???? 10 любимых советских и российских драм Ренаты Литвиновой
Рената Литвинова опубликовала в Инстаграме пост, в котором рассказала о своих любимых советских и российских фильмах. Мы уже писали о комедиях и военных фильмах из этого списка. Теперь собрали драмы, многие из которых тяжело смотреть (чего стоит один только «Груз 200»).
Настройщик (2004)
Рената Литвинова включила в список любимых фильм, в котором сама исполнила одну из главных ролей. Поставила картину режиссер Кира Муратова.
По сюжету, бедный настройщик роялей Андрюша пытается найти денег, чтобы впечатлить свою возлюбленную Лину (ее и играет Литвинова). Случайно Андрей знакомится с парой богатых немолодых женщин – Анной Сергеевной и Любой. Чтобы угодить Лине, но не использовать насилие, он придумывает изощренный план ограбления.
«Астенический синдром» (1989)
Еще один фильм Киры Муратовой в списке Литвиновой, он состоит из двух новелл. Героиня первой – женщина в депрессии, недавно похоронившая своего мужа.
Герой второй – школьный учитель, у которого из-за проблем на работе и в личной жизни появляется астенический синдром: он засыпает в самых неподходящих ситуациях.
Фильм вызвал неоднозначную реакцию критиков и советского руководства, но все равно получил кинопремии в России и за рубежом. Кстати, это первый советский фильм, в котором прозвучала нецензурная лексика.
«Зеркало» (1974)
Фильм Андрея Тарковского – одного из самых известных русских режиссеров во всем мире, работы которого (в том числе «Зеркало») часто попадают в списки лучших фильмов всех времен.
В картине нет сюжета в привычном понимании. Главный герой анализирует свою жизнь, вспоминая самые яркие моменты из своего детства, стараясь найти в них объяснения взрослым переживаниям.
Сначала Тарковский обсуждал со вторым сценаристом фильма разные образы и идеи и только потом на их основе записывал несвязанные друг с другом эпизоды. В процессе съемок сценарий постоянно меняли.
Сам Тарковский так говорил о фильме:
В «Зеркале» мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга.
«Сталкер» (1979)
Еще один фильм Тарковского в списке Ренаты, это вольная экранизация романа братьев Стругацких «Пикник на обочине».
По сюжету, в запретной Зоне, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате идут модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, которые держит в секрете. Ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне.
Фильм снимали 3 года, несколько раз Тарковский увольнял оператора и художника-постановщика и начинал заново с новой командой. Он хотел, чтобы каждый кадр был идеальным, даже тот, который появится на экране всего на несколько секунд.
«Скорбное бесчувствие» (1986)
Это фильм Александра Сокурова, одного из главных режиссеров авторского кино в российском и советском кинематографе.
Фильм-фантазия о том, что происходит в доме старого капитана Шотовера во время Первой мировой войны. В доме постоянно появляются странные гости, а все чувства оказываются фальшивыми. Так фильм описывает сам режиссер:
Я делал фильм о скорбном бесчувствии — болезни, которой болеет только человек. О том, как трудно различить ту грань, за которой люди перестают болеть человеческими болезнями и заболевают как звери. Неизлечимо.
Скорбное бесчувствие — литературное название депрессивной деперсонализации. Больные перестают сопереживать близким, чувствовать удовольствие и неудовольствие, радость и любовь, ненависть и грусть.
«Груз 200» (2007)
Единственный фильм Балабанова в списке Литвиновой, это самая жестокая и мрачная картина режиссера.
Сюжет рассказывает о жуткой жизни с провинции СССР в 1984 году, на закате советской эпохи. После дискотеки пропадает Анжелика – дочь секретаря райкома партии, виновников обнаружить не могут. На самом деле ее похитил капитан милиции. Жених Анжелики погибает в Афганистане.
Название отсылает к военному жаргону, грузом 200 называют тела погибших солдат, которые перевозят в цинковых гробах к месту захоронения. Фраза появилась в 1980-х, во время войны в Афганистане.
«Груз 200» отказались показывать на Берлинском и Каннском кинофестивалях. Фильм также официально не рекомендован к показу на российских телеканалах. Несколько актеров октазались от съемок в фильме.
«Неотправленное письмо» (1959)
Эта картина – что-то между психологической драмой и фильмом-катастрофой. Группа геологов отправляется в глухую тайгу, чтобы найти месторождение алмазов. Экспедиции затягивается и между ее членами постепенно нарастает напряжение. Когда геологи наконец-то находят алмазы и вызывают вертолет для возвращения домой, в тайге начинается страшный пожар. Один их героев рассказывает о всех этих событиях в письмах к своей жене, которые он так никогда и не отправит.
Фильм был номинирован на главную награду Каннского кинофестиваля. Литвинова особенно отметила работу оператора фильма Сергея Урусевского, назвав её гениальной.
«Монолог» (1972)
Сюжет рассказывает о старом профессоре Сретенском, который всю жизнь посвятил науке. Жена от него давно ушла, поэтому он привык к одиночеству. Внезапно к нему приезжают его непутевая дочь и юная романтичная внучка.
В советской прессе «Монолог» называли «фильмом о смысле жизни». Картину номинировали на главную награду Каннского кинофестиваля.
«Мне двадцать лет» (1964)
Это фильм о 20-летних ребятах, которые веселятся, влюбляются и ищут свое место в жизни. Главный герой Сергей только вернулся из армии и вливается в обычную жизнь. Кинолента отлично передает атмосферу «оттепели». Фильм получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля.
Перед показом картины из нее вырезали несколько сцен, а некоторые диалоги поменяли, чтобы они лучше «соответствовали линии партии». Изначальный вариант фильма был восстановлен в 1988 году под названием «Застава Ильича» (так режиссер сначала планировал назвать картину).
«Начало» (1970)
Девушка из провинциального русского городка мечтает стать актрисой, а пока ей приходится играть Бабу Ягу в городском клубе. Внезапно её замечает столичный режиссер и предлагает сыграть главную роль в фильме о Жанне д'Арк. Повествование разделяется на две линии: жизнь актрисы с творческими муками и тяжелыми отношениями с женатым мужчиной и кадры из вымышленного фильма о Жанне д'Арк.
Изначально режиссер хотел просто снять фильм о Жанне д'Арк, но его не одобрило советское руководство. Поэтому пришлось снимать «фильм в фильме».