«Я – амбассадор математики в искусстве»: ставропольская художница – о пути к своей мечте и способе мышления в живописи
Симпатии и тревоги – Екатерина, для чего замышлялась эта выставка и в чём её отличие от предыдущих аналогичных акций? – Хотелось увидеть и показать молодых авторов: тех, кто предпочитает работать в рамках традиционной школы живописи, и тех, кто ищет иные формы и способы коммуникации со зрителем. В отличие от многих других аналогичных выставок, не было заявлено какой-то одной темы. Это позволило показать молодых художников во всём их творческом естестве. Искусство молодых – это всегда новый взгляд на привычное. У кого-то новизна вызывает тревогу и вопросы, а у кого-то такое прочтение находит отклик и симпатию. Поэтому в экспозицию включены работы, которые потребуют от зрителя больше усилий для восприятия, но точно не оставят равнодушными. – Ваши ожидания оправдались? – На мой взгляд, выставка удалась. Она демонстрирует то, что волнует и вдохновляет молодёжь. Радует многообразие видов изобразительного искусства: живопись, графика, горячая эмаль, керамика, скульптура. И ценно то, что здесь сошлись работы разных поколений – студентов, выпускников художественного училища и опытных мастеров. Безусловно, обнажились и некоторые «слабые места» молодых авторов. Они неохотно берутся за серьёзные жанровые вещи, предпочитая пейзажи, натюрморты, портреты, интерьеры. Практически отсутствуют многофигурные композиции. Для нас, организаторов молодёжных проектов, это и проблема, и возможность придумывать следующие выставки, учитывающие эту данность и постепенно искореняющие её. В будущем году мы проведём такую выставку в формате конкурса. Генерация талантов – Расскажите о молодёжном объединении «ЮгАрт». – Это идея председателя краевого отделения СХР Сергея Паршина и наша с Александрой Тарасовой. Саша ещё в 2012 году организовала замечательную выставку молодых художников. Но системная и регулярная работа продолжилась в 2018 году, когда мы все вместе взялись за дело и стали объединять молодых художников в единую творческую среду. Придумывали разные интересные проекты – причём не разовые акции. Среди них – еженедельный «Вечерний рисунок» в Ставропольском выставочном зале Союза художников России и ежегодные тематические выставки молодых художников. Каждый год к оргкомитету «ЮгАрта» присоединяются художники, кому не безразлична судьба Союза. В их числе – замечательный скульптор и педагог Ставропольского художественного училища Иван Кисличенко и талантливая молодая художница Елизавета Пищулко, чьи работы в этом году были представлены на многих выставочных площадках Москвы и других городов. – На ваш взгляд, в провинции сильна конкуренция среди художников? – Мне не очень нравится слово «конкуренция» применительно к художникам. Вы имеете ввиду, что чьи-то работы покупают больше, а чьи-то меньше? Но это не вопрос провинциальности или профессионализма художника. Скорее, это о наличии и сформированности вкуса зрителя. Зрителя нужно воспитывать, и, если честно, сейчас это проблема государственного масштаба, которую необходимо решать. – Но если говорить именно о творческой конкуренции? – Конкуренция в профессиональном плане – это всегда замечательно. Совершенствоваться в игре в шахматы нужно, соревнуясь с более сильным соперником. И если проблему рассматривать с этой точки зрения, то молодым художникам в провинции конкуренции не хватает. Так как сильные, талантливые ребята, закончив художественные учебные заведения края, уезжают учиться в столицы, и не все потом возвращаются. Польза от геометрии – Вы учились на математика. Что заставило вас так резко поменять профессию? – Я бы не назвала это сменой профессии, потому что отношусь к учёбе на физико-математическом факультете как к ступени в формировании меня как самобытного художника. Сделать этот смелый шаг – после института поступить в художественное училище – мне помог мой муж, который, поверив в меня, способствовал осуществлению моей мечты. А возникла она в детстве. Вернее, я боялась даже мечтать об этом. Я росла рядом с художником, моим старшим братом – Василием Поляковым. Когда он учился, я пристально наблюдала и восхищалась тем, как рождается образ на картине. Поскольку не ходила в детстве в художественную школу, мне всегда казалось, что не обладаю достаточными умениями, необходимыми для поступления в училище. Но, поставив цель и приложив определённые усилия, я поступила на живописно-педагогическое отделение, и с весьма неплохими результатами. Видимо, с тех времён у меня осталась привычка постоянно учиться и не останавливаться на достигнутом. – Математические знания отражаются на вашем творчестве, как полагаете? – Конечно. Я – амбассадор математики в искусстве! То, что математика и искусство диаметрально противоположны – миф. На дверях Сикионской школы изобразительного искусства в Древней Греции было написано: "Сюда не допускаются те, кто не знает геометрии." Математика развивает аналитическое, логическое, абстрактное, пространственное мышление и воображение. Учит искать максимально возможное количество способов решения проблемы при заданных обстоятельствах. Это необходимо любому человеку, и особенно художнику. Картина всегда содержит в себе пластическую задачу, подчинённую замыслу, и художник определяет – каким путём ему идти, решая её. На мой взгляд, такой способ мышления развивает математика. И многие категории, которыми я оперирую в творчестве, дала мне именно эта наука. Отражение мировосприятия – Интересно, как вы выстраиваете процесс работы над картиной? Сразу ли понятно, что должно получиться, или до конца не ясно, куда работа повернёт? – Импульсом для написания картины может служить что угодно: увиденный сюжет в жизни, выношенный замысел на тему, которая в данный момент тревожит, интересная пластическая или колористическая задача…Картине может предшествовать большое количество эскизов, зарисовок, поисков. А может всё сложиться здесь и сейчас. Я стараюсь на холсте писать достаточно быстро, на кураже, на одном дыхании. А иногда работе нужно отстояться, чтобы я смогла её закончить. Но вообще, с трудом выношу даже вынужденный перерыв в работе, когда предыдущие слои краски должны просохнуть, чтобы можно было продолжать. – Какой мир вы стремитесь отразить в ваших работах? – Очень хорошее слово – «отразить». Картина – это отражение художника, его мира, его мировоззрения и мировосприятия. И в то же время зритель, смотрящий на картину, отражается в ней сам. Он сможет увидеть, то что ему откликается, прочесть заложенные в произведении замыслы. Мой мир – это рефлексии на происходящее и удивляющее. Я передаю их на холсте категориями цвета, ритма и организации пространства. – Кто из живописцев – ваш идеал в изобразительном искусстве? – Это очень сложный вопрос при всей его очевидности. У каждого художника есть чему поучиться. Одинаковый восторг и слёзы восхищения вызывают работы Рембрандта, Веласкеса, Сурикова и Матисса, Моне, Моранди, Коржева и так далее. Этот список можно продолжать очень долго, и я даже боюсь теперь остановиться, чтобы не упустить кого-то значимого и важного. Вероятно, любимый художник тот, кто открылся мне сегодня, в данный момент, кто впечатлил меня своей мощью и звучанием, удивил и вдохновил. И не важно, когда творил этот мастер: 1000, 300 или 100 лет назад, или это мои учителя, коллеги и художники, которые работают и здравствуют рядом со мной в одном времени и пространстве. Звучание в оркестре жизни – Какая работа вам особенно дорога, и почему? – Каждая. С каждой работой ты проживаешь такой спектр эмоций! Это как спрашивать, кто из моих детей мне особенно дорог? Создание картины – это некий путь преодоления, осмысления, вынашивания и рождения. – Вы посвятили себя живописи. А есть ещё какие-то виды изоискусства, которые вы хотели бы освоить? – Мне все виды искусства очень интересны: и как самостоятельные единицы, и как часть целого метаязыка. Каждый вид изоискусства по-своему может раскрывать тему. Что-то идеально работает в фотографии, что-то – в живописи, скульптуре или в видео-арте. Всё это я изучаю. – По-вашему, за каким видом искусства будущее? – Я думаю, что будущее за искусством в целом! Это тот важный компонент, который настраивает человека на гармоничное звучание в оркестре жизни. Ненастроенная скрипка вряд ли сыграет красивую мелодию. И у каждого вида искусства своя задача, свой способ настройки видения, слышания, чувствования.