Добавить новость
Февраль 2010
Март 2010
Апрель 2010
Май 2010 Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011 Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025
1 2 3 4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Оперный пазл 2024 года

0 119

На 14-м Минском Рождественском оперном форуме

С 10 по 15 декабря 2024 года в Большом театре Беларуси в рамках программы 14-го Минского международного Рождественского оперного форума состоялись показы четырех спектаклей, а его финальным аккордом стал гала-концерт «Наследие Елены Образцовой», организованный Культурным центром Елены Образцовой (Санкт-Петербург) в юбилейный год великой отечественной примадонны (1939–2015), в год ее 85-летия. Дни проведения форума 2024 года в точности совпали с рамками прошлого года, но о Минском Рождественском форуме как о ежегодно возрождающемся и обновляющемся институте театра так и хочется сказать словами Александра Пушкина: «Он вечно тот же, вечно новый, / Он звуки льет – они кипят», – хотя приведенные строки из «Путешествия Онегина» адресованы поэтом «Европы баловню» Россини.

И всё же эти слова Пушкина невольно перекидывают мостик от форума прошлого года к форуму нынешнему: год назад Россини присутствовал в афише со своей главной оперой «Севильский цирюльник» (постановка Большого театра Беларуси), а в этом году, словно продолжая вектор Чайковского, заданный в прошлом премьерой «Иоланты», афишу форума в декабре украсила новая постановка «Евгения Онегина» Чайковского, премьера которой в Большом театре Беларуси прошла 30 ноября и которая обозначила центральное событие форума, его знаковую интеллектуальную кульминацию.

В преддверии этой кульминации состоялись показы двух гостевых постановок – оперы Рустама Сагдиева «Главный вопрос» (спектакль Чувашского государственного театра оперы и балета [«Волга Опера» / «Атăл Опера»]) и неувядающей вечной классики Моцарта под названием «Свадьба Фигаро» (спектакль Воронежского государственного театра оперы и балета). «Точкой золотого сечения», по меткой ремарке генерального директора Большого театра Беларуси Екатерины Дуловой, стал показ собственной постановки оперы Пуччини «Турандот». А гала-концерт «Наследие Елены Образцовой» явился финалом-апофеозом…

В театре абсурда «космической оперы» (10 декабря)

Если исходить из восточной философской сентенции, что цвести должны все цветы, и принять к сведению, что создатели театрально-музыкального шоу под названием «Главный вопрос» жанровую принадлежность своего опуса обозначили как «космическая опера», то во Вселенной оперы явно появился НЛО. Если исходить из того, что опера в классическом понимании этого музыкально-театрального жанра – то действо, когда певцы на сцене поют под управлением дирижера в сопровождении оркестра, расположенного в оркестровой яме оперного театра, то опознать новый НЛО как оперу, в принципе, можно, ведь из Чебоксар в Минск труппа «Волга Оперы» приехала со своим оркестром и композитором-дирижером.

Но музыкально-сюжетная компиляция цифровой «космической оперы», созданная на базе искусственного интеллекта, притом что такие базовые понятия, как сюжет и либретто, отвечающие за оперную драматургию, на этот раз даже и произносить как-то неловко, всё же склоняет к тому, что «Главный вопрос» – это нечто, имеющее право на существование, но вряд ли имеющее право на существование под вывеской оперного жанра. Однако, чтобы это понять, данный «космический шедевр», премьера которого состоялась в Чебоксарах 24 и 25 ноября 2023 года, надо было, как минимум, услышать, то есть увидеть

«Главный вопрос» – название глубокомысленное, но увиденное на открытии форума как раз и смогло дать отрезвляющий взгляд на то, что если путь развития оперы в XXI веке избран таким, то это путь в никуда. Театр космического абсурда в стиле фэнтези – девять не связанных между собой картин с прологом и эпилогом, в которых, читаем в синопсисе, «хор на разных языках исполняет число “42” – ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего остального» (главный хормейстер – Екатерина Сидорова). Эти новеллы с локальными персонажами последовательно звучат на русском, санскрите, немецком, «квазиславянском», чувашском, японском, французском, английском и итальянском языках – какая прелесть!..

