Гримерки из еловых лап, концерт под «катюши», а после – кружка спирта: как жили в войну артисты и почему Белорусскую фронтовую бригаду называли бессмертной
<p>Музыковед Ольга Брилон завершает работу над книгой «Белорусская эстрада. Ностальгический дивертисмент» об истории эстрады Белгосфилармонии.</p>
<p>- Есть там раздел и про фронтовую бригаду, о которой я узнала благодаря завлиту Гомельского областного драмтеатра Инге Усенковой, - вспоминает Ольга.</p>
<p>...В конце июня 1941-го в Гомель с миссией от ЦК Компартии Беларуси прибыл директор Белгосфилармонии Григорий Прагин. Он собирал Первую эстрадно-театральную бригаду для художественного обслуживания частей действующей Красной армии. В ее первый состав приняли артистов Гомельского драмтеатра Павла Голышева, Ивана Киреева, Зою Овчарову, Сергея Остроумова, Михаила Перстина, Евгения Полосина, Петра Чернова... К ним присоединился смоленский сатирик Иван Творцов, солист оперетты Иван Сайков (из объятого огнем Бреста до Гомеля он добрался в майке и спортивных штанах!), музыканты, студенты-вокалисты, танцоры - все творческие силы, которые удалось собрать в Гомеле.</p>
<p>Уже 3 июля состоялся дебют бригады: на лесной поляне под Гомелем артисты трижды выступили для красноармейцев. С кузова грузовика читали «Ледовое побоище» Константина Симонова, играли увертюру к опере «Кармен» и белорусскую польку, пели шлягер «Ну-ка, чайка, отвечай-ка!» из фильма «Моряки» и сатирические куплеты:</p>
<p>Наши пушки танки жгут,</p>
<p>Скоро Гитлеру капут:</p>
<p>Он без хлеба, без воды -</p>
<p>И ни туды, и ни сюды.</p>
<p>- Сергей Остроумов вспоминал концерты для стрелков из Грузии, защищавших Гомель. К лезгинке подключились и зрители, а потом солистка Вероника Борисенко спела по просьбе полковника «Сулико». Под ее звуки солдаты получили приказ идти на передовую... - рассказывает Ольга Брилон.</p>
<p>Три-четыре концерта в день считались нормой. Артистам было не привыкать выступать под бреющими самолетами немцев. Правда, в дневнике бригады, который вел Михаил Перстин, были записи о 2,5 или 3,5 выступления - значит, концерту помешал авианалет или вражеский обстрел. Сергей Остроумов писал в своей книге «Особое подразделение» и о нервных потрясениях артистов в первые дни войны: кто-то бормотал под нос, кто-то нервно перебирал вещи в ожидании обстрела. Был случай, когда музыкант забирался на деревья - расслышать симфонию боя...</p>
<p><strong>«Шли по пояс в воде, над головой инструменты: они не тяжелее пулемета»</strong></p>
<p>В Гомеле и окрестностях артисты дали под 100 концертов, а между репетициями и выступлениями строили бомбоубежища и готовили бутылки с горючей смесью. Перед самой оккупацией города в середине августа 1941-го, когда от взрыва бомбы сгорело здание театра, бригада эвакуировалась в Тамбов. Благо, артистам выделили грузовик-трехтонку для пианино, «эмку» для администрации и старенький автобус, прозванный «люксом», который стал их домом на колесах до самой Победы. В сентябре 1941-го бригаду закрепили за политуправлением Западного фронта в подмосковном Перхушково и зачислили в штат Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. Артистов поставили на котловое довольствие, всем выделили ушанки, сапоги, фуфайки, шинели.</p>
<p>Тогда фашисты наступали на Москву - в Подмосковье постоянно слышался гул немецких самолетов. Белорусская бригада в эти дни колесила по военным частям вокруг Подольска. На передовую часто шли цепочкой по снегу, а под свист снарядов бросались в снег. Причем баянист Иван Патютков падал в обнимку с инструментом.</p>
<p>Сергей Остроумов вспоминал, как во время концерта в Подольске раздался грохот, погас свет, посыпались стекла, штукатурка - у клуба рванул фугас. Солдаты бросились к выходу, но артист Евгений Полосин, вышедший со своим коронным скетчем «Маляр», перекричал всех: «Подождите, я расскажу, что дальше было!» Его поддержал и командир: «Всем оставаться на местах!» Концерт продолжился под свет карманных фонариков.</p>
