Вдохновляющая глинотерапия. Как новооскольцы сохраняют традиции гончарного промысла
Елена и Николай Светличные из новооскольского села Богородского стали призёрами областного конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Мода на народное» в номинации «Традиции в нашей семье». Коллекция их гончарных работ поразила мастерством и оригинальностью не только жюри, но и всех посетителей. В каждом изделии – история, отражающая лучшие образцы декоративно-прикладного искусства. Небольшая глиняная игрушка, слепленная за гончарным кругом, стала началом большого творческого пути для супругов Светличных. С тех пор они посвящают много времени этому древнему ремеслу и приобщают к нему юных жителей Богородского.Мечта сбылась. В кружке «Волшебная глина» Центра культурного развития занимаются дети не только Богородского поселения, куда входят три села и хутор, сюда приезжают со всего района. Однажды, слепив из глины символ года на уроке, дети открыли для себя удивительный мир гончарного искусства и теперь с большим удовольствием посещают кружок супругов Светличных. Занятия с ребятами проходят дважды в неделю, но гончарная студия открыта ежедневно и без посетителей не пустует. Даже когда нет детских занятий, здесь всегда найдутся мастера, вдохновлённые созданием новых глиняных изделий. «Однажды в Старом Осколе на одной из выставок я попробовала работать с глиной. Тогда я поняла, что этот вид творчества покорил меня раз и навсегда, – рассказывает Елена Алексеевна. – Потом, погрузившись в литературу, я узнала, что занятия с глиной плодотворно влияют на нервную систему человека, – успокаивают и настраивают на позитивный лад».. Елена Алексеевна посвятила много времени изучению различных источников о целебных свойствах глины. Да и по собственному опыту знает, что лепка способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, позволяет развивать навыки самоконтроля, способствует общему интеллектуальному развитию. «Мы с мужем воспитываем ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и на своём опыте убедились, что творчество и работа с податливым материалом благоприятно влияет на душевное состояние особенных деток, – уточняет Светличная. – Мы ездим с мастер-классами и по домам, чтобы детки, которые не могут приехать в центр, могли попробовать себя в гончарном творчестве».. Поставив себе цель организовать гончарную мастерскую в Богородском, супруги принялись за написание проекта и вскоре выиграли президентский грант. Благодаря этим средствам с 2021 года на базе местного центра культурного развития действует гончарная мастерская «Волшебная глина». В рамках проекта закупили оборудование для гончарной мастерской, в том числе печь для обжига керамики и гончарный круг, специализированные инструменты, акриловые краски и грунтовку, а также провели ремонт помещения под творческую мастерскую.Здесь занимаются 15 детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также школьники из ближних сёл и гости поселения.«За четыре года работы гончарной мастерской о ней узнали не только в Новооскольском округе, но и за его пределами, – говорит о творческой семье директор ЦКР Марина Новикова. – Наши мастера сохраняют традиционные ремёсла и промыслы, народное декоративно-прикладное искусство».. Елена Светличная отмечает, что лепка из глины – это простой и очень сложный процесс одновременно, ведь во время занятий ребёнок не просто играет с мягким материалом. Мелкая моторика тесно связана с развитием мозга. Улучшая координацию движений рук, мы стимулируем работу мозга и способствуем развитию интеллекта, креативного мышления и памяти. Ведь чтобы получилась фигурка, необходимо представить приблизительную конечную форму, проанализировать, из каких частей она будет состоять и как эти части соотносятся между собой, продумать последовательность действий, запомнить её и воспроизвести своими руками.«Наша мечта сбылась – мы можем работать с глиной на круге. Когда нам сообщили, что мы в списке победителей и наш проект выиграл средства Фонда президентских грантов, я даже не поверила, – улыбается Елена Алексеевна. – Благодаря этим средствам дети могут заниматься лепкой и осваивать народный промысел, и для этого им не нужно далеко ехать – всё есть в родном селе».. Стоило только попробовать. О своём пути к гончарному промыслу Николай Светличный говорит полушутя – просто однажды сел за круг и о прежней работе сразу забыл. Хотя опыт радиотехника помогал мужчине подбирать оборудование и потом осваивать его. «Техническая специальность и привычка работать головой помогли освоить профессиональную технику. Выбирал круг для жены, а оказалось, что для себя, – смеётся мастер. – Опытным путём установил, при какой температуре какая будет усадка, изучал поведение глины на пробниках. Методом проб и ошибок узнавал, дружит ли глина с глазурью, что нужно сделать, чтобы изделия не трескались, а покрытие держалось. Много разных нюансов. Но тем и интересен этот промысел для меня».. Небольшое, но уютное помещение мастерской Николая Ивановича заполнено поделками гончара: глиняной посудой, фигурками животных, свистульками, колокольчиками и сувенирной продукцией. Мастер рассказывает, что изделие создаётся в несколько этапов. Первый и самый трудоёмкий – работа на гончарном круге.