Эти новеллы, читаем экспликацию постановки, вобрали в себя «отсылки к популярным произведениям научной фантастики, философским трудам, компьютерным играм и аниме». Налицо банальнейший винегрет накрошенных в оперу идей, однако декларируется, что это «смелый эксперимент», под которым понимается «создание цифровой космической оперы на основе музыки и либретто, частично сгенерированных нейросетью, а также костюмов и декораций, полностью созданных ИИ». Теперь протагонист оперы – межгалактический ИИ, который на протяжении девяти картин тщетно пытается сформулировать главный вопрос при наперед заданном – известном еще с пролога – ответе, закодированном числом «42».

Но, несмотря на весь пыл автора этой космической (если не сказать комической!) идеи Андрея Попова (художественного руководителя и исполняющего обязанности директора «Волга Оперы») и высокий полет фантазии режиссера-постановщика Дмитрия Отяковского, пазлу поиска «главного вопроса жизни, Вселенной и всего остального» в вынесенном на форум высокотехнологичном лазерно-электронно-световом квазиоперном шоу сложиться было не суждено, хотя – будем объективны – минская публика приняла его на ура! Вопросы «что?» и «как?» отцы-создатели ожидаемо проработали и на этот раз, но главный вопрос искусства «зачем?» (а оперного искусства – тем более!) не менее ожидаемо повис в воздухе, точнее – в безвоздушном межгалактическом пространстве «космической оперы».

В этом шоу цифровой контент Ильи Семёнова и синтез звука Владимира Юферова были, конечно, важны, и за сведéние электронно-цифрового пласта с живым звучанием оркестра композитору-дирижеру Рустаму Сагдиеву – также большой респект, но его музыка, как и сама идея сего проекта, предстает абсолютно вторичной, искусственной, мертворожденной. А радиомикрофонное пение, что при электронно-музыкальной подкладке неизбежно всегда, ожидаемо убило живые голоса исполнителей и в этом шоу, так что речь о певцах, переживая за них, мы попросту не ведем. Но без живых голосов нет живой оперы… А по поводу всего этого межгалактического шума, поднятого с расчетом на недвусмысленный пиар, только и остается в сухом остатке сказать, что на поверку много шума оказалось из ничего!

Марьяж Фигаро на исходе Первой мировой (11 декабря)

Если быть точными, то о воронежской постановке «Свадьбы Фигаро» Моцарта вряд ли можно было составить абсолютно целостное впечатление, так как Симфонический оркестр Воронежского театра оперы и балета до Минска не доехал, а в оркестровой яме в этот день находился Симфонический оркестр Большого театра Беларуси. Впрочем, за дирижерский пульт встал приехавший вместе с солистами и хористами дирижер Тимур Абсалутинов, для которого эта постановка в Воронеже является репертуарной. Ее премьера состоялась три с половиной года назад 30 мая 2021 года, а дирижером-постановщиком подвизался тогда Феликс Коробов. Но, как бы то ни было, после всех оркестрово-дирижерских кульбитов этот спектакль новым аккомпанементом оркестра оказался обогрет весьма заботливо и тепло.

«Свадьба Фигаро» давно уже воспринимается историей вне времени и границ, но, как ни странно, переодевание ее в костюмы эпохи исхода Первой мировой войны и перенос событий из испанского замка Графа Альмавивы в одну из европейских держав, вовлеченных в конфликт, помогло избежать режиссерской заштампованности и привычную изящность антуража повернуть в русло приглушенной красочности и психологической углубленности фабулы. Именно в этом и преуспели режиссер Михаил Бычков, художник Алексей Вотяков (сценография и костюмы), художник по свету Иван Виноградов и видеохудожник Алексей Бычков. Благодаря им в спокойной и размеренной атмосфере следить за развитием событий «безумного дня», ставшего днем свадьбы Фигаро и Сюзанны, было легко и комфортно.

