Граффити на Немецком мосту в Ставрополе: вандализм или самовыражение?
0
40
Краевед Василий Гаазов опубликовал пост с фото Немецкого моста, на котором нанесено граффити, и решил поднять тему необходимости такого самовыражения на культурных объектах. NewsTracker разбирался в теме с экспертами. Граффити — это вид искусства, который существует в разных формах: от простых надписей до сложных художественных композиций. Многие граффити-художники стремятся донести свои идеи до зрителей, сделать их частью городской культуры. Такой способ самовыражения может привнести в серую городскую жизнь яркие цвета и необычные идеи, но на достопримечательностях, таких как Немецкий мост в Ставрополе, может выглядеть неприемлемо. На это обратил внимание специалист по краеведению Василий Гаазов. Краевед рассказал NewsTracker, что хотел привлечь внимание общественности к данной проблеме. «Немецкий мост — это монумент из камня, а на нем граффити, мешающее воспринимать его величие. Это напоминает брутального мужчину с накрашенными глазами и губами. И потом, чтобы заниматься граффити надо быть художником, а не проецировать свой внутренний хаос через краски на объектах», — ответил Гаазов. Однако мнения экспертов расходятся. К примеру, краевед и кандидат исторических наук Вячеслав Яновский считает допустимым наличие рисунка на культурном объекте, но лишь в случае, если он был сделан известной личностью. «Если, допустим, это какой-то автограф, оставленный известным человеком 100 лет назад, — это другое дело. А когда наши товарищи малюют какие-то граффити на достопримечательных объектах — это вандализм», — отметил он. Сторонники граффити утверждают, что уличные художники вносят вклад в развитие культурных проектов, создавая атмосферу открытости и креативности. Однако, как считает бывший главный архитектор Ставрополя Михаил Рязанцев, за этим творчеством необходимо тщательно следить и обращать внимание на нарушения. «Необходима какая-то фиксация данных нарушений. Но, как правило, данным творчеством занимаются несовершеннолетние, которые являются неприкосновенными», — сообщил Рязанцев. Рязанцев также добавил, что граффити на культурных объектах — это вандализм. «Граффити на достопримечательностях недопустимы. Я подчеркиваю, что это вандализм. Они лишь портят облик города», — отметил Михаил Рязанцев. Со своей стороны местный гид и экскурсовод Анна Афитова заявила, что борьба с граффити на культурных объектах продолжается достаточно давно. Однако, она отметила, что в Ставрополе она с таким не сталкивалась. «К самим граффити я отношусь чудесно. В Ставрополе я их не наблюдала на достопримечательностях, но портить исторические ценности — это вандализм», — сказала она. По ее мнению, бороться с этим нельзя, но необходимо быстро ликвидировать следы преступления, чтобы это не успело распространиться среди населения. «Необходимо быстро убирать такие граффити с достопримечательностей, потому что включается эффект разбитого стекла. Знаете, если в каком-то квартале разбить одно стекло, то тут же начнут появляться другие разбитые окна — граффити», — подчеркнула она. К сожалению, этот случай на мосту не является единичным. Например, прошлой осенью уличные художники оставили граффити на подпорной стене Крепостной горы. Принимают ли в этом участие власти? Да, они обращают внимание на растущую популярность уличного творчества. Чиновники делают для граффитистов специальные площадки, где они могут представлять свои работы, не нарушая целостность исторических объектов. К примеру, в Ставрополе ежегодно проходит фестиваль «Кардо», посвященный уличной культуре и спорту: граффити, хип-хоп, диджеинг и так далее. Проект был призван объединить мастеров уличных искусств и спорта из разных стран. За время фестиваля участники испытали себя в ряде состязаний, которые разделились на четыре формата: премия, видеопроекты, соревнования и общественные проекты. В этом году участниками проекта «Кардо» стали более 2,5 тысяч человек из 46 стран мира и 87 регионов страны. Однако, проведение тематических фестивалей не останавливает уличных художников в самовыражении, но и расширяет их влияние, возможно, за пределы серых заборов. В конечном счете, Немецкий мост в Ставрополе, как и многие другие исторические памятники, нуждается в защите от разрушительного воздействия времени и человека. В этом контексте важно найти баланс между искусством и охраной культурного наследия.