"Женитьба Бальзаминова"
Фильм "Женитьба Бальзаминова" – шедевр советского кинематографа. Эта та классика, которая никогда не устареет. Режиссёр Константин Воинов вынашивал идею картины целых 20 лет, и все эти годы он знал, что главную роль отдаст только Георгию Вицину. К началу съёмок актёру было уже 46 лет, а его герою Мише Бальзаминову – всего 25. В таких случаях без помощи гримёров не обойтись.
Елена Богатырёва, художник по гриму:
– Для омоложения, с точки зрения гримёра, необходимо смотреть, что подойдёт актёру. Считается, если подтянуть немного нос, то он будет более задорным и моложавым. Нужно немножко его протереть спиртом и покрыть специальным лаком. Сейчас подтягивают нос кусочком тюля, а раньше был такой был тонкий материал – эксельсиор. Пока нос сохнет, можно попробовать надеть парик.
Константин Воинов собрал в фильме потрясающих актёров: Инну Макарову, Людмилу Гурченко, Нонну Мордюкову. Роль свахи сыграла Лидия Смирнова – муза режиссёра. До встречи с Воиновым она играла роли лирических героинь, с ним она стала яркой характерной актрисой. Актриса Людмила Шагалова, сыгравшая маменьку Бальзаминова, на самом деле была моложе Вицина на шесть лет. Перед гримёрами стояла задача состарить героиню.
Елена Богатырёва, художник по гриму:
– На следующем этапе можно, например, сделать немножко веснушек или добавить румян. Для этого существовали рыхлые, шершавые губки.
Если задача была, наоборот, не омолодить, а состарить лицо, то тогда добавляют синячков и подчёркивают морщинки. Состарят и возрастные усы. Но бывают совсем молоденькие, лёгкие усы.
"Женитьбу Бальзаминова" снимали в Суздале. В 1960-е годы город выглядел не так привлекательно, как сегодня. Красивые храмы, блеск куполов – всё это дело рук художников-декораторов. Специально к съёмкам они красили, белили и приводили улицы в порядок. Каждый день в маленькой гостинице Суздаля группа собиралась на ужин. Приходили все, кроме Вицина. В то время актёр увлекался йогой, и у него был свой распорядок дня.
Елена Богатырёва, художник по гриму:
– Гримёры делают вообще всё: зубы, раны, ссадины, шрамы. Можно разрушить положительный образ и немного похулиганить, нарисовав, скажем, синяк под глазом. И даже ссадину. Раньше делали ссадины просто из кусочка ваты. Если необходимо, добавляли крови. В мастерской на студии цветного грима изображали артериальную и венозную кровь, то есть и тёмную, и светлую.