Роль хора в этой опере невелика (главный хормейстер – Ольга Щербань), но ансамблевая составляющая и сольные партии в ней решают всё. С точки зрения актерского мастерства, отработки ясных и понятных режиссерских мизансцен к ансамблю солистов проникаешься симпатией, но с точки зрения стиля и качества вокала проблем у этого ансамбля – непочатый край! Маловыразительными и неяркими предстали вокальные работы и Кирилла Афонина (Граф Альмавива), и Фёдора Костюкова (Фигаро), и Александры Добролюбовой (Сюзанна), и солистки Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Дарьи Филипповой (Графиня Розина). Всё в них было шаблонно и скучно…

Никакой критики в аспекте вокала не выдерживает и чрезвычайно важная для развития сюжетной интриги пара Доктора Бартоло и Марчеллины в исполнении Артёма Борисенко и Юлии Гранат (Проняевой). В «коварной» – часто купируемой, но некстати прозвучавшей – арии четвертого акта певица потерпела фиаско. Музыкально живой и стильной предстала лишь Мария Бойко в партии-травести Керубино: ее высокое меццо – практически сопрано – в ипостаси влюбчивого пажа смогло пленить легкими и искренними вокальными красками.

«Энциклопедия русской жизни» в минском оперном ракурсе (12 декабря)

Определение «энциклопедия русской жизни» за романом в стихах Пушкина «Евгений Онегин» закрепилось с легкой руки Белинского, и раз Большой театр Беларуси взял курс на обновление репертуара Чайковского, отставив (а может быть, до поры до времени отложив) «Адриенну Лекуврер» Чилéа, то к оперной мини-энциклопедии русской жизни подошел, заведомо следуя исторической традиции. Впрочем, в динамично меняющемся философско-психологическом универсуме постановки Анны Моторной (главного режиссера театра) от традиционной статуарности и помпезно-реалистичной тяжеловесности не осталось и следа!

Новая постановка, аккумулировав в себе черты поразительно тонкой, интеллектуальной студийности, предстала лаконичным, но при этом живым, полновесно перекликающимся с современностью воздушно емким симулякром русскости, которая проступает в каждой мизансцене, которая оживает в костюмах персонажей и которая не осталась в эпохе начала XIХ века, запечатленной Пушкиным, а продолжает жить в каждом из нас и поныне, хотя при бешеных темпах и ритмах современной жизни мы этого, возможно, и не замечаем. Именно в этом заключен главный режиссерский посыл новой продукции хрестоматийной русской оперы, которая впервые увидела свет театральной рампы лишь в последней четверти XIX века, когда «память» о начале века была еще богаче того, что осталось от нее в XXI веке.

Спектакль, увиденный в дни форума, произвел сильное эмоциональное впечатление, и огромный вклад в него, естественно, внес музыкальный пласт (дирижер – Артём Макаров, главный дирижер театра; хормейстер – Нина Ломанович, главный хормейстер театра). При этом всё же заметим, что один из моментов хореографии спектакля несколько удивил. Но об этом – позже, а всё внимание – на постановочную команду, благодаря которой эта продукция и увидела свет рампы. В команду режиссера Анны Моторной вошли сценограф Любовь Сидельникова (главный художник театра), художник по костюмам Татьяна Лисовенко, художник по компьютерной графике Виктория Злотникова, художник по свету Ирина Вторникова и, наконец, балетмейстер Игорь Колб (главный балетмейстер театра).

