Как в Пензенской области возрождают один из главных брендов
0
864
Село Абашево издавна славилось своими мастерами-керамистами и особой глиной, из которой они творили свои игрушки-свистульки. Сюда, на родину промысла, и лежал наш путь.
Сегодня в селе прописаны больше трехсот человек, а живут еще меньше. В местной школе 1 сентября за парты сядут всего 13 детей. Именно в ее здании и расположился небольшой музей, посвященный абашевской игрушке.
Кроме того, в Абашево сохранился дом знаменитой династии мастеров Зоткиных. А вот творческая лаборатория по изготовлению глиняной игрушки на данный момент законсервирована. В селе есть ФАП, магазин, храм. Пожалуй, вот и все достопримечательности. Неудивительно, что Абашево не стало туристической Меккой. На сегодняшний день знакомиться с промыслом пензенцы и гости области ездят в Спасск. В местном музее и коллекция игрушек внушительнее, и оборудование современное, и мастер-классы по изготовлению свистулек проводятся.
– Надеюсь, в будущем в Абашево появится свой большой музей. Он мог бы разместиться в здании бывшего ФАПа, которое сейчас пустует, – обрисовала перспективы и.о. главы сельсовета Любовь Афонина.
Но самое главное – в селе еще остались люди, которые занимаются промыслом. Это Владимир Ворожейкин, Михаил Липаткин, Иван Кукушкин, Екатерина Аникеева и другие энтузиасты. Многие из них – ученики покойной Иды Калимуллиной, имя которой в истории абашевской игрушки играет важную роль.
– Просто попробовал из любопытства сделать птичку. У меня хорошо получилось. Так потихоньку и освоил ремесло, – рассказал керамист. – И верен ему уже больше 25 лет. Изготавливаю игрушки на заказ, провожу мастер-классы в Спасске, Пензе, веду кружок для учеников школы.
Спрос на игрушки есть. Покупают целыми партиями. Заработок неплохой. 38-летний Иван Кукушкин любовь к глине унаследовал от предков. Полмесяца он на вахте в Москве, полмесяца – в Абашево. В рюкзаке в столицу увозит местную глину, чтобы, когда есть время, посвящать его лепке. А из Первопрестольной едут в село уже готовые игрушки. Именно отсюда их забирают на реализацию.
У Михаила Липаткина несколько другая история. Он тоже работает вахтовым методом, а свистульки мастерит, когда приезжает на отдых домой.
– Я всю жизнь специализируюсь на керамике: лепила дымковскую игрушку, абашевскую. Шесть лет назад поняла, что надо остановиться на нашем промысле. Хочу, чтобы пензенский бренд славился. Меня очень радует, когда на выездных выставках дети узнают абашевские игрушки, просят родителей купить их, с удовольствием участвуют в мастер-классах, – рассказала она.
Однако чтобы промысел развивался, нужно, чтобы он стал более массовым. Сейчас тех, кто всерьез занимается брендовыми свистульками, едва ли наберется больше десятка. А ведь в Спасске есть уникальный колледж профессиональных технологий и бизнеса, где ребят после девятого класса обучают по направлению «Керамика». Оттуда выходят профессиональные мастера по изготовлению абашевской игрушки.
– На данный момент по этому направлению у нас учатся 45 студентов. В этом году набрали 15 человек, – пояснил директор учебного заведения Сергей Рожков. – У нас прекрасная материально-техническая база: есть свои мастерские, печи, оборудование. Все это было закуплено в рамках гранта от Министерства образования. Мы много времени уделяем практике, а глина для лепки используется из карьера в Абашево.
Всего из стен колледжа вышли около 150 специалистов по керамике. Однако заниматься промыслом, получив образование, стали только шесть человек. Впрочем, нельзя забывать, что абашевская игрушка скорее произведение искусства, штучный товар, а не изделие массового потребления. Это тоже накладывает отпечаток на ситуацию. Но что-то подсказывает: если бы занятие приносило хорошую прибыль, желающих лепить игрушки нашлось бы больше.
– Наша задача – развивать бренд, делать его узнаваемым, – объяснил Олег Горчаков.
Однако чтобы и он и дальше «раскручивался», надо делать следующие шаги. Во-первых, повышать туристическую привлекательность региона. Чем больше будет гостей – тем чаще будут покупать нашу керамику, чтобы увезти с собой на память. Во-вторых, бренду нужны хорошая реклама и повсеместное распространение. Тогда-то и абашевскую игрушку в Пензе станут искать, как в Вологде – кружево, а в Палехе – шкатулки.
Барыня – символ женской чистоты, целомудрия.
Всадник – верность долгу.
Корова – символ плодородия.
Козлик – символ упорства
в достижении цели.
Собака – символ верности и дружбы.
Собака со щенком – символ материнства.
Олень – символ единения
с природой.
Баран – символ достатка.
Птица – символ творчества.
