Добавить новость
Февраль 2010
Март 2010
Апрель 2010
Май 2010 Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011 Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Карл X: забытый обряд или конец долгого Средневековья

Франция: год расставания с прошлым


В статье «Греческий вопрос в европейском концерте» мы остановились на окончательной потере Портой Эллады в 1830, от чего выиграли, если рассуждать с точки зрения сиюминутной перспективы, три великие державы, разгромившие османо-египетский флот в Наваринском сражении. Петербург же вдобавок еще и принудил силой оружия Константинополь соблюдать условия Бухарестского мирного договора и Аккерманской конвенции.

Но в особенности выгадала Франция, вернувшая великодержавный статус, пусть и без прежнего доминирования в Европе, и вышедшая, начав завоевание Алжира, на новый виток строительства колониальной империи, к неудовольствию Великобритании, и спокойно-нейтральном отношении России. Кто бы мог тогда подумать, что покорение французами Северной Африки аукнется нам Севастополем.

Да, насчет сиюминутной перспективы, повторю сказанное в минувшем разговоре: независимость Греции обострила на Балканах клубок противоречий, подобно снежному кому, нараставшему и спустя восемьдесят четыре года обрушившемуся на Европу залпами Первой мировой.

Для Франции же 1830 год обернулся не только внешнеполитическими успехами, но и Июльской революцией.


«Луи Филипп покидает Королевский дворец 31 июля 1830 года». Картина кисти Эмиля Жана Ораса Верне

Я планировал вскользь коснуться этого и продолжить повествование о происходивших в концерте ведущих держав событиях, ставших прологом к Крымской войне и несправедливо пребывающих в ее тени.

Однако мне показалось важным сделать шаг в сторону, повременить с политическими коллизиями на европейской авансцене второй четверти XIX столетия и поговорить на тему, не менее интересную и более глубокую.

За фасадом революции


За социальной подоплекой в очередной раз сотрясшей Францию революции, на мой взгляд, ускользает важный культурологический аспект – завершение, согласно определению великого медиевиста Жака Ле Гоффа, долгого Средневековья.

1830 стал рубежом для представлений о сакральной природе монаршей власти, под которой следует подразумевать веру подданных в способность монархов творить чудеса.

Описанная выдающимся антропологом Д. Фрэзером, она уходит корнями в архаику и встречается на всех континентах со времен первых цивилизаций. И рожденная крещением Хлодвига Франция – речь, разумеется, о духовно-культурном рождении – не стала исключением.

Берущие свое начало в первобытнообщинном строе представления о сакральном характере власти нередко ассоциировались с родом правителя. С появлением дружины стала формироваться вера в чудодейственные способности вождя, обусловленные его военной удачей, понимаемой в более широком, нежели сегодня, смысле.


Жак Ле Гофф – выдающийся французский медиевист и автор концепции долгого Средневековья, верность которой в каком-то смысле правление Карла X и подтвердило

Собственно, мифологическое сознание и франков, и романизированных галлов наделяло потомков Хлодвига – Меровингов, магическими способностями, скрывавшимися в их длинных волосах – обратите внимание на аллюзии с библейским Самсоном.

Недаром взошедший на трон основатель династии Каролингов Пипин Короткий приказал не просто отправить в монастырь последнего из Меровингов – Хильдерика III, но и остричь ему волосы, лишая тем самым на символическом и весьма значимом для средневекового человека плане весь род магической силы и обусловленных ею сакральных прав на престол.

Для нас же важна поддержка Пипина папой Римским Захарией и его преемником – Стефаном II, совершившим в 754 году над первым монархом из династии Каролингов обряд миропомазания, причем для этого папа специально пересек Альпы и прибыл в Италию, чего до него понтифики не делали.

С одной стороны, Стефан II такими образом выражал заинтересованность в союзе с Пипином, рассматривая его в качестве защитника от угрожавших Риму лангобардов. Но было бы упрощением только в этом видеть причины поддержки папами Каролингов. Они находили в свержении Хильдерика III и пострижении его волос возможность подчеркнуть исключительную прерогативу Церкви и творить чудеса, и совершать священнодействия.