Философско-психологический универсум «Евгения Онегина», о котором мы упомянули ранее, – это космос абстрактного реализма (или реалистической абстракции, что, в принципе, одно и то же). Но слово «космос» в этом обзоре уже отдано «космической опере», и чтобы не смешивать божий дар с яичницей, мы говорим об универсуме, и у него довольно много точек идейного соприкосновения с приемами сценографии в постановке другой оперы Чайковского в этом же театре – «Пиковой дамы». В названной «Пиковой даме», пожалуй, всё же больше реалистической абстракции и мистики, идущей не только от карточной игры, но и от мистики самогó Петербурга.

А обсуждаемый «Евгений Онегин» – это универсум абстрактного реализма русской жизни начала XIX века, в котором мистический Петербург хотя бы в лице его представителя Онегина – «рокового искусителя» и элегантнейшего демона – незримо присутствует уже в первых пяти сельских картинах. Мало того, вторая и третья картины (письмо Татьяны и ее отповедь Онегиным) под музыку «Дéвиц, красавиц» соединены хореографическим этюдом сна Татьяны, в котором появляется не аллегорический медведь, как у Пушкина (для оперы это было бы слишком банально), а призраки будущей жизни главной героини в Петербурге, и его олицетворением как раз и становятся светские рауты в вихре балов и маскарадов.

То, что это сон, понятно, однако то, что это сон в руку, понимаешь лишь в картине петербургского бала (шестая картина), в которой герои появляются в тех же костюмах с чёрно-белыми принтами исторической архитектуры Петербурга, что и в этюде сна. Вообще, хореографические эпизоды – крестьянский праздник жатвы (первая картина), сон Татьяны, бал в поместье Лариных (четвертая картина) и бал-маскарад в Петербурге поставлены со вкусом, интересно, и единственное недоумение петербургского бала – очевидный перебор с танцами «а-ля канкан» во время обоих проведений экосезов.

Но универсум исторической памяти смог ассимилировать в себя даже такой кунштюк, ибо сотворчество сценографа и режиссера пригласило нас в универсум символов, аллюзий и аллегорий. Это сродни сюрреализму картин Магритта: смотришь на них – всё реалистично, а содержание иносказательно. Так и в этой постановке: всё реалистично, но это театральный пазл смыслов. Первые три картины, размывая грань между экстерьером и интерьером словно погружают в «пантеон русской усадьбы», разобранной на элементы, однако предстающей в поразительной целостности. И здесь же подставки для цветов в виде колонн с ионическими завитушками, а в сцене отповеди Онегин кладет свой цилиндр едва ли не на коринфскую подставку-колонну. Так что «пантеон» – вовсе не простой: даже с отсылкой в античность!

Античность, выпадая из картины «Ларинский бал», вновь возникает в пятой картине (в сцене дуэли). Онегин и Ленский стрелялись, по Пушкину, у мельницы, но теперь эта картина предстает пантеоном в своем изначальном смысле – аллегорической усыпальницей поэта: ее мертвая природа – натюрморт из сухих безжизненных веток, возникающих посмертным «терновым» венком также и в «накате» видеопроекционной графики на финальных аккордах картины. Уютный ларинский бал и бал в Петербурге с антуражем столицы – интерьерные локализации, но и на ларинском балу, и в «пантеоне Ленского», и на балу в Петербурге, и в заключительной сцене Онегина и Татьяны в гостиной Греминых архитектурная доминанта центрального входа – прямоугольный проем – воспринимается действенным порталом.

Его «ордер» в названной череде последних четырех картин оперы меняется, но проем в «пантеоне поэта» и в гостиной Греминых – один и тот же, поэтому после бала в Петербурге Татьяна словно бы возвращается в свое несложившееся прошлое: оно не просто разбилось о ее грезы, но и навеки отягощено смертью Ленского, друга ее семьи. В этой картине впервые возникают огромные зеркала, и это возвращение в прошлое – словно отражение в нём, ведь возврата к прошлому, о чём Татьяна и говорит, то бишь поет своему посрамленному «зоилу-демону» Онегину, давно уже нет… Зато есть пазл символов, и он сложился!

Мир архетипов стал миром интеллектуальной игры, и, по словам режиссера, «“тот” мир проступает водяными знаками сквозь нашу повседневность, он здесь, он неизменен и извечен – стóит просто присмотреться», но это то, с чего мы и начали наш экскурс по новой постановке. Стóит также присмотреться к мизансценам, рельефность и динамика которых увлекают в воронку потаенных смыслов и жизненных ситуаций. Стóит присмотреться и к ларинскому балу – впечатляющей энциклопедии русского костюма той эпохи: после этой (центральной) картины оперы с гениально додуманной Чайковским сценой ссоры Онегина и Ленского наступает необратимый перелом, что в постановке закономерно проявляется и в сценографии, в и мизансценах, и в костюмном антураже петербургского бала.

Гремин в финальной сцене – теперь безмолвный третий участник-свидетель. Приводя Татьяну с бала и оставляя ее в гостиной, он замирает у боковой двери, входя в нее лишь с появлением Онегина, а выходит к Татьяне, забирая ее, сразу после ее слов «Навек прощай!». Современные постановки «Евгения Онегина», в отличие от официозной классики советской эпохи, кажется, обречены на мимическое появление Гремина в финале, как это изначально и было у Чайковского, лишь в этом аспекте и поспорившего с Пушкиным, но впоследствии под давлением общественного мнения от своей идеи отказавшегося. На этот же раз Гремин не выпроваживает Онегина: свою финальную фразу «Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!» он поет в одиночестве, и это значит, что Чайковский с Пушкиным всё-таки «помирились»…

Стóит – иного и быть не может! – прислушаться к великолепному звучанию оркестра и хора, ибо в музыке Чайковский сказал, кажется, заведомо больше, чем в словах либретто, и глубинный подтекст в палитре оркестра Артёма Макарова – невероятно ценное обретение новой постановки. После «Пиковой дамы» и «Иоланты» для рецензента это третья работа маэстро на оперной ниве Чайковского, а к концу сезона ожидается еще одна – «Орлеанская дева». Что же касается «Евгения Онегина», то режиссерский мотор Анны Моторной (и это знаковая, вовсе не случайная тавтология!) и основательная сосредоточенность дирижера на психологической чувственности музыки раскрыли лирические сцены оперы, словно музыкально-драматическую фреску, расчищенную от затемнявшего ее лака времени.

Стержень музыкального драматизма – яркое вокально-драматическое прочтение партии Онегина Владимиром Громовым: его герой и вправду демон, но демон благородный, и в нём брутальность и нежность уживаются в парадоксальной гармонии! А Елене Золовой в образе Татьяны, на позитиве запомнившейся по прошлому форуму Иолантой, вокального драматизма не хватило. Лирического, едва ли не лирико-колоратурного посыла певицы было мало даже в сцене письма, не говоря уже о финальной сцене – квинтэссенции вокального драматизма! Ее Татьяна – прилежная субретка, не героиня в смысле архетипа этой роли, да и в актерском плане образ вышел несколько взвинченным, излишне нервным. Впрочем, это как раз и обусловлено недостатком музыкального драматизма, заставлявшего певицу прибегать к аттрактивности помимо средств вокала, усиливать внешний аффект.

В партиях «де-факто одной арии» никаких претензий нет ни к Дарье Горожанко (Ольга), ни к Андрею Валентию (Гремин). Весьма харизматичной Филиппьевной (няней Татьяны) предстала Екатерина Михновец, а в партии Лариной колоритнейший образ сердобольной помещицы создала Татьяна Третьяк. Ленским предстал сладкоголосый лирический тенор Юрий Городецкий, который в первой картине, казалось, лишь распевался, но и сцену ссоры с Онегиным на ларинском балу, и свой акт с коронной арией провел на вокально-актерским подъеме. А по контрастности противопоставления типажей заклятых друзей-врагов связка Ленского и Онегина, попав в яблочко, предстала по-особому целостной и органичной…