<p>А как-то артиллеристы буквально украли белорусов, чтобы те выступили у них. Причем параллельно давали залпы «катюш», и после каждого солдаты и артисты перемещались, чтобы не стать легкой целью врага.</p>
<p>Сергей Остроумов писал в «Особом подразделении», что на фронте знали таких артистов-мужчин, кого в туфлях-лодочках бойцы на руках доставляли от машины до сцены: «Но мы стремились переносить все тяготы фронтового быта как рядовые бойцы. Нужно добраться до части верхом - добирались, преодолеть брод - шли по пояс в воде, держа над головой музыкальные инструменты, реквизит и костюмы, ведь не тяжелее все это противотанкового ружья или станкового пулемета».</p>
<p>- Даже в лютый мороз бригада выступала не в землянках, а на полянах и просеках, чтобы порадовать больше бойцов, - рассказывает Ольга Брилон. - Хозяева же заботились об артистах: складывали гримерки из еловых лап, покрывали кузов грузовика брезентом, поблизости ставили печки-времянки. А после номера наливали по кружке спирта. Немудрено: скажем, свой «Акробатический этюд» Любовь Трофимова и на морозе исполняла в трико...</p>
<p><strong>«Белорусская бригада - ваш товарищ фронтовой»</strong></p>
<p>- К маю 1942-го бригада дала более 500 концертов. Артисты шутили: это показатель их «огневой мощи», - рассказывает Ольга Брилон. - Организатор бригады Григорий Прагин следил за реакцией зала, а потом давал оценки: «в яблочко», «около», «за молоком».</p>
<p>Конечно, на репертуар влияла ситуация на фронте. Быстро теряли актуальность из-за наступления немцев куплеты вроде этих:</p>
<p>Горько плачет Гудериан:</p>
<p>Провалился его план.</p>
<p>Танков нет. Солдаты где?</p>
<p>Кормят рыб в Березине.</p>
<p>Или песенка на мотив «Прекрасной маркизы» от имени гитлеровца:</p>
<p>Хотели в Оршу мы прибыть,</p>
<p>Но нам самим, кажись, не жить:</p>
<p>Не только Орши не видать -</p>
<p>Осталось нам могилы ждать...</p>
<p>Зато еще 7 ноября 1941-го бригада впервые спела свою песню, написанную аккомпаниатором Иваном Патютковым и поэтом Павлом Фурманским:</p>
<p>Мы явиться в гости рады</p>
<p>На рубеж передовой,</p>
<p>Белорусская бригада -</p>
<p>Ваш товарищ фронтовой.</p>
<p>Чтоб дойти к родному дому,</p>
<p>Чтоб врага отбросить прочь,</p>
<p>Без затей, по-боевому</p>
<p>Рады песней вам помочь.</p>
<p>А заканчивали выступление словами: «Прощайте же, друзья, прощайте же, герои, до новых радостных и скорых встреч!». Правда, военные цензоры требовали, чтобы пессимистическое слово «прощайте» не звучало. А неудачные для фронта номера советовали «петь на именинах у тети Маши».</p>
<p>...Одни артисты покидали бригаду, а другие присоединялись к ней - например, солистки Белорусской оперы Дора Кроз и Анна Ольшевская. А скрипач, заслуженный артист БССР Аркадий Бессмертный, весной 1942-го возглавил подразделение - Прагина отправили на другую работу.</p>
<p>- Нового шефа в коллективе считали талисманом. Говорили: благодаря Бессмертному и бригада бессмертная. В других артисты попадали на мины, под артобстрелы, их задевало осколками... Правда, шутили так о белорусах до тяжелого ранения ксилофониста Макса Масловского, - рассказывает Ольга Брилон.</p>
<p>Снова менялся репертуар - артисты бригады стали читать недавно опубликованные «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Симонова, фрагменты поэмы «Василий Теркин» Твардовского, «Гармонь» Александра Жарова. Звучали и «Наш тост», «Дзе ты, чарнавокая?» белорусского композитора Исаака Любана, автора «Бывайце здаровы», что одно время сотрудничал с бригадой.</p>
