История праздников Новый год и Рождество на страницах СМИ
Изучая праздник как явление в речевой практике СМИ, мы обратили внимание на то, что в публицистических текстах достаточно подробно излагается история возникновения праздников Новый год и Рождество. Исторический аспект праздника представлен как составляющая, доступная любому читателю (обывателю), имеет поучительный характер, выполняет функцию нравственного воспитания, прививает определѐнные идеалы и ценности, такие как семейные традиции, религиозное воспитание, культура дарения подарков и т.п. В одной из публикаций журнала «Вояж» говорится о том, что празднование Нового года напрямую связано с празднованием Рождества Христова. В России этот праздник отмечают 7 января, в Западных странах – 25 декабря. В Древнем Риме долгое время началом года считали 1 марта. Но в 45 году до нашей эры Юлий Цезарь преобразовал календарь.
Началом года стал самый короткий в году день – день зимнего солнцестояния: «Люди праздновали начало нового года. Дни становились длиннее, солнце рождалось вновь, и близился конец зимы. День зимнего солнцестояния считали победой Сатурна над зимой. Этот праздник назывался Сатурналиями. Римляне пировали и дарили друг другу подарки. Сословные различия не соблюдались. Избирался шуточный царь сатурналий. Пиршества сопровождались карнавалом. Бедным гражданам дарили деньги. Сатурналии – это современные Рождество и Новый год, объединенные воедино».
В Законе Божьем уделяется внимание богослужению на Рождество Христово: «Христианская церковь ежегодно празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря (ст.ст.). К достойному его празднованию верующие приготовляются сорокадневным постом… Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте. Этот день называется сочельником, так как в этот день по уставу церковному полагается употреблять в пищу сочиво, или пшеницу с медом» .
На страницах СМИ публикуется много информации о святках. Например, из материала М. Крауэла, опубликованного в электронном журнале «Rus-ned.nl», мы узнаѐм, что двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называют святками, т.е. святыми днями, освещѐнными приходом в мир Спасителя. В уставе 6 века преподобного Саввы Освященного упоминается, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. А вторым Туронским собором 567 года все дни от Рождества до Крещения названы праздничными. Принято ходить в гости, преподносить подарки, принимать гостей. Хозяйки на Рождество накрывают столы. Больше месяца перед праздником длится Рождественский пост.
Но после Рождественской службы наступает разговение: «Ужинали "голодной кутьѐй" или "сочивом", - кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда и название - "сочельник". Только придя домой после торжественного богослужения, выставляли на стол рождественское угощение» . Из публикаций печатных СМИ мы узнаѐм о различных рождественских традициях. Например, в статье В. Середина, опубликованной в журнале «Имперский курьер», рассказывается, что к истинным рождественским традициям можно отнести славление. «В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства» .
О происхождении обряда славления мы можем прочитать на сайте «Россия в красках» в очерке Якова Ушакова: «Начало его [славления] можно видеть в тех поздравлениях, которые в свое время приносили еще императору Константину Великому его певчие, распевая при этом кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго рождает». Традиция славления была очень широко распространена среди народа» 34 . У каждого праздника – церковного или государственного – есть свои традиции, своя «изюминка», которая присуща именно этому празднику. Восьмого марта принято поздравлять женщин, на Новый год обычно наряжают ѐлку, на Крещение купаются в проруби, на Пасху пекут куличи и красят яйца. Атрибутом Рождества Христова являются вертепы. О вертепах интересно пишет Иван Шмелѐв в очерке «Лето Господне»: «В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа.
Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актѐров»35 . Константин Победоносцев даѐт описание вертепа: «Тихая ночь над полями палестинскими – уединенный вертеп – ясли, обставленные теми домашними животными, которые знакомы ребенку по первым впечатлениям памяти, – в яслях повитый Младенец и над Ним кроткая, любящая мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского счастья – три великолепных царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами – и вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела и таинственному хору сил небесных»36 . Многие источники повествуют об иконе Рождества Христова, в том числе и сайт Семейного детского проекта.
Традиционно на иконе Рождества Христова изображается Спаситель-Младенец в окружении волхвов, ангелов, в свете Вифлеемской звезды. Младенец лежит в яслях, рядом стоят Богородица, Иосиф. На некоторых иконах в нижней части «представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Эта сцена на иконе тоже символ. Она показывает, что Сын Божий пришел в мир как истинный человек и готов испытать все, что свойственно любому человеку, конечно же, кроме греха» 37 . Икон, посвящѐнных чудесному Рождению Христа, очень много, но все они придерживаются одного сюжета. Многие авторы православных изданий обращаются к описанию рождения Христа, например, Надежда Ильичѐва в очерке «Христос рождается, славите!», опубликованном в журнале «Русский дом»: «К этому празднику мы готовились сорок дней. Он приближался к нам, как Рождественская звезда, постепенно нарастающим праздничным ликованием в богослужении. Нам две тысячи лет назад воссиял Свет Разума. Временное и вечное, Бог и Человек соединились для спасения человека. Так возлюбил Бог мир. Ни в одной другой религии нет такого любящего Бога. Он пришѐл к нам в образе беспомощного Младенца, чтобы принять на Себе все грехи мира, освободить всѐ человечество от рабства духовного. Он возвратил нам свободу воли» .
На страницах печатных СМИ мы можем познакомиться с публикациями, рассказывающими о традиции соблюдения Рождественского поста. Перед великим праздником Рождества Христова, сопровождающимся скоромными яствами, традиционными славлениями, православные верующие соблюдают Рождественский пост, который начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится 40 дней, и поэтому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (14 ноября по старому стилю), то этот пост называют Филипповым. «О Рождественском посте первое упоминание мы встречаем в IV веке у св. Льва Великого. Он называет этот пост древним установлением и свидетельствует, что пост этот является жертвой за собранные плоды.
То есть мы таким образом благодарим Бога за то, что он даровал нам минувший год, за все случившиеся в нем радости»39 . Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, «столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей»40 . Современные СМИ пропагандируют моду на пост. Следуя этому, многие девушки бегут в супермаркеты и закупаются дорогими постными продуктами.
Но ведь для души – это ничто, это просто диета – для тела. В XXI веке вернулась традиция поздравлять друг друга с Рождеством. Каждый год Алексий II выступал с Рождественским посланием ко всем православным христианам. Тексты посланий можно встретить на страницах многих православных периодических изданий, в том числе и на страницах журнала «Русский дом». Речи Алексия проникновенны, добры, обращены ко всем и к каждому: «Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, смиренные иноки и инокини, боголюбивые миряне! От всего сердца поздравляю вас с великим праздником Рождества Христова! Христос рождается на земле – и в душе каждого христианина, отдающего спасителю своѐ сердце. Но Богу можно отдать только чистое сердце, в котором не зла и греха. Возлюбленные! Будем неустанно очищать наши сердца…»
Публикации такого типа довольно часто присутствуют в современной религиозной прессе. Они персонифицированы, так как поздравительные тексты такого характера затрагивают сердце каждого читателя. В своѐм Рождественском послании 1935 года святой епископ Стародубский Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич) сравнивает нашу жизнь с бурей, которой может помочь только луч солнца. «Таким бодрящим лучом солнца являются для нас, плывущих на Корабле Святой Церкви, великие праздники, и особенно Рождество Христово и Пасха, которые, как солнце, периодически обтекают круг нашей жизни…Свет Вифлеемской звезды и праздник Рождества Христова да осветит и ваше обиталище, и гармония ангельского благоволения да исполнит души ваши мира и радости, вызывая созвучие сердец ваших к славословию неизреченного к нам милосердия, Снизшедшего и ныне к нам великими милостями. Радуйтесь и веселитесь, вспоминая и мою к вам любовь во Христе. Мир вам!» .