«Последний из Меровингов». На принадлежащем кисти Эвариста Виталя Люмине полотне изображена сцена пострижения волос Хильдерика III

До появления авраамических религий, зороастризма, или шире – до эпохи, названной К. Ясперсом осевым временем, подобные функции сочетал, повторю, в себе правитель. Взять хотя бы сакральный статус фараонов, присущие энси шумерских городов божественные энергии мэ, или мандат неба, получаемый китайскими императорами.

С укреплением на руинах Западной Римской империи позиций папства такие представления стали камнем преткновения во взаимоотношениях светской и духовной власти, в рамках которых Церковь отрицала сакральность монаршего рода или личные чудодейственные способности правителя, что, однако, не коррелировало с продолжавшим оставаться мифологическим сознанием населения.

Последнее выразилось в следующей вере: начиная с Роберта II Благочестивого (996–1031) – сына основателя династии Капетингов Гуго, короли обладали даром исцелять больных золотухой посредством возложения рук, произнося следующую формулу:

Король руки на тебя возлагает, пусть же Господь от недуга тебя исцелит.

Возможно, в раннее Средневековье она звучала иначе, но суть, полагаю, оставалась неизменной.


«Отлучение от церкви Роберта Благочестивого». Картина кисти Жана Поля Лорана. Дело в том, что король сочетался вторым браком со своей троюродной сестрой Бертой Бургундской, а это запрещалось канонами католической церкви. Позже Роберт был вынужден развестись с Бертой

Здесь, казалось бы, уместно написать: по суеверным представлениям необразованных народных масс или, как их называл выдающийся советский медиевист А. Я. Гуревич, безмолвствующего большинства.

Обыкновенный человек или препоясанный мечом клирик: споры о статусе короля


Однако способность монархов творить чудеса не отрицалась и частью интеллектуальной элиты, что породило дискуссии на предмет: тождественна ли монаршая корона священническому сану, является ли король обыкновенным мирянином, или же он – препоясанный мечом клирик?

Папство, особенно в контексте направленных на утверждение примата церковной власти над светской григорианских реформ, давало на поставленный вопрос отрицательный ответ.

При том, что, как ни странно, именно понтификат и дал повод наделять монаршую власть сакральными прерогативами, поскольку, как пишет выдающийся отечественный филолог Б. А. Успенский:

Именно помазание определяло во Франции и затем в Англии веру в чудотворную силу монаршего прикосновения. Можно предположить, что эта вера была поддержана словами Господа из благодарственного псалма Давида: «Не прикасайтеся к помазанным моим»: если к монарху, помазанному Господом, нельзя прикасаться, то возложение рук, совершаемое монархом для исцеления, собственно не является прикосновением – напротив, оно сообщает больному благодатную (очищающую) силу, полученную при помазании.

Не лишенное, согласитесь, логики рассуждение, содержащее прозрачный намек на отождествление королевской власти со священнической.

Еще аргумент, приводимый в одной из работ Бориса Андреевича в пользу пусть и косвенного, но довода о священническом характере монаршей власти:

Связь инаугурационного помазания с обрядом крещения отразилась в легенде о священном сосуде, созданной Гинкмаром, архиепископом Реймским, в связи с коронацией Карла Лысого в 869 г. По утверждению Гинкмара, он помазал Карла тем самым миром, которое было применено при крещении короля Хлодвига, основателя династии Меровингов, в день Рождества Христова (496, 498, 499 или 508 г.) и которое было ниспослано с неба по молитве св. Ремигия, крестившего Хлодвига (согласно этой легенде, сосуд, в котором находилось миро, явился в клюве белого голубя). В дальнейшем королей Франции при коронации мазали миром из данного сосуда (вплоть до революции, когда в 1793 г. сосуд был уничтожен); утверждалось, что это было то же самое миро, которое каждый раз после использования чудесным образом возобновлялось в сосуде.

Да и в целом, несмотря на все усилия Рима, средневековое мышление отказывалось мириться со статусом короля как обыкновенного мирянина.

Раскроем фундаментальную работу выдающегося французского медиевиста, основателя школы Анналов, расстрелянного нацистами героя Сопротивления Марка Блока:

Что представляли из себя короли. Почти все люди верили в их, если воспользоваться выражением Петра из Блуа, «святость». Более того. Что народ считал источником этой «святости»? В большой мере, конечно, родовую предопределенность, в которую массы, хранительницы архаических идей, бесспорно не переставали верить; однако, начиная с каролингских времен, в большем согласии с христианским учением, народ стал считать таким источником религиозный обряд, помазание, иначе говоря – тот святой елей, который, с другой стороны, казался стольким страждущим наиболее действенным лекарством от их болезней. Таким образом, получалось, что короли дважды предназначены для того, чтобы играть роль благодетелей-чудотворцев: во-первых, своим священным характером самим по себе, а во-вторых, одним из его источников, наиболее явным и почтенным. Как же могли они в этих обстоятельствах рано или поздно не прослыть целителями?

То есть обряд миропомазания в представлении части общественности, от крестьян и ремесленников, до военной аристократии и теологов, соответствовал священническому рукоположению и уравнивал короля с диаконом.

А раз так, то прерогатива совершать чудеса распространялась и на королевскую власть. О чем, например, писал в «Трактате о коронации» живший в XIV веке кармелит Жан Голен.

Примечательно стремление монархов не просто совершать исцеления посредством возложения рук, но и убедить в сакральном характере их власти римских пап:

По крайней мере дважды, – отмечает Блок, – при Карле VII и при Людовике XI, французские послы при папском дворе упоминают эти чудеса, дабы доказать сугубую святость французского королевского дома и логически вытекающую из нее законность власти их повелителей над церковью.

Понтификат отвергал такие претензии, в том числе по соображениям меркантильным, ибо католическая церковь со времен крушения Западной Римской империи нередко осуществляла политическую власть на Апеннинах и к эпохе высокого Средневековья видела в этом свою прерогативу в масштабах всей Европы.

В ответ сторонники тождественности королевской власти священству приводили следующую аргументацию.

Пример: Париж 1493, два клирика претендуют на сан епископа. Один из них хоть и был утвержден папой, но также назначен королем.

Собственно, соответствующее право монарха и оспаривалось, на что последовал ответ одного из адвокатов:

Точно так же король не простой мирянин, ибо он не только коронован и помазан (миропомазание и служило аргументацией видеть в монархе священника – Прим. авт.) на царство, как прочие короли, но и освящен; больше того, одним прикосновением своей руки король, по преданию, исцеляет больных, следственно, нечего удивляться и тому, что владеет он и правом регалии.

И подобного рода дискуссии шли в высокое Средневековья по всей Европе. Об их масштабе свидетельствует имя Уильяма Оккама, написавшего «Восемь вопросов о правлении и достоинстве папы» и утверждавшего, на примере исцеления французскими королями золотушных больных, религиозный характер монаршей власти.

Короли – писал Блок, – отличались от простых смертных; они считались существами священными; больше того, в Англии, как, впрочем, и во Франции, они слыли чудотворцами… Петр из Блуа (французский богослов и поэт XII – начала XIII века – Прим. авт.) рассуждал примерно так: мой повелитель – особа священная; значит, мой повелитель может исцелять больных. Вывод на первый взгляд странный; однако мы скоро убедимся, что с точки зрения людей XII века ровно ничего странного в таком подходе не было.

Что интересно: по меньшей мере в раннее Средневековье представления о сакральном статусе короля разделяла и часть епископата.