<p>В сентябре 1942-го бригада сыграла премьеру спектакля «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. Сергей Остроумов вспоминал: после спектакля артистов знали по именам, писали им письма, а хозяева старались устроить все, «как в театре»:</p>
<p>«Строили подмостки, порталы, пандусы, а в «зрительном зале» - несколько рядов скамеек... Помню, однажды во время спектакля актер никак не мог зажечь отсыревшие спички и наконец с досадой бросил коробок на стол. Тогда один из бойцов, сидевший близко от сцены, достал кресало, высек огонь и подал его артисту. Тот закурил, и боец возвратился на свое место».</p>
<p><strong>«Остались лишь соль и махорка...»</strong></p>
<p>В 1943 году бригада переехала в подмосковное Переделкино, потом под Смоленск, а с 23 июня 1944-го вместе с фронтом двигалась на Запад.</p>
<p>«Без централизованного управления мы превращаемся в самостоятельное блуждающее подразделение, выступаем в задержавшихся в пути частях, ночуем в оставленных немцами землянках. Некоторые из них были выложены внутри березовыми горбылями, из березы сделаны нары и даже столы, табуретки. Порой у нас не оставалось ничего съестного, ни грамма сухого пайка. Лишь соль и махорка...» - писал Остроумов. Артистов выручали ягоды и грибы.</p>
<p>В Минск бригада приехала 5 июля 1944 года.</p>
<p>«По обеим сторонам улиц - остовы разрушенных и сгоревших зданий, - писал Остроумов. - На булыжных мостовых - щебень, битое стекло, клочки бумаги. Время от времени с окраины города доносятся выстрелы. Говорят, что там кое-где забаррикадировались недобитые фашистские автоматчики. Автобус останавливается на Советской улице. Постепенно его окружают жители, ютящиеся где-то рядом в развалинах, - большинство из них женщины, пожилые, изможденные».</p>
<p>- В этот же день бригада дала два концерта с кузова студебеккера. После них Аркадий Бессмертный, Анна Ольшевская и Дора Кроз остались в родном Минске, - рассказывает Ольга Брилон. - А двумя днями ранее первыми в столицу вошли танки 2-го Гвардейского Тацинского танкового корпуса - там после ранений старшим инструктором политотдела служил организатор фронтовой бригады Григорий Прагин. У них с женой, оперной певицей Софьей Друкер, было двое детей - и оба погибли в Минском гетто...</p>
<p>Тем временем фронтовую бригаду возглавил артист Михаил Перстин. Под его началом она дошла до Каунаса, а Победу встретила в Кенигсберге, дав всего более 2000 концертов.</p>
<p>...После войны участники бригады вернулись в искусство. Среди них - солисты Белоруской оперы и Большого театра в Москве (Дора Кроз, Анна Ольшевская, Вероника Борисенко), артисты «Мосэстрады» (Михаил Перстин, Зоя Овчарова), преподаватели - Иван Патютков и Аркадий Бессмертный, снова ставший завкафедрой консерватории. А Григорий Прагин вновь руководил Белгосфилармонией, затем был замдиректора на «Беларусьфильме», Минской студии ТВ.</p>
<p>Многие еще в годы войны получили ордена и медали, а потом стали народными и заслуженными артистами. Евгений Полосин, чья карьера сложилась в минском Горьковском, - единственный из бригады народный артист СССР. Петр Чернов с конца 1943-го служил в МХАТе, а в кино запомнился ролями Семена Давыдова в «Поднятой целине», Бунчука в «Тихом Доне», начальника разведки в «Семнадцати мгновениях весны». Сергей Остроумов восстанавливал родной театр, был первым режиссером на гомельском телевидении и педагогом звезды БТ Зинаиды Бондаренко. А его книгу «Особое подразделение» в 2009-м инсценировали на гомельской сцене...</p>
<p>- Около года я собирала информацию в архивах, созванивалась и списывалась с теми, кто мог знать артистов. Вышла и на московский адрес Зои Овчаровой, которая с первых дней и долго была единственной женщиной в бригаде, - рассказывает Ольга Брилон. - Бывшая артистка «Москонцерта», судя по всему, была одинока. Ее соседи, которых я смогла вычислить, сказали мне: «Вы опоздали - Зоя Овчарова уже умерла...»</p>