Островский на современный лад
Классика в кроссовках
Тем, кто купил билет на спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Татьяны Дремовой и ожидает увидеть классическое прочтение пьесы, актеров в театральных костюмах и академическое музыкальное оформление, скажу сразу: этого не будет! Вас ждет Островский в других декорациях. Это по-прежнему остроумная комедия, но приправленная стильными решениями в визуальной и музыкальной частях.
Главный герой Егор Глумов появляется на сцене под современную музыку в стильных кроссовках и худи, а его дневник теперь – в ноутбуке. Не изменилось лишь стремление амбициозного и харизматичного юноши идти по головам и подняться в обществе за счет манипуляций, а не честного труда.
Интересно наблюдать за интеллигентным Александром Аксиненко в роли мерзавца Глумова. Новое амплуа позволило зрителю иначе взглянуть на мастерство актера.
Вольно обошлась постановочная команда и с музыкальным сопровождением спектакля. Обрамлением стали композиции группы «Ленинград» и современных иностранных коллективов. Они удачно вписались в классическую пьесу, усилив драматические моменты и метания главного героя.
Новые старые пороки
Среди таких же ярких решений – выбор образов героев постановки. Красный костюмный верх Нила Федосеича Мамаева, родственника Глумова, напоминает пресловутый малиновый пиджак – неизменный атрибут бизнесменов и бандитов из 90-х. А в стиле Крутицкого ощущается схожесть с образами известного модельера Карла Лагерфельда – его черными костюмами, перчатками-митенками и неизменными солнцезащитными очками. Своими решениями художники освежили классику и придали шика.
Атрибуты современной жизни указывают на то, что человеческие пороки не меняются годами и даже столетиями. Все также вокруг полно Глумовых. В соцсетях многие ведут себя как Клеопатра Львовна – жаждут лайков и одобрения и готовы флиртовать с любым. А косно мыслящие по-прежнему склонны к тотальному осуждению новых веяний и реформ.
Нормы социального поведения остаются все теми же. Обличивший своих покровителей да и все высшее общество Глумов не становится изгоем. Сильные мира сего спокойно воспринимают его дерзость и договариваются через некоторое время вернуть молодого человека в свой круг. Ведь Егор Дмитрич умен, образован и способен принести им пользу. В этом заключается еще одна особенность пьесы Островского: здесь нет строго положительных или отрицательных героев. В каждом можно рассмотреть добродетели и оправдать пороки.
Для юных зрителей постановка режиссера Татьяны Дремовой вполне может стать началом любви к театральному искусству. Используя элементы современной молодежной культуры – плакаты с актером Джейсоном Стэйтемом, шутливые цитаты типа «Запомни: одна ошибка – и ты ошибся», популярные песни, – художники-постановщики постарались поговорить с поколением Z на их языке, сохранив многое от оригинала.