Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. – 2019. №3 (7)
ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. Филологический журнал. – 2019. № 3 (7). - М.: ИМЛИ РАН, 2019. – 256 с. Обложка: Фрагмент картины Л.-М. Монвеля. Портрет исполнителя роли Раскольникова Поля Муне. 1875 г.
В третьем номере филологического журнала ИМЛИ РАН "Достоевский и мировая культура" за 2019 год опубликованы статьи и материалы Татьяна Касаткиной, Ольги Меерсон, Николая Подосокорского, Анастасии Гачевой, Марины Коробовой, Катерины Корбеллы, Анны Гумеровой, Бориса Тихомирова, Николая Богданова, Валентины Сергеевой и др.
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора.....................................................................................12
ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Татьяна Касаткина (Москва). Богословие Достоевского: проблемы понимания и описания ...........................16
Ольга Меерсон (Бетесда, США). Библейские подтексты у Достоевского как арбитры при толковании спорных мест..................34
Анастасия Гачева (Москва). Творчество Ф.М. Достоевского и проблема нравственного истолкования догмата о Троице
в русском богословии XIX – первой трети XX века (Статья первая).................................52
ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Николай Подосокорский (Великий Новгород). Призраки «Белых ночей»: масон в паутине посмертия,
майская утопленница и дух царя Соломона.......................................................88
Анна Гумерова (Москва). Мотивы «Победной повести» И.-Г. Юнга-Штиллинга в произведениях Достоевского...........................117
Валентина Сергеева (Москва). Мотив пения в «Кроткой»..............................................130
ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ В СТАРОЙ РУССЕ
Виталий Антонов (Великий Новгород). Другой двойник в повести Ф.М. Достоевского «Двойник»...........................142
Александр Александров (Холм). Мотивы Света и тьмы в повести Ф.М. Достоевского "Неточка Незванова"..................... 157
Павел Иванов (Великий Новгород). Цвет в повести Ф. М. Достоевского "Неточка Незванова".................................162
АРХИВ
Борис Тихомиров (Санкт-Петербург). «Катехизис революционера» Сергея Нечаева. Исторический документ и его роль
в творческой истории романа «Бесы»..........................................162
Николай Богданов (Москва). «Я должен видеть теми же глазами…» Фронтовое письмо внука Ф.М. Достоевского
(Из фондов Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля)...........................................................179
ДОСТОЕВСКИЙ НА СЦЕНЕ
Павел Фокин, Илья Борецкий (Москва). Первая постановка романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на сцене парижского театра «Одеон» в оценке русских корреспондентов (По материалам собрания А.Г. Достоевской).....................186
ДОСТОЕВСКИЙ В XX И XXI ВЕКЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Катерина Корбелла (Италия – Москва). Романо Гуардини, читатель Данте и Достоевского...........................210
ЯЗЫК ДОСТОЕВСКОГО
Марина Коробова (Москва). Слово работа в текстах Достоевского: лексикографические заметки.................227
____________________
От редактора
Уважаемые коллеги, дорогие читатели, мы скорбим о смерти уважаемой коллеги, исследователя творчества Достоевского, участницы первого академического издания его произведений, члена нашего редакционного совета, Нины Перлиной (1939-2019). Мы готовы опубликовать материалы о ней в следующих номерах журнала и ждем от вас воспоминаний о ней и статей, посвященных ее памяти. Мы вновь сообщаем, что в начале февраля 2019 года в ИМЛИ РАН был создан научно-исследовательский Центр «Ф.М. Достоевский и мировая культура» под руководством Т.А. Касаткиной, сотрудниками которого стали члены редакции нашего журнала: А.Л. Гумерова, Т.Г. Магарил-Ильяева, В.С. Сергеева. Надеемся, что в самом скором будущем к нам в Центре присоединится и К. Корбелла.
Адрес сайта Центра такой же, как и адрес сайта журнала: http://dostmirkult.ru. На сайте Центра мы будем создавать библиотеку работ современных исследователей Достоевского: нам можно присылать ваши вышедшие работы в электронном виде, если вы хотите, чтобы они были представлены в этой библиотеке.
Мы рады тому, что в мае в редакционный совет журнала дала согласие войти Кэрол Аполлонио, которая и прежде принимала сердечное участие в издании журнала и очень помогла нам с материалами для номеров после смерти Карена Степаняна. В июле 2019 года Кэрол стала новым президентом Международного общества Достоевского, с чем мы поздравляем всех его членов. Напоминаем, что 26-27 февраля 2019 года в ИМЛИ РАН прошла первая подготовленная Центром международная конференция «Богословие Достоевского». Программа конференции доступна здесь: http://imli.ru/index.php/konferentsii/konferentsii-2019/3599-bogoslovie-dostoevskogo, аудиозаписи конференции – здесь: https://philologist.livejournal.com/10782718.html
Мы публикуем статьи по материалам конференции, начиная со второго номера журнала за 2019 год. Здесь это работы Татьяны Касаткиной, Ольги Меерсон, Анастасии Гачевой.