Послание епископа Дамаскина показывает нам то, что даже в атеистическую эпоху люди праздновали в России Рождество, поздравляли друг друга и славили великий праздник. Многие авторы журнальных и газетных публикаций рассказывают читателям о мировых рождественских традициях. Рождество очень почитаемо католиками. Изучение календарной обрядности народов является одним из основных вопросов этнографии. В календарном цикле всесторонне отражаются особенности этнической культуры. К настоящему времени неплохо изучена календарная обрядность некоторых групп русских старожилов Сибири. В работе А.Ю. Майничевой «Календарная обрядность поляков в Сибири: празднование Рождества», опубликованной в газете «Сибирская заимка», автор излагает мысль о том, что Рождество было почитаемо поляками-католиками наравне с пасхой .
Газета «Вечерний Новосибирск» периодически публикует материалы В. Мельникова о протоиерее Павле Патрине. Из этих очерков можно узнать о праздновании Рождества в Китае44 . Из публикации «Новых известий» мы узнаѐм о том, что в Европе не принято, как у нас, отмечать проводы старого года и встречать новый, когда стрелки на кремлѐвских часах 1 января покажут полночь. Для европейцев главный праздник – это Рождество. В каждой стране свои рождественские традиции. Но есть один главный атрибут – европейский аналог Деда Мороза.
Но в скандинавских странах, а также в Польше и Голландии у Деда появились «конкуренты» . Обратимся к материалам журнала «Русский дом», посвящѐнным истории празднования Нового года, в которых, в частности, подробно объясняется, почему мы встречаем новый год 1 января. «В православной России церковное летоисчисление, перенятое из Византии, было сохранено в том виде, в каком оно принято Никейским Собором. Менялось позже лишь начало года и начальная точка отсчѐта календаря. До 1492 года церковное летоисчисление велось от Сотворения мира с 1 марта – дня создания Адама. Между 1492-1592 годами установилось начало года с сентября (в память Императора Константина и победы христианства в 312 году). В 1700 году Пѐтр I ввѐл начало года с 1 января и летоисчисление от Рождества Христова» .
В некоторых материалах уделяется внимание городским и деревенским обычаям: «Новый год и Рождество праздновались, естественно, очень давно на Руси. Отличия в праздновании были. Раньше все это основывалось на крестьянском миропонимании. Городские, да, конечно, появились. XIX век уже знал и дворянский Новый год, и дворянское Рождество, и купеческое Рождество. Но все-таки об этом мы знаем меньше. Наверное, говорить нужно, если об исконных формах, то надо вспомнить, что Новый год не был очень большим праздником. Это была дата. Но большим праздником было Рождество и, соответственно, Крещение, то есть две даты, которые обрамляли святки»47 . Многие материалы о праздновании Нового года рассказывают и о традициях украшения ели: «Этот обычай основывается как на словах пророка
Исаии о Спасителе: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его" (Ис. II, 1)»48 . Некоторые авторы придерживаются мнения о том, что обычай наряжать ѐлку пришѐл к нам из Германии. Первое письменное упоминание о Рождественской ѐлке относится к 16 веку. В Страсбурге украшали ели цветной бумагой, сладостями и фруктами. «Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе. В 1699 году Петр I повелел украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. И только в 30-е годы XIX века елки появились в столице в домах петербургских немцев. А публично в столице ѐлки стали ставить только в 1852 году.
К концу XIX века ѐлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников. Но история елки в России была отнюдь не безоблачна. В 1916 году еще не кончилась война с Германией, и Святейший Синод запретил рождественскую елку, как вражескую, немецкую затею. Пришедшие к власти большевики негласно продлили этот запрет. Ничто не должно было напоминать о великом христианском празднике». Но в 1935 году обычай наряжать ѐлку вернулся, правда ѐлка стала не рождественской, а новогодней. Итак, празднование Нового года и Рождества немыслимо без освещения данных событий в СМИ. Рождественские традиции укоренились в сознании современного человека. И это подтверждается характером публикаций и стилем современных периодических изданий в дни новогодних и рождественских праздников.
ХОХЛИНА Надежда Владимировна