Леонид Рабин. Израиль и иудаизм. О массовом образовании (2 статьи)
Израиль и иудаизм
Обострившиеся в Израиле проблемы в отношениях религии и государства возникли не сами по себе и проявились не вдруг. Они возникли из-за того, что иудейская религия имеет встроенные в нее серьезнейшие недостатки, не позволяющие ей стать духовной основой для жизни еврейского народа, ставшего свободным народом на своей земле.
Исторически иудаизм формировался как религия международной торгово-посреднической касты, не нуждающейся в собственном государстве и живущей в режиме симбиоза (можно сказать "паразитирования", но это уже пахнет антисемитизмом) с другими народами. Зеэв Жаботинский пытался заниматься отбеливанием данной ситуации, объясняя, что евреи занимались торгово-посреднической деятельностью, потому что ей не хотели заниматься коренные народы стран мира, однако этот тезис не объясняет тот факт, что в тех краях, где не было евреев (условная Вычегда, Солигалич, Котельнич и так далее) никто не умер от голода из-за отсутствия розничной и оптовой торговли. Местные как-то нормально справлялись сами. Отсюда следуют два важнейших недостатка иудаизма:
1. Иудаизм не постулирует, что труд является главной обязанностью здорового человека. Его главная обязанность - изучение Торы, равное всем прочим Заповедям. Евреям предписано стать "всемирными священниками", то есть трудиться и обеспечивать самих себя всем необходимым вроде бы и не обязательно. Некоторые интерпретаторы добавляют, что после прихода Машиаха у каждого еврея будет 2800 рабов.
2. Иудаизм настаивает на избранности еврейского народа. Этот постулат имеет единственную достойную трактовку как раз у ортодоксальных евреев (евреи избраны для исполнения уникальных, не данных никаким другим народам Заповедей). Любая другая трактовка неизбежно сводится к расизму того или иного типа. В Израиле восприятие иудеями себя как избранного народа не позволяет сформировать единую гражданскую нацию.
Эти проблемы с самого начала сионистского проекта и после создания государства старательно заметались под ковер. Снять их остроту некоторое время помогал нарратив еврейского труда, но после того, как он сдох (а точнее, был убит теми, кто был заинтересован в наличии дешевой нееврейской рабочей силы), исчезла и эта хлипкая заслонка. Никто не хотел "назвать ребенка по имени". В результате мы пришли к тому, к чему пришли, и продолжение нынешней ситуации приведет к самоуничтожению Израиля. Системный паразитизм, воспринимаемый как норма жизни, уничтожит страну. Вместе с тем никто не знает, "что с этим делать".
Я тоже не знаю, но для начала надо как минимум признать существование проблемы. Признание наличия проблемы - необходимое условие для ее решения. Я вижу в качестве единственного варианта тут как можно более полное отделение религии от государства и превращение Израиля в государство всех граждан, независимо от их религиозной принадлежности.
Смысл существование и предназначение Израиля заключаются прежде всего в том, что в нем евреи получили возможность разобраться с содержимым своего трехтысячелетнего бойдема (чердака, заваленного потерявшим всякую ценность барахлом) самостоятельно, без активного внешнего участия и без того, чтобы обиженные личности называли высказывающихся по их поводу антисемитами. Выбросив хлам и назвав его по имени, можно будет двигаться дальше. И это очень хорошо, потому что нормальная жизнь всегда лучше абстрактного идеала.
Исторически иудаизм формировался как религия международной торгово-посреднической касты, не нуждающейся в собственном государстве и живущей в режиме симбиоза (можно сказать "паразитирования", но это уже пахнет антисемитизмом) с другими народами. Зеэв Жаботинский пытался заниматься отбеливанием данной ситуации, объясняя, что евреи занимались торгово-посреднической деятельностью, потому что ей не хотели заниматься коренные народы стран мира, однако этот тезис не объясняет тот факт, что в тех краях, где не было евреев (условная Вычегда, Солигалич, Котельнич и так далее) никто не умер от голода из-за отсутствия розничной и оптовой торговли. Местные как-то нормально справлялись сами. Отсюда следуют два важнейших недостатка иудаизма:
1. Иудаизм не постулирует, что труд является главной обязанностью здорового человека. Его главная обязанность - изучение Торы, равное всем прочим Заповедям. Евреям предписано стать "всемирными священниками", то есть трудиться и обеспечивать самих себя всем необходимым вроде бы и не обязательно. Некоторые интерпретаторы добавляют, что после прихода Машиаха у каждого еврея будет 2800 рабов.
2. Иудаизм настаивает на избранности еврейского народа. Этот постулат имеет единственную достойную трактовку как раз у ортодоксальных евреев (евреи избраны для исполнения уникальных, не данных никаким другим народам Заповедей). Любая другая трактовка неизбежно сводится к расизму того или иного типа. В Израиле восприятие иудеями себя как избранного народа не позволяет сформировать единую гражданскую нацию.
Эти проблемы с самого начала сионистского проекта и после создания государства старательно заметались под ковер. Снять их остроту некоторое время помогал нарратив еврейского труда, но после того, как он сдох (а точнее, был убит теми, кто был заинтересован в наличии дешевой нееврейской рабочей силы), исчезла и эта хлипкая заслонка. Никто не хотел "назвать ребенка по имени". В результате мы пришли к тому, к чему пришли, и продолжение нынешней ситуации приведет к самоуничтожению Израиля. Системный паразитизм, воспринимаемый как норма жизни, уничтожит страну. Вместе с тем никто не знает, "что с этим делать".
Я тоже не знаю, но для начала надо как минимум признать существование проблемы. Признание наличия проблемы - необходимое условие для ее решения. Я вижу в качестве единственного варианта тут как можно более полное отделение религии от государства и превращение Израиля в государство всех граждан, независимо от их религиозной принадлежности.
Смысл существование и предназначение Израиля заключаются прежде всего в том, что в нем евреи получили возможность разобраться с содержимым своего трехтысячелетнего бойдема (чердака, заваленного потерявшим всякую ценность барахлом) самостоятельно, без активного внешнего участия и без того, чтобы обиженные личности называли высказывающихся по их поводу антисемитами. Выбросив хлам и назвав его по имени, можно будет двигаться дальше. И это очень хорошо, потому что нормальная жизнь всегда лучше абстрактного идеала.
© Copyright: Леонид Рабин, 2020
Свидетельство о публикации №220010400441 https://proza.ru/2020/01/04/441
Свидетельство о публикации №220010400441 https://proza.ru/2020/01/04/441
О массовом образовании
То, что я напишу тут, я озвучивал время от времени в разных тредах, и вот решил собрать воедино.
Массовое образование в развитых странах страдает одновременно недостаточностью и избыточностью. Недостаточно внимания уделяется ознакомлению ученика с системными и объективными сведениями об устройстве окружающего мира, и в то же время слишком много времени уделяется его натаскиванию на решение задач и приобретение навыков, которые в дальнейшем ему никогда не пригодятся. Это приводит к колоссальному бессмысленному растранжириванию времени и ресурсов.
Когда я сказал некоторое время назад, что 80 процентам бывших школьников никогда в жизни не понадобится математика в объеме, превышающем программу пятого класса начальной школы, на меня набросились возмущенные критики. Однако это же факт, данный нам в наблюдениях и практике. Тем, кто не занят разработкой новой техники, инженерными расчетами, научными исследованиями, математика на уровне выше пятого класса не нужна. Она не нужна водителю автобуса, директору супермаркета, начальнику строительного участка и очень многим другим ценным специалистам.