«Сначала глину на круге нужно отцентровать – я этому научился спустя год упорных занятий. Тут важно поставить руки в нужное положение. Каждый мастер по‑своему приходит к пониманию – вот оно! – и уже после этого можно приступать к изготовлению различной кухонной утвари и ваз. Больше четверти работы проходит именно на круге. Поднять и протянуть, уверенно надавливать, изменяя тем самым толщину стенки и регулируя высоту вазы. При этом руки должны быть влажные. Поэтому вода – незаменимый спутник гончара. Но сильно мочить глину тоже нельзя – она набирает влажность и оседает», – отмечает Николай Иванович.. За то время, которое богородский мастер работает с глиной, он научился чувствовать материал и уже точно может сказать, какое количество сырья хватит на ту или иную вазу или солонку. Чем выше изделие – тем выше мастерство гончара. «На пять-семь сантиметров растёт гончар в год, – такую арифметику становления мастера вывел Николай Иванович. – На круге можно поднять вазу до 50 сантиметров. Если нужно больше, то использую только жгутование. Это древнейший способ лепки, использовавшийся ещё до изобретения гончарного круга. При помощи жгутов, или колбасок, можно нарастить любую форму».. Вторым и, пожалуй, самым продолжительным этапом в гончарном деле являются сушка и обжиг. Николай Светличный отмечает, что на это может уходить больше недели, если изделие объёмное: «После сушки в естественных условиях всё отправляю в электрическую печь, чтобы вода из глины полностью испарилась. Обжигаю при температуре от 0 до 1 000 градусов около пяти часов, а потом сутки даю остыть, и можно открывать. После покрываю поделку глазурью и снова отправляю в печь. Покрытие готовых изделий глазурью делает их не только яркими и привлекательными, но и защищает от внешних воздействий».. И, конечно, гусь. Чета Светличных передаёт мастерство подрастающему поколению новооскольцев – проводит мастер-классы не только в студии, но и в музеях и на различных выставках:«Хотим, чтобы люди не теряли интерес к народному ремеслу. Всеми способами мы, мастера, стараемся сохранять традиции».. Среди работ, которые хранятся на полках в гончарной мастерской, есть самые различные изделия – от столовой посуды до колокольчиков, барышень и различных человеческих фигурок. Елена Алексеевна рассказывает, что однажды с дочерью Ириной нашли в огороде фрагмент древней скульптуры и по образцу создали свою барыню, опираясь на традиции гончарного искусства Оскольской земли:«У найденной барыни была только верхняя часть – без юбки. Но было понятно, что это была богатая барыня – у неё была корона, а в руках она держала птичку. Её мы и постарались воссоздать. Потом мы нашли ещё одну барыню, но у неё на голове была уже шляпка, а в руках она держала ребёнка».. Самая популярная фигурка, которую лепят и взрослые, и дети, – это гусь, ставший символом поселения, известным на всю Россию. Ведь село издревле славилось разведением водоплавающих, здесь же выведена своя особая порода – богородский гусь. На выставке предметов декоративно-прикладного творчества в усадьбе «Дом гуся» глиняные пернатые привлекают внимание каждого гостя. А на творческих занятиях у Светличных воспитанники обязательно лепят птицу и расписывают её по своему вкусу.«Столько ярких гусей вы точно нигде больше не найдёте», – отмечают работники Дома культуры.. На уроке по художественной лепке у Елены Светличной занимаются местные девчонки. Самой маленькой Лизе Рябцевой всего четыре года, но она уже уверенно работает с глиной, и скоро её гусь будет готов.— Мы ещё и кур лепили, и мышек делали, – робко рассказывает малышка.— Ёжики и грибочки. Барышни разные и ангелочки, – добавляют девочки постарше. – А ещё бычков и кошечек. Вот недавно колокольчики сделали. Теперь им неделю сохнуть.. Лучший подарок – хорошая глина. Рассказывая о созданной гончарной мастерской, о своих успехах и достижениях, Елена и Николай Светличные отмечают, что не собираются останавливаться на достигнутом. Они хотят расширять мастерскую и сделать выездную студию.Сегодня гончарная мастерская пользуется популярностью не только у жителей села Богородского, но и у туристов, которые приезжают на Новооскольскую землю. Мастера-ремесленники отмечают рост интереса к гончарному ремеслу в регионе.«Мы уже написали проект для участия в конкурсе на предоставление субсидий из бюджета Белгородской области некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов на 2025 год, – рассказывает о планах на будущее Елена Алексеевна. – Хотим увеличить численность мастер-классов и географию наших учеников. Мечтаем создать мобильную гончарную мастерскую».. Для расширения студии богородским умельцам нужно приобрести новое оборудование, инструменты и материалы – переносной гончарный круг, генератор и печь малого объёма для обжига небольшой керамики, глину, глазурь, фартуки для участников выездных мастер-классов и столики. «Глины своей в районе нет. Её мы покупаем у ярославских производителей, – говорит Николай Иванович. – Поэтому, когда у нас спрашивают, что нужно для работы студии – какой подарок сделать, всегда отвечаю: «Глина». Она никогда не будет лишней».. Сегодня гончарство становится не только модным увлечением, но и способом релаксации и вдохновения. Оно позволяет вернуться к природе и создавать уникальные предметы собственными руками. Благодаря традиционным технологиям и современным решениям Елена и Николай Светличные сохраняют древнее ремесло на белгородской земле.Екатерина Алавердян.