В Санкт-Петербурге прошла живая лекция журнала «Фома» о картине Брейгеля
13 декабря в Санкт-Петербургской Духовной Академии прошла живая лекция Академии журнала «Фома» на тему: «Зачем Брейгель спрятал Рождество?» Лектором выступил Михаил Кукин – доцент РАНХиГС, автор лекционных курсов по творчеству Питера Брейгеля.
В ходе лекции Михаил Юрьевич рассказал о Северном Возрождении, Питере Брейгеле и его известной картине «Поклонение волхвов в снегу».
Лектор отметил, что в рождественских сюжетах Дева Мария, Богомладенец Христос и Иосиф Обручник традиционно располагались в центре полотна. Волхвы и городской быт, напротив, были удалены от центра.
Брейгель отходит от подобной традиции. На его картине с первого взгляда невозможно найти сюжет поклонения волхвов Богомладенцу. Полотно отображает нидерландский город с повседневным бытом его жителей: здесь стража, торговые караваны, кто-то катается на костяной ледянке по замерзшей реке, кто-то из проруби носит воду. Лишь в нижнем левом углу можно увидеть невзрачный шатер со слабо прорисованными фигурами внутри и несколько человек перед шатром.
Михаил Кукин отметил, что для Брейгеля «прятать» основной сюжет на картине – излюбленный прием. Его можно встретить на полотнах «Обращение Савла», «Перепись в Вифлееме», «Падение Икара», «Притча о сеятеле» и «Путь на Голгофу».
По мнению лектора, Брейгель «прячет» смысловой центр картины с целью привлечь внимание зрителя. Он должен найти скрытое, и только тогда перед ним откроется смысл изображения. Другая причина такого художественного приема в том, что Брейгель переносит евангельский сюжет в реальную жизнь соотечественников. Фактически художник говорит, что события Евангелия происходят здесь и сейчас.
Живая встреча прошла при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Благодарим слушателей за глубокие вопросы и интерес к живым лекциям журнала «Фома». Будем рады увидеться снова!