Есть мнение, что математика развивает память, когнитивные способности, умение мыслить логически. Но точно так же их развивает, к примеру, изучение Талмуда, против которого выступают прогрессивные израильтяне, на том же вдохе требующие больше времени уделять изучению математики в ортодоксальных школах. Но владельцу магазина готовой обуви или директору оптового обувного склада, то есть человеку с доходом выше среднего и хорошим положением в обществе, по всем признакам относящемуся к среднему классу, если он еврей, религиозное обучение нужно гораздо больше, чем алгебра, хотя бы потому, что для того, чтобы быть членом своей общины, он должен знать благословения и молитвы.
Уточню - эрудиция никому не помешает. Более того, она необходима, в том числе и математическая. То есть, если человек будет знать, что есть линейные, параболические и гиперболические функции, есть множества, есть поле с соответствующими характеристиками и операторами, это хорошо. Но для общего ознакомления со всем этим достаточно трех-пяти уроков. Смсыл дифференциального и интегрального исчислений в общих чертах можно объяснить пятикласснику. Если человек захочет углубить свои знания, он всегда сможет заняться самообразованием и научиться решать уравнения. Для этого есть интернет. Такой же подход применим к физике, химии и биологии.
А теперь о том, чего в школе мало. Мало системных знаний об окружающем мире. Именно поэтому люди с высшим образованием и даже третьей академической степенью внимают тайнам Чапман в телевизоре и воспринимают то, что им рассказывают, как откровение. "Надо же, а мы и не знали". Ситуация вообще-то идиотская.
Так вот, для того, чтобы этого не было, мы рекомендуем ввести три базисных школьных курса, дающих каждому человеку независимо от того, кем он станет, директором торговой сети или грузчиком, базисные системные сведения об окружающем мире.
Курс первый. "Устройство мира". Вселенная, галактики, Солнечная система, планета Земля, ее внутреннее строение. Атом как основа всего и части атома. Базисная физика и ее законы. Базисная химия, основные химические элементы и их соединения. Биология - клетка как основа всего живого и ее части. Основные органы человека и их предназначение. Биосфера, взаимодействие ее частей, круговорот веществ в природе. Закон сохранения всего. Вопрос о том, сотворен этот мир или сам таким развился, выносится за скобки - мы этого не знаем и не узнаем никогда.
Курс второй. "Устройство общества". История основных цивилизаций, основы их культуры и религиозных учений. Просвещение как концепция. Основные политические концепции 19-го и 20-го века (либерализм, социализм, фашизм), их достоинства и недостатки. Всё это на уровне чистого информирования, без какой-либо идеологической и религиозной индоктринации. Самые важные государства современного мира.
Курс третий. "Формирование и теоретические основы техники и технологии". Переход от ручного труда и простых механизмов к машинам и машинам-автоматам. Основные виды двигателей и передаточных систем, их преимущества и недостатки. Основы программирования машин. Принципы функционирования сложных технических систем на конкретных примерах (например, автомобиль). Аналоговая и цифровая техника.
Такой подход избавил бы школьное образование как от избыточности, так и от недостаточности материала. Кроме того, необходимо развитие системы факультативов и кружков, чтобы каждый мог углубить свои знания и навыки в интересующих его областях. Нужен английский язык на базисном уровне - прежде всего умение читать на нем и понимать прочитанное. И нужен практический труд по одному из избранных направлений, как это практиковалось в советской школе, но с бОльшими возможностями для их выбора.
-----
В порядке пояснения и дополнения. В программе подготовки библиотечных работников есть такой курс: "Основы наук". Он нужен для того, чтобы книжка под названием "Теория поля" не попала на полку, где стоят книги по полеводству, книга "Архитектура вычислительных систем" - туда, где стоят книги по архитектуре и строительству, а книга "Кинология" - туда, где выставлены биографии актеров театра и кино.
Вот такой принцип должен быть и в массовой школе. Если библиотекарша захочет ознакомиться с теорией векторного поля, она может найти информацию в интернете и дойти при желании до любого уