Танцовщик и хореограф Юрий Смекалов: «Моя задача — владеть вниманием зрителя»
Юрий Смекалов отметил 25-летие творческой карьеры: 10 лет на сцене Театра Бориса Эйфмана и 15 лет в Мариинском театре. Юбилей совпал с его выступлением в роли Спартака в одноименном балете на сцене Мариинского-2. В интервью Смекалов рассказал о своем пути, любви к экспериментам, вдохновении и планах.
Почему вы решили отметить творческий юбилей именно на сцене?
25 лет в профессии — важная точка. Артисту необходимо отмечать такие вехи вместе со зрителями. Это не только признание заслуг, но и часть театральных традиций, которые нельзя терять.
Вы состоялись не только как танцовщик, но и как хореограф. Как началась ваша постановочная деятельность?
В 2008 году я впервые попробовал себя в роли хореографа. Сейчас в моем портфолио — более 20 балетов. Среди них классические работы, такие как «Пахита» и «Медный всадник», и современный проект «Театральный урок», который посмотрели тысячи школьников Петербурга.
Вы активно развиваете современный танец. Почему это важно?
Классический балет остается важной частью культуры, но современный танец — это территория для экспериментов и новых идей. В Мариинском театре долгие годы работали с иностранными хореографами и художниками. Сейчас, в сложных условиях, мы сосредотачиваемся на внутренних ресурсах. Например, Мастерская молодых хореографов дала старт многим известным постановщикам.
Вас вдохновляет работа с молодыми артистами?
Да, я преподаю в ГИТИСе и считаю важным делиться опытом. Если ты за годы работы накопил знания, создал что-то интересное, жизнеспособное — этим нужно делиться.
Как рождаются ваши спектакли?
Вдохновение приходит из разных источников: музыка, книга, разговор. Например, идея поставить «Шинель М» появилась после беседы с моим другом-инженером. Он, не имея отношения к театру, предложил неожиданную трактовку.
Почему именно «Шинель»?
А почему нет? Это произведение остается актуальным. Как сказал Достоевский, все мы вышли из «Шинели» Гоголя.
Вы изменили финал истории?
Да. У Гоголя Акакий Акакиевич — несчастный «маленький человек», утративший надежду. В нашей версии герой — подросток, переживающий первую любовь. Шинель символизирует эту любовь. Потеряв ее, он теряет надежду, но мы хотим сказать зрителю: не опускайте руки, оставайтесь открытыми миру.
В спектакле также появляется Всеволод Мейерхольд. Почему?
Мы отмечаем 150-летие со дня его рождения. К тому же в возрасте 50 лет он пережил свое последнее большое чувство — так же, как Акакий Акакиевич. Хотя Мейерхольд не ставил «Шинель», он работал над «Ревизором», что тоже интересно.
Как вы работали с композитором?
Вартан Гноро написал партитуру за месяц. Мы обсуждали, где музыка необходима, а где важна тишина. Музыкальные темы в спектакле иллюстрируют петербургский мороз, толпы чиновников и даже разные шинели, каждая из которых имеет свое настроение и стиль.
Декабрьские показы пройдут в новом пространстве. Расскажите об этом.
Теперь спектакль будет идти в «Лахта Холле» — вместительном зале на 2000 мест. Круглая сцена напоминает о театральных экспериментах Мейерхольда.
Ваши ориентиры в драматическом театре?
Я вырос на спектаклях Льва Додина, люблю Юрия Бутусова за его тонкое чувство времени и пространства. Дмитрий Крымов и Андрий Жолдак тоже вдохновляют.
Какие цели вы ставите как постановщик?
Главная задача — удерживать внимание зрителя. Но мы хотим не только развлекать, но и образовывать. Если зритель заранее прочитает Гоголя или узнает что-то о Мейерхольде, спектакль откроется для него глубже.
Как вы оцениваете свои годы в Мариинском театре?
Я всегда чувствовал себя здесь немного чужим, несмотря на то что провел в театре 15 лет. С детства мечтал танцевать на этой сцене, но моя натура требует свободы. Традиции Мариинского это не всегда позволяют.
Как вы описали бы себя в трех словах?
Миссионер, отец двоих детей и гедонист. Любовь к жизни помогает мне двигаться вперед.
Беседовала: Екатерина Баева