«Тенора. Tribute» как оперный антракт форума (13 декабря)

В антракте форума концерт под названием «Тенора. Tribute» состоялся в Камерном зале театра им. Л.П. Александровской (1904–1980), певицы и режиссера, жизнь которой с 1933 года была связана с Большим театром Беларуси, где она исполняла партии сопрано и меццо-сопрано, а также, заняв в 1951 году пост главного режиссера, ставила спектакли. В малом – меньше камерного! – акустическом пространстве этого зала выступили шесть теноров: Тарас Присяжнюк, Александр Гелах, Александр Михнюк, Андрей Матюшонок, Иосиф Никитенко и Иван Березин (партия фортепиано – Анастасия Дубовская). Все – тенора лирические, в том числе и tenore lirico spinto Иван Березин, единственный, кто в этот вечер сгоряча взялся за драматический репертуар, в том числе и за арию Каварадосси из «Тоски» Пуччини.

Звучали арии из опер, популярные песенные хиты, звучали громко в силу объективных причин, связанных с самим местом выступления, но рецензенту довелось стать свидетелем того, с каким неподдельным, искренним восторгом публика принимала своих любимцев! Что ж, тенора всегда окружены особым ореолом внимания… Кто-то из них совсем молод и даже еще учится, как Иосиф Никитенко (на Конкурсе Глинки 2024 года в Москве он, кстати, получил премию за исполнение народной песни), а кто-то, определенно, существенно более мастеровит и опытен, как Александр Михнюк (великолепный Водемон на премьере «Иоланты» в рамках форума прошлого года).

Но разговор об этом вечере мы затеяли вовсе не ради разбора полетов, а так как после «Евгения Онегина» вдруг невольно подумалось, что каждый из шести услышанных теноров потенциально мог бы быть вчерашним Ленским, тем более что, обратившись к сайту театра, удалось выяснить, что партия Ленского не значится в репертуаре лишь у Александра Гелаха и Ивана Березина. Так что без арии Ленского на этом концерте ожидаемо не обошлось: в пандан к спектаклю в рамках форума арию Ленского исполнил Андрей Матюшонок…

Лебединая песня Пуччини: масштабность и грандиозность (14 декабря)

«Турандот» Пуччини – несомненный постановочный бренд Большого театра Беларуси. Премьера продукции состоялась 29 и 30 апреля 2013 года. Режиссер-постановщик – Михаил Панджавидзе; сценограф – Игорь Гриневич; художник по костюмам – Юлия Мацкевич; художник по свету – Сергей Шевченко; дизайнер компьютерной графики – Павел Суворов. А годом ранее премьеру «Турандот» с той же командой (лишь с другим художником по костюмам) Михаил Панджавидзе выпустил в Казани – в Татарском государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля. По задумке режиссера в его спектакле должна была звучать только музыка Пуччини, поставившего точку на последних аккордах сцены траурной процессии Лю, но не успевшего дописать финальный дуэт Калафа и Турандот, а также сам финал, ибо перо из рук великого композитора вырвала скоропостижная смерть…

Эту постановку без финала значительно позже казанской и минской премьер рецензенту впервые и довелось увидеть в Казани. Но на сей раз на форуме постановка была показана с классическим финалом Франко Альфано, завершившим оперу по оставшимся наброскам Пуччини. «По просьбам трудящихся» Михаилом Панджавидзе финал был доставлен, а когда это произошло, в сущности, не так уж и важно. Важно, что «Турандот» Пуччини с финалом Альфано идет в Большом театре Беларуси уже давно. В сравнении с Казанью минская также абсолютно классическая, традиционная постановка поражает еще большей масштабностью и монументальностью. Она поистине грандиозна, и это спектакль подлинно большого стиля!