Лев – символ власти.
За одно изделие мастера получали от государства 30 копеек. Однако Зоткин часто сам продавал свои изделия на ярмарках по всей области. Любители керамики готовы были платить названную им цену – 1,5 рубля за штуку. Вот каков был спрос на абашевскую игрушку!
Первое упоминание о селе Абашево датируется еще 1616 годом. Однако о промысле его жителей стало известно в конце XIX века, когда их изделия попали на Нижегородскую ярмарку.
В 1902 году мастеров пригласили в Санкт-Петербург, где проходила первая кустарная промышленная выставка. Так повелось, что игрушки в Абашево делали в основном мужчины. Секреты мастерства передавались от отца к сыну.
В Абашево жили староверы, и для них игрушка была не только забавой, но и своеобразным оберегом. К работе мастера приступали с молитвой. После революции промысел в селе сохранялся. Особую известность приобрел Ларион Зоткин – автор забавных медведей, львов, причудливых собак. Игрушки, сделанные им, хранятся во многих российских музеях.
В конце 1950-х годов в Спасске было создано предприятие «Абашевская керамика». Бригаду мастеров возглавил Акинфий Фролович Зоткин. Позже традиции продолжил Тимофей Никитич Зоткин, член Союза художников СССР.
После развала Союза промысел начал угасать. Но в 1986 году в Абашево для ознакомления с ним приехала энтузиастка из Казани – Ида Сафиевна Калимуллина. Она сама обучилась мастерству и приняла решение остаться в селе, чтобы его пропагандировать. В 1991 году по ее инициативе в Абашево открылась творческая лаборатория, куда она приглашала на занятия детей и взрослых. А в доме братьев Зоткиных благодаря ей открылся музей.
Дорога в прошлое
Благо дорога теперь хорошая: по новенькому асфальту можно проехать через Абашево в другой интересный для туристов населенный пункт – Наровчат. Впрочем, без личного транспорта до Абашево (а до него от Спасска всего 10 километров) редкий турист доберется. Автобус из райцентра ходит всего два раза в неделю.Сегодня в селе прописаны больше трехсот человек, а живут еще меньше. В местной школе 1 сентября за парты сядут всего 13 детей. Именно в ее здании и расположился небольшой музей, посвященный абашевской игрушке.
Кроме того, в Абашево сохранился дом знаменитой династии мастеров Зоткиных. А вот творческая лаборатория по изготовлению глиняной игрушки на данный момент законсервирована. В селе есть ФАП, магазин, храм. Пожалуй, вот и все достопримечательности. Неудивительно, что Абашево не стало туристической Меккой. На сегодняшний день знакомиться с промыслом пензенцы и гости области ездят в Спасск. В местном музее и коллекция игрушек внушительнее, и оборудование современное, и мастер-классы по изготовлению свистулек проводятся.
– Надеюсь, в будущем в Абашево появится свой большой музей. Он мог бы разместиться в здании бывшего ФАПа, которое сейчас пустует, – обрисовала перспективы и.о. главы сельсовета Любовь Афонина.
Но самое главное – в селе еще остались люди, которые занимаются промыслом. Это Владимир Ворожейкин, Михаил Липаткин, Иван Кукушкин, Екатерина Аникеева и другие энтузиасты. Многие из них – ученики покойной Иды Калимуллиной, имя которой в истории абашевской игрушки играет важную роль.
Сохраняя традиции
Владимир Александрович Ворожейкин – из рода абашевских мастеров. Правда, работать с глиной начал, будучи уже взрослым человеком.– Просто попробовал из любопытства сделать птичку. У меня хорошо получилось. Так потихоньку и освоил ремесло, – рассказал керамист. – И верен ему уже больше 25 лет. Изготавливаю игрушки на заказ, провожу мастер-классы в Спасске, Пензе, веду кружок для учеников школы.
Спрос на игрушки есть. Покупают целыми партиями. Заработок неплохой. 38-летний Иван Кукушкин любовь к глине унаследовал от предков. Полмесяца он на вахте в Москве, полмесяца – в Абашево. В рюкзаке в столицу увозит местную глину, чтобы, когда есть время, посвящать его лепке. А из Первопрестольной едут в село уже готовые игрушки. Именно отсюда их забирают на реализацию.
У Михаила Липаткина несколько другая история. Он тоже работает вахтовым методом, а свистульки мастерит, когда приезжает на отдых домой.
Вылепить историю успеха
Есть преемники абашевских традиций и в Пензе. Ольга Петрова – сотрудник музея народного творчества, руководитель объединения мастериц в ЦПКиО им. В.Г. Белинского, профессионально занимается изготовлением абашевской игрушки.– Я всю жизнь специализируюсь на керамике: лепила дымковскую игрушку, абашевскую. Шесть лет назад поняла, что надо остановиться на нашем промысле. Хочу, чтобы пензенский бренд славился. Меня очень радует, когда на выездных выставках дети узнают абашевские игрушки, просят родителей купить их, с удовольствием участвуют в мастер-классах, – рассказала она.
Однако чтобы промысел развивался, нужно, чтобы он стал более массовым. Сейчас тех, кто всерьез занимается брендовыми свистульками, едва ли наберется больше десятка. А ведь в Спасске есть уникальный колледж профессиональных технологий и бизнеса, где ребят после девятого класса обучают по направлению «Керамика». Оттуда выходят профессиональные мастера по изготовлению абашевской игрушки.
– На данный момент по этому направлению у нас учатся 45 студентов. В этом году набрали 15 человек, – пояснил директор учебного заведения Сергей Рожков. – У нас прекрасная материально-техническая база: есть свои мастерские, печи, оборудование. Все это было закуплено в рамках гранта от Министерства образования. Мы много времени уделяем практике, а глина для лепки используется из карьера в Абашево.
Всего из стен колледжа вышли около 150 специалистов по керамике. Однако заниматься промыслом, получив образование, стали только шесть человек. Впрочем, нельзя забывать, что абашевская игрушка скорее произведение искусства, штучный товар, а не изделие массового потребления. Это тоже накладывает отпечаток на ситуацию. Но что-то подсказывает: если бы занятие приносило хорошую прибыль, желающих лепить игрушки нашлось бы больше.
Узнать поближе
Пензенцы знают свой глиняный символ. В последние годы, с развитием внутреннего туризма, интерес к свистулькам растет и у гостей региона. Несколько лет назад в Пензе открыли Центр абашевской игрушки. Генеральный директор Олег Горчаков держит связь с мастерами, берет на реализацию их изделия, организует мастер-классы. В выставочном зале есть небольшой музей.– Наша задача – развивать бренд, делать его узнаваемым, – объяснил Олег Горчаков.
Однако чтобы и он и дальше «раскручивался», надо делать следующие шаги. Во-первых, повышать туристическую привлекательность региона. Чем больше будет гостей – тем чаще будут покупать нашу керамику, чтобы увезти с собой на память. Во-вторых, бренду нужны хорошая реклама и повсеместное распространение. Тогда-то и абашевскую игрушку в Пензе станут искать, как в Вологде – кружево, а в Палехе – шкатулки.
А вы знали?
Что означают свистулькиБарыня – символ женской чистоты, целомудрия.
Всадник – верность долгу.
Корова – символ плодородия.
Козлик – символ упорства
в достижении цели.
Собака – символ верности и дружбы.
Собака со щенком – символ материнства.
Олень – символ единения
с природой.
Баран – символ достатка.
Птица – символ творчества.
Лев – символ власти.
Вспоминая прошлое
По воспоминаниям Александра Николаевича Кокшарова, бывшего главного художника Пензенской фабрики игрушек, в составе которой находилась творческая мастерская Зоткина, в 1960-е годы Георг Мясников, секретарь обкома КПСС области, лично ездил к Тимофею Никитичу, чтобы обсудить открытие творческой мастерской в Абашево. В итоге ее построили очень быстро. Кроме мастера, там трудились его ученики – Василий Челышев и Павел Краюшкин.За одно изделие мастера получали от государства 30 копеек. Однако Зоткин часто сам продавал свои изделия на ярмарках по всей области. Любители керамики готовы были платить названную им цену – 1,5 рубля за штуку. Вот каков был спрос на абашевскую игрушку!
Первое упоминание о селе Абашево датируется еще 1616 годом. Однако о промысле его жителей стало известно в конце XIX века, когда их изделия попали на Нижегородскую ярмарку.
В 1902 году мастеров пригласили в Санкт-Петербург, где проходила первая кустарная промышленная выставка. Так повелось, что игрушки в Абашево делали в основном мужчины. Секреты мастерства передавались от отца к сыну.
В Абашево жили староверы, и для них игрушка была не только забавой, но и своеобразным оберегом. К работе мастера приступали с молитвой. После революции промысел в селе сохранялся. Особую известность приобрел Ларион Зоткин – автор забавных медведей, львов, причудливых собак. Игрушки, сделанные им, хранятся во многих российских музеях.
В конце 1950-х годов в Спасске было создано предприятие «Абашевская керамика». Бригаду мастеров возглавил Акинфий Фролович Зоткин. Позже традиции продолжил Тимофей Никитич Зоткин, член Союза художников СССР.
После развала Союза промысел начал угасать. Но в 1986 году в Абашево для ознакомления с ним приехала энтузиастка из Казани – Ида Сафиевна Калимуллина. Она сама обучилась мастерству и приняла решение остаться в селе, чтобы его пропагандировать. В 1991 году по ее инициативе в Абашево открылась творческая лаборатория, куда она приглашала на занятия детей и взрослых. А в доме братьев Зоткиных благодаря ей открылся музей.