Дочь Гранина о фильме «Блокадный дневник»: «Халтурный, фальшивый посыл»
На 42-м Московском международном кинофестивале картина «Блокадный дневник» стала победителем и удостоена Гран-при. Жюри под руководством известного режиссера Тимура Бекмамбетова (автора «Елок», «Время первых», «Ночного дозора») вручило статуэтку «Золотого Святого Георгия» режиссеру драмы Андрею Зайцеву. Также ленте присужден приз зрительских симпатий.
Люди–зомби?
«Главный приз – это приз за послание, за то, что важного фильм говорит нам всем, то, что мы как члены жюри хотим сказать сами Мы должны помнить, что самый большой грех – грех уныния. Мы все переживем, мы все будем счастливы, мы станем лучше, пройдя через испытания», – прокомментировал награду председатель жюри фестиваля Тимур Бекмамбетов.
Несмотря на это, полярные мнения вокруг картины только усиливаются. Напомним, фильм рассказывает о событиях февраля 1942 года, разворачивающихся в Ленинграде. В черно-белой гамме изображен страшный город, где все здания от крыши до фундамента покрыты застывшими потеками воды и инеем. Апокалипсис. Вдоль одного из домов тянется длиннющая очередь таких же заиндевевших, закутанных в платки существ, слабо напоминающих людей. Женщина еле везет саночки, которые опрокидываются и на снег, рядом с очередью, вываливаются буханки хлеба. Фигуры, похожие на зомби, начинают их подбирать, другие пытаются остановить: «Это хлеб для детей из детдома!» Кто-то возвращает «кирпичики», другие убегают, прижав драгоценность к груди, третьи, не в силах двигаться, падают и пытаются откусить кусочек...
Режиссер фильма 45-летний Андрей Зайцев признался, что сценарий был написан давно, еще лет десять назад. И вызван потрясением от прочтения «Блокадной книги» Даниила Гранина и Алеся Адамовича и «Февральских дневников» Ольги Берггольц. На этих произведениях и строится сюжет. Снимали фильм при поддержке Фонда кино и Министерства культуры. На производство потратили 65 млн рублей, из которых авторам необходимо вернуть в бюджет 5 млн.
«Для меня получился зазор между тем, что я вижу и что читаю у блокадников, – рассказывал впоследствии режиссер. – Это был сильный диссонанс, и я понял, что хочу рассказать про блокаду глазами этих людей, попытаться передать этот мир в игровом кино. Мне кажется, что у нас нет этого визуального образа».
«Фальшивый посыл о блокаде?»
Между тем, еще трейлер картины вызвал недоумение дочери прославленного писателя Марины Чернышевой–Граниной. По ее мнению, показанные эпизоды не имели отношения к книгам отца.
«Кадры мне показались какими-то фальшивыми, не настоящими. Ничего интересного я в них не увидела», – объяснила свою позицию наследница. Также ей была непонятна ситуация, когда фильм снимается «по произведениям ... Гранина, а договора на их использование нет. Налицо нарушение авторских прав».
И сейчас, когда картина победила на престижном фестивале, у Марины Даниловны вопросов меньше не стало.
«Авторы, жюри говорят, что это посыл в будущее. Бедное будущее! Кому адресован такой халтурный, фальшивый посыл о блокаде, – не скрывает эмоций дочь писателя. – Есть масса работ специалистов где вдумчиво, взвешенно подходят к этой непростой теме. Также создатели заявляют, что таким образом хотят привлечь интерес молодежи. Что о Холокосте известно во всем мире, а память о блокаде стирается. Но неужели вы считаете, что нынешняя молодежь и будущие поколения ничего не знают? Что они не способны понять, вникнуть и ваша «клюква» их вполне устроит? Нет, я уверена, что они могут во всем разобраться».
В подтверждение Марина Даниловна рассказала о недавнем посещении Сургута. Там среди школьников поводился конкурс, посвященный творчеству Даниила Гранина.
«Дети 12–14 лет писали эссе о книге «Мой лейтенант», говорили, что это первая книга, которая показала им ужасы войны. Читали стихи Окуджавы, фронтовых поэтов, – рассказала глава фонда именитого писателя. – Это были проникновенные, не по-детски серьезные работы. Я была потрясена и отношением подростков к военной теме, и тем, что они хотят знать правду. Фальшь им не нужна».
Марина Даниловна призналась, что с фильмом «Блокадный дневник» «бороться не будет».
«Зачем тратить силы, лучше за это время сделать что–то хорошее», – философски заметила дочь писателя.
«Имеют право высказаться»
Впрочем, есть мнения подтверждающие авторский взгляд на сложные, неоднозначные события.
«Тема блокады многоплановая, и сегодня вызывающая споры. Не случайно некоторые документы той поры до сих пор не рассекречены, – высказал свою точку зрения историк, публицист Юрий Светов. – Давайте вспомним, с каким трудом выходила сама «Блокадная книга» Гранина и Адамовича. Она не раз подвергалась цензуре, а в 70-х ее едва не запретили. Такой обжигающей была правда о блокаде. И только в 2014-м вышло последнее издание, которое сам Гранин просили считать каноническим».
По словам Светова, «и сейчас все читают разные источники, дают свою версию событий. Ведь блокада – это не только героизм. В тяжелейших условиях проявились и человеческие слабости, темные стороны естества, о которых мы знаем».
«Лично меня действительно волнует, что в целом ряде работ, посвященных второй мировой, о блокаде упоминается в нескольких сточках или нет сведений совсем, – говорит историк. – Недавно я участвовал в обсуждении одной из таких книг. Там рассказывается о сражениях Великой Отечественной и послевоенной поре. В частности, о противостоянии советских и американских войск в Берлине, но даже не упоминается об испытаниях, перенесенных ленинградцами.
«Война шла пят лет, обо всем рассказать невозможно», – пожал плечами автор. Так что это действительно проблема и ее нельзя не замечать. Не говорю, что я в восторге от фильма. Но право высказаться на эту тему у людей ест. А дальше слово за зрителями – смотреть или нет, соглашаться или быть против.
Кстати
Ленту должны были показать в кинотеатрах 9 мая, однако из–за пандемии коронавируса премьеру перенесли на 27 января 2021 года. В этот день отмечается снятие блокады Ленинграда.