О самóй постановке говорить более не станем, ибо объект нашего рассмотрения – ее музыкальный пласт. Это спектакль-феерия с мощными хоровыми страницами (хормейстер-постановщик – Нина Ломанович), и прикосновение к ее животворящему источнику в дни форума под управлением Артёма Макарова стало в высшей степени меломанским счастьем! Впечатления на сей раз сложились не только от спектакля, но и от утреннего оркестрового прогона накануне. Пусть с остановками и корректурами, без всего массива сценографии и костюмов, но в итоге прогнали весь спектакль – и эти рабочие моменты дорогóго стоили.

Когда сидишь в пустом темном зале в четвертом ряду партера, а хор изумительно поет на флангах оркестровой ямы, кажется, что попал внутрь звука, что растворился в его мощной и нежной субстанции. Автора этих строк всегда особенно впечатляли хоровые страницы первого акта: так произошло и сейчас на прогоне и спектакле. Браво, хор! И браво, маэстро-дирижер, скрупулезно собравший воедино всех оркестрантов, хористов, солистов и выстроивший рельефно величественное, интеллектуально изысканное музыкальное здание Пуччини! А «квартет» солистов был следующий: солист Михайловского театра Михаил Пирогов (Калаф), солистки московской «Геликон-Оперы» Елена Михайленко (Турандот) и Елизавета Кулагина (Лю), а также здешний премьер Андрей Валентий (Тимур).

На прогоне названный «квартет» пел практически в полный голос, и казалось, что «всё недопетое» Еленой Михайленко на прогоне, должно прозвучать на спектакле. Но чуда не произошло: некогда мощное звучание певицы удручающе «просело» и в выходной арии, и в сцене загадок, и в финальном дуэте. Вполне зачетно, но шаблонно и холодно, без искры согревающего душу тепла, в партии Лю выступила Елизавета Кулагина. Абсолютно зачетно, на должном артистическом кураже, эпизоды партии Тимура провел Андрей Валентий.

Главной и единственной меломанской приманкой этого спектакля на форуме стал едва ли не лучший на сегодня отечественный драматический тенор Михаил Пирогов. Сегодня он находится в прекрасной вокальной форме, и в этой партии его довелось услышать впервые. Обычно всегда ждут «народного» хита Пуччини в третьем акте «Nessun dorma», и играючи взяв в нём высокую фермату, меломанские ожидания артист полностью оправдал! Но для рецензента мерилом вокального шика для исполнителя партии Калафа всегда была и есть изысканнейшая в аспекте музыкальности и темпоритма ария первого акта «Non piangere, Liù». Филигранно чувственно спетая певцом, она дала задел и драматизму сцены загадок, и мощному накалу финального дуэта, который в этой постановке довелось услышать впервые.

«Наследие Елены Образцовой» (15 декабря)

За дирижерским пультом Симфонического оркестра Большого театра Беларуси весь вечер находился приехавший в Минск с данным проектом Василий Юркевич, и главным бриллиантом программы стал блистательный контратенор Иван Бородулин (I премия Конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге 2024 года), спевший арии Полинессо из «Ариоданта» Генделя и Вани из «Жизни за царя» Глинки. Истинным самородком, открытием вечера стал лирический тенор из Южной Кореи Ёнкван Ким, снова вернувший к центральной теме «Евгения Онегина» Чайковского на форуме изумительно прочувствованным, самобытным исполнением арии Ленского на прекрасном – без малейшего акцента! – русском языке.

Из оставшихся «бойцов» петербургского десанта легкие «хрустальные» голоса вполне удачно удалось предъявить Яне Айвазян (Армения) и Варваре Кузоватовой, в то время как ни юный баритон Кирилл Токмаков, ни молодой бас Павел Гладышев сколько-нибудь значимое впечатление произвести пока не смогли. И если кооптация в программу концерта друзей Большого театра Беларуси из Никарагуа – солистов Фонда INCANTO сопрано Кэтрин Веласкес и тенора Маурисио Дельгадо – внесла долю «экзотики» с популярным «околоакадемическим» репертуаром, то приглашение в такой знаковый проект Виктории Бобковой (меццо-сопрано из Калининграда), мягко говоря, вызвало полное недоумение…