В рубрике «Поэтика. Контекст» в этот раз сгруппировались статьи, посвященные оккультным и мистическим контекстам произведений Достоевского разного времени. В статье Николая Подосокорского при этом полностью переворачивается традиционное читательское восприятие «Белых ночей»: их сюжета и их героев.
Нам представляются чрезвычайно интересными и прорывными практически все материалы этого номера. Однако хотелось бы обратить специально внимание читателей на статью Бориса Тихомирова в рубрике «Архив»: в первой части статьи автор дает нам возможность увидеть, как выглядел нечаевский «Катехизис революционера», понять, почему Достоевский не мог им пользоваться «еще за границей», и узнать, как и когда «Катехизис», усилиями правительства, стал доступен русской читающей публике. При этом вторая часть статьи, посвященная роли «Катехизиса» в структуре романа «Бесы», служит серьезным основанием для того, чтобы отнести статью к рубрике «Поэтика. Контекст».
Статья Павла Фокина и Ильи Борецкого также принадлежит сразу двум рубрикам: «Архив» и «Достоевский на сцене»: это реконструкция первой – французской – постановки «Преступления и наказания» на основе архивных рецензий, опубликованных в русских периодических изданиях. Рецензии эти, кроме прочего, дают представление и о том, как в то время в России воспринимался Достоевский и его романы – как грандиозные скрупулезно проработанные психологические этюды.
Журнал издается в сотрудничестве с Комиссией по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН. Работа ведется в тесном контакте с российским и международным Обществом Ф.М. Достоевского.
Как и прежде, все цитаты из произведений Ф.М. Достоевского, за исключением особо оговоренных случаев, будут приводиться в журнале по 30-томному Полному собранию сочинений писателя (Л.: Наука, 1972–1990), со ссылками согласно правилам РИНЦ. Заглавные буквы в именах Бога, Богородицы, других именах и понятиях, вынужденно пониженные в этом издании по требованиям советской цензуры, восстанавливаются по прижизненным изданиям и по Полному собранию сочинений Ф.М. Достоевского в авторской орфографии и пунктуации (Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 1995 – продолжающееся издание), а также по Полному собранию сочинений и писем в 35 томах (2-е издание, исправленное и дополненное), выходящему в ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) (2013 – продолжающееся издание).
Во всех цитатах – опять-таки за исключением оговоренных случаев – курсивом выделяются слова, подчеркнутые автором цитаты, полужирным черным шрифтом – подчеркнутые автором статьи. Наш почтовый электронный адрес – dostmirkult@yandex.ru. Рабочими языками журнала являются русский и английский. Мы готовы принимать любые материалы по тематике журнала из России и из-за рубежа. О решениях по публикации или возврате материала авторы будут оповещаться в течение месяца.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
В третьем номере филологического журнала ИМЛИ РАН "Достоевский и мировая культура" за 2019 год опубликованы статьи и материалы Татьяна Касаткиной, Ольги Меерсон, Николая Подосокорского, Анастасии Гачевой, Марины Коробовой, Катерины Корбеллы, Анны Гумеровой, Бориса Тихомирова, Николая Богданова, Валентины Сергеевой и др.
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора.....................................................................................12
ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Татьяна Касаткина (Москва). Богословие Достоевского: проблемы понимания и описания ...........................16
Ольга Меерсон (Бетесда, США). Библейские подтексты у Достоевского как арбитры при толковании спорных мест..................34
Анастасия Гачева (Москва). Творчество Ф.М. Достоевского и проблема нравственного истолкования догмата о Троице
в русском богословии XIX – первой трети XX века (Статья первая).................................52
ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Николай Подосокорский (Великий Новгород). Призраки «Белых ночей»: масон в паутине посмертия,
майская утопленница и дух царя Соломона.......................................................88
Анна Гумерова (Москва). Мотивы «Победной повести» И.-Г. Юнга-Штиллинга в произведениях Достоевского...........................117
Валентина Сергеева (Москва). Мотив пения в «Кроткой»..............................................130
ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ В СТАРОЙ РУССЕ
Виталий Антонов (Великий Новгород). Другой двойник в повести Ф.М. Достоевского «Двойник»...........................142
Александр Александров (Холм). Мотивы Света и тьмы в повести Ф.М. Достоевского "Неточка Незванова"..................... 157
Павел Иванов (Великий Новгород). Цвет в повести Ф. М. Достоевского "Неточка Незванова".................................162
АРХИВ
Борис Тихомиров (Санкт-Петербург). «Катехизис революционера» Сергея Нечаева. Исторический документ и его роль
в творческой истории романа «Бесы»..........................................162
Николай Богданов (Москва). «Я должен видеть теми же глазами…» Фронтовое письмо внука Ф.М. Достоевского
(Из фондов Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля)...........................................................179
ДОСТОЕВСКИЙ НА СЦЕНЕ
Павел Фокин, Илья Борецкий (Москва). Первая постановка романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на сцене парижского театра «Одеон» в оценке русских корреспондентов (По материалам собрания А.Г. Достоевской).....................186
ДОСТОЕВСКИЙ В XX И XXI ВЕКЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Катерина Корбелла (Италия – Москва). Романо Гуардини, читатель Данте и Достоевского...........................210
ЯЗЫК ДОСТОЕВСКОГО
Марина Коробова (Москва). Слово работа в текстах Достоевского: лексикографические заметки.................227
____________________
От редактора
Уважаемые коллеги, дорогие читатели, мы скорбим о смерти уважаемой коллеги, исследователя творчества Достоевского, участницы первого академического издания его произведений, члена нашего редакционного совета, Нины Перлиной (1939-2019). Мы готовы опубликовать материалы о ней в следующих номерах журнала и ждем от вас воспоминаний о ней и статей, посвященных ее памяти. Мы вновь сообщаем, что в начале февраля 2019 года в ИМЛИ РАН был создан научно-исследовательский Центр «Ф.М. Достоевский и мировая культура» под руководством Т.А. Касаткиной, сотрудниками которого стали члены редакции нашего журнала: А.Л. Гумерова, Т.Г. Магарил-Ильяева, В.С. Сергеева. Надеемся, что в самом скором будущем к нам в Центре присоединится и К. Корбелла.
Адрес сайта Центра такой же, как и адрес сайта журнала: http://dostmirkult.ru. На сайте Центра мы будем создавать библиотеку работ современных исследователей Достоевского: нам можно присылать ваши вышедшие работы в электронном виде, если вы хотите, чтобы они были представлены в этой библиотеке.
Мы рады тому, что в мае в редакционный совет журнала дала согласие войти Кэрол Аполлонио, которая и прежде принимала сердечное участие в издании журнала и очень помогла нам с материалами для номеров после смерти Карена Степаняна. В июле 2019 года Кэрол стала новым президентом Международного общества Достоевского, с чем мы поздравляем всех его членов. Напоминаем, что 26-27 февраля 2019 года в ИМЛИ РАН прошла первая подготовленная Центром международная конференция «Богословие Достоевского». Программа конференции доступна здесь: http://imli.ru/index.php/konferentsii/konferentsii-2019/3599-bogoslovie-dostoevskogo, аудиозаписи конференции – здесь: https://philologist.livejournal.com/10782718.html
Мы публикуем статьи по материалам конференции, начиная со второго номера журнала за 2019 год. Здесь это работы Татьяны Касаткиной, Ольги Меерсон, Анастасии Гачевой.
В рубрике «Поэтика. Контекст» в этот раз сгруппировались статьи, посвященные оккультным и мистическим контекстам произведений Достоевского разного времени. В статье Николая Подосокорского при этом полностью переворачивается традиционное читательское восприятие «Белых ночей»: их сюжета и их героев.
Нам представляются чрезвычайно интересными и прорывными практически все материалы этого номера. Однако хотелось бы обратить специально внимание читателей на статью Бориса Тихомирова в рубрике «Архив»: в первой части статьи автор дает нам возможность увидеть, как выглядел нечаевский «Катехизис революционера», понять, почему Достоевский не мог им пользоваться «еще за границей», и узнать, как и когда «Катехизис», усилиями правительства, стал доступен русской читающей публике. При этом вторая часть статьи, посвященная роли «Катехизиса» в структуре романа «Бесы», служит серьезным основанием для того, чтобы отнести статью к рубрике «Поэтика. Контекст».
Статья Павла Фокина и Ильи Борецкого также принадлежит сразу двум рубрикам: «Архив» и «Достоевский на сцене»: это реконструкция первой – французской – постановки «Преступления и наказания» на основе архивных рецензий, опубликованных в русских периодических изданиях. Рецензии эти, кроме прочего, дают представление и о том, как в то время в России воспринимался Достоевский и его романы – как грандиозные скрупулезно проработанные психологические этюды.
Журнал издается в сотрудничестве с Комиссией по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН. Работа ведется в тесном контакте с российским и международным Обществом Ф.М. Достоевского.
Как и прежде, все цитаты из произведений Ф.М. Достоевского, за исключением особо оговоренных случаев, будут приводиться в журнале по 30-томному Полному собранию сочинений писателя (Л.: Наука, 1972–1990), со ссылками согласно правилам РИНЦ. Заглавные буквы в именах Бога, Богородицы, других именах и понятиях, вынужденно пониженные в этом издании по требованиям советской цензуры, восстанавливаются по прижизненным изданиям и по Полному собранию сочинений Ф.М. Достоевского в авторской орфографии и пунктуации (Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 1995 – продолжающееся издание), а также по Полному собранию сочинений и писем в 35 томах (2-е издание, исправленное и дополненное), выходящему в ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) (2013 – продолжающееся издание).
Во всех цитатах – опять-таки за исключением оговоренных случаев – курсивом выделяются слова, подчеркнутые автором цитаты, полужирным черным шрифтом – подчеркнутые автором статьи. Наш почтовый электронный адрес – dostmirkult@yandex.ru. Рабочими языками журнала являются русский и английский. Мы готовы принимать любые материалы по тематике журнала из России и из-за рубежа. О решениях по публикации или возврате материала авторы будут оповещаться в течение месяца.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky