Свентек выиграла титул WTA в Мадриде

Андрей Рублев поднялся на шестое место в рейтинге ATP


T20 cricket is here to stay, will take the game forward: Ganguly

Seven reasons Sporting are champions of Portugal

Exclusive - Kettan Singh apologises to Karan Johar after filmmaker expresses disappointment over his mimicry on Madness Machayenge; says 'My intention was never to hurt him'

Sci-Fi Short Film BackSpace Forever - DUST - Online Premiere