Блок приводит на сей счет любопытный документ:

Священники, принимавшие участие в Орлеанском соборе 511 г., сообщили Хлодвигу свои решения. Ибо такая ревность почитания достославной веры католической снедает вас, что, находясь под действием духа священнического, повелели вы священникам, толкуя о важных делах, собираться вместе.
Отцы собора назвали священническим не что иное, как дух Хлодвига. Особенно поражает в этом случае близость к стилю восточных соборов (видимо, речь о Вселенских соборах, на первом из которых император-язычник Константин был возведен в диаконский сан –Прим. авт.).

Разумеется, удар по описанным выше представлениям нанесла Великая французская революция, а еще ранее – господа типа Вольтера:

«Философы», – писал, заключив это слово в кавычки, Блок, – приучив подданных видеть в государях не более чем наследственных представителей Государства, одновременно отучили их искать, а следовательно, и находить в монархах что бы то ни было чудесное.

В реставрации же Священным союзом Бурбонов в каком-то смысле можно увидеть попытку повернуть историю вспять. И неудивительно, что усаженный на трон русскими штыками политически близорукий Людовик XVIII через год слетел с него.

Однако он, покровительствуя возрождению католических монастырей и ордену иезуитов, насколько я знаю, все же не претендовал на возвращении монаршей власти сакрального статуса, не педалировал эту тему и не отождествлял, во всяком случае публично, королевский титул со священным саном.

А вот наследовавший ему в 1824 Карл X смотрел на дело иначе, точнее – даже не столько он сам, сколько некоторая часть его окружения. Прежде всего в Реймсском соборе 29 мая 1825 года над Карлом X был совершен пышный обряд коронации, ставший последним не только для Бурбонов, но в истории Франции: ни Луи-Филипп I, ни Наполеон III коронованы не были, равно как и не восстанавливали обряд возложения рук на больных золотухой.

То есть Карл X завершил начавшуюся 15 октября 816 года эпоху, ознаменованную коронацией и миропомазанием в Реймсском соборе Людовика I Благочестивого.

Но еще до торжества 20 мая 1825 года Карл X, находившийся под влиянием иезуитов, удивил соотечественников, приняв выдержанный в парадигме средневекового мышления и мало вязавшийся с реалиями XIX столетия закон о святотатстве, предусматривающий наказание, вплоть, если не ошибаюсь, до смертной казни, за осквернение священных сосудов; впрочем, на практике не применявшийся.


«Коронация Карла X в Реймсе». Работа кисти Франсуа Жерара

В самой пышной коронации и сам монарх, и его роялистское окружение видели отнюдь не завершение, а возрождение прежних традиций, выраженных в том числе и в священнодействии (я умышленно ставлю здесь знак вопроса) короля посредством возложения рук на больных золотухой. Неслучайно Блок цитирует слова из оды «Коронация» Виктора Гюго:

Вот он, священник и король.

Как реагировали на это при дворе?

По-разному. Были те, кто отговаривал короля от восстановления обряда, но нашлись его сторонники.

Возглавлявший МИД барон М. Де Дамас вспоминал:

Многие литераторы, которым поручено было изучить этот вопрос, с важным видом утверждали, будто возложение рук на золотушных есть не что иное, как простонародное суеверие, которое ни в коем случае не достойно воскрешения. Все мы были христиане; тем не менее двор согласился с этой идеей, и, невзирая на протесты духовенства, было решено, что исцелять король не будет. Народ, однако же, рассудил иначе…

После внутренних колебаний, Карл X совершил обряд возложения рук на золотушных больных.

Однако действо не встретило ни поддержки, ни понимания в широких слоях общества. Хотя согласно по официальным данным: из 121 больного 5 исцелились. Более король в годы сравнительно недолгого правления к обряду возложения рук на страждущих золотухой не прибегал.

Все это свидетельствовало: высокое и долгое Средневековье в истории Франции – пожалуй, самый блистательный ее период – окончательно осталось в прошлом, а монаршая власть более не претендовала на статус сакральной.