Но, к счастью, на помощь пришла когорта солистов Большого театра Беларуси – сопрано Ирина Кучинская с арией Деспины из «Così fan tutte» Моцарта, сопрано lirico spinto Мария Галкина со сценой и ариозо Лизы из третьего акта «Пиковой дамы» Чайковского, элегантный Александр Михнюк с романсом Вертера из одноименной оперы Массне, Андрей Валентий с арией Варяжского гостя из «Садко» Римского-Корсакова, весьма решительный и смелый Иван Березин, отважившийся после концерта 13 декабря взять штурмом арию Каварадосси из третьего акта «Тоски» Пуччини и под оркестр, и, наконец, участник по теме гала-вечера, лучезарный Тарас Присяжнюк с арией Хозе «с цветком» из «Кармен» Бизе (I премия Конкурса Елены Образцовой в Санкт-Петербурге 2015 года). Через девять лет после Конкурса приятная встреча с ним состоялась и в Минске…

Фото предоставлены пресс-службой Большого театра Беларуси




Санкт-Петербург

Распалась связь: ценовой разрыв между новостройками и вторичкой будет сокращаться


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Создание Модели голоса. Создание Модели своего голоса. Создание AI модели голоса.

Звезда сериала «Красная Поляна» Рината Тимербаева рассказала, как скрывается от маньяков

Псковская область вошла в число «регионов-отличников» пожароопасного сезона-2024

Создание Модели голоса. Создание Модели своего голоса.

Новости Санкт-Петербурга

Брюллов, Кустодиев, Дюрер. Какие выставки покажут музеи в 2025 году

Петербургская блокадница попала в больницу после избиения сыном

В Санкт-Петербурге сын избил 86-летнюю мать-блокадницу в подъезде

Число задержанных рейсов в Пулково выросло до 38


В Петербурге из-за пожара пострадала женщина

Суд арестовал двух человек за поджог электричек в Подмосковье

Ушел из жизни основатель Русского концертного оркестра Петербурга Владимир Попов

Суд арестовал двоих мужчин за поджог электричек в Подмосковье


Выборгу — обновления в Новый год

Россия и Китай: 17 ледоколов для развития Северного морского пути к 2030 году

В Выборге после реставрации открыли башню Святого Олафа. Но туристов внутрь пока не пускают

"Фонтанка": в Петербурге пенсионер остался без квартиры из-за мошенников


Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов
Москва

Собянин: За 10 лет число кружков и секций для детей в Москве выросло почти вдвое


Частные объявления в Санкт-Петербурге



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Тимати

Блогерша Валентина Иванова показала кольцо и пошутила о помолвке с Тимати



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Санкт-Петербург на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Предлагаем вам возможность участвовать в записи программ на Радио.

Кабинет Артиста в Яндекс. Кабинет Артиста в Яндекс Музыке.

Продвижение Песни в Мою Волну музыкального стриминга Яндекс Музыка.

Был на все готов: Волочкова рассказала о влюбленном в нее Джимме Керри


Капризов стал лучшим снайпером года в НХЛ, Кудерметова прошла Касаткину. Главное к утру

Полина Кудерметова пробилась в четвертьфинал турнира WTA в Брисбене – казанская теннисистка одолела 9-ю ракетку мира Касаткину

Брисбен (ATP). 1/4 финала. Джокович сыграет с Опелкой. Димитров – с Томпсоном

Бублик назвал позорной игру Надаля и Маррея перед завершением карьеры


Premier League Darts 2025 line-up: When will the eight stars be announced and who is in contention?

College Football Playoff’s final 4 teams, ranked by most likely to win national championship

New Orleans attack: Search continues for Bourbon Street 'people of interest' as state AG vows death penalty

Trump’s Former WH Doc Beats House Ethics Committee Investigation