Сменивший Кала X на троне Луи-Филипп I шел уже в ногу со временем, не пытаясь реанимировать ставшую историей эпоху.

Использованная литература:
Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. ред. и послесл. А. Я. Гуревича. М.: Языки русской культуры, 1998.
Дегоев В. В. Внешняя политика России и международные системы: 1700–1918 гг. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
Ле Гофф Жак. Герои и чудеса Средних веков. М., 2022.
Успенский Б. А. Царь и император: помазание на царство в семантике монарших титулов. М., 2000.
Успенский Б. А. Царь и Бог // Семиотика истории. Семиотика культуры. Избранные труды. Т. 1. М., 1996.
Черемухин В. В. Три портрета: Карл Х, Людовик XIX, Генрих V
Казань: Бук, 2019.
Шохин В. К. Представления о секулярности и религия Просвещения.



Санкт-Петербург

Эксперты назвали топ регионов по темпам роста трат на ювелирные украшения


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

LAB Industries перешла c SAP на 1С и получила награду «1С:Проект года»

Прогноз погоды: в Москве продолжается аномальная жара, а в Сибирь пришла осень

Около 100 участников фестиваля «Журавли Победы» выступили в Музее Победы в выходные

Эксперты назвали топ регионов по темпам роста трат на ювелирные украшения

Новости Санкт-Петербурга

На фоне тумана в аэропорту Пулково задержаны и отменены рейсы

Умер серебряный призер Олимпийских игр 1980 года в толкании ядра Барышников

Петербург занял 11-е место по размеру стоимости «счастья» в России

Олег Николаев (Санкт-Петербург): Нужна единая и прозрачная система обработки обращений бизнеса, чтобы не сбивать предпринимателей с толку


Форум «Склады россии: итоги года!» состоится в Москве в конце осени

Финальный этап Гран-При Российской Дрифт Серии пройдет на треке «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге 21 и 22 сентября

«Врачи без границ» объявили о прекращении деятельности в России

Среди победителей всероссийского урбанистического хакатона – студентка Самарского политеха


Сельское население – ключ к решению демографической проблемы

В Ленобласти открылись новые благоустроенные пространства

Финальный этап Гран-При Российской Дрифт Серии пройдет на треке «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге 21 и 22 сентября

Среди победителей всероссийского урбанистического хакатона – студентка Самарского политеха


Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов
Москва

Собянин назвал изменения, которые существенно улучшили наземный транспорт Москвы


Частные объявления в Санкт-Петербурге



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Песня

Ожидание Шёнберга // Оратория «Песни Гурре» на Фестивале РНО



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Санкт-Петербург на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Якутянин Петр Погодаев выпустил кавер и снял небольшой клип к песне Виктора Цоя «В сотый раз»

Раскрыта тайна трека “На Заре 2020”. Вокалистом проекта “НаЗаре” является финалист шоу “Голос” Сергей АРУТЮНОВ. Несостоявшийся дуэт АРУТЮНОВА и его наставника Басты.

Александр Осипов: Фестиваль Олега Лундстрема – самое масштабное культурное событие этой осени

Уотерс: Запад лгал, Асад не применял химоружие в Сирии


Россиянка Хромачева выиграла турнир в Гвадалахаре в парном разряде

Шарапова победила в голосовании болельщиков за включение в Зал славы

Лучшая теннисистка мира последовала примеру Елены Рыбакиной

«На Уимблдоне играл хуже». Бублик высказался о недооценке соперника в сенсационном матче Кубка Дэвиса


25 Undefeated Boxers Who Were DESTROYED! Shocking Knockouts You Won't Believe

Comprehensive Auto Care at Tintex (Portsmouth): Expert Protection and Restoration

Kaun Banega Crorepati 16: Host Amitabh Bachchan jokes about his cooking skills; says 'humko toh sirf garam paani karna aata hai...'

Types of Bearings and Their Applications: A Look into the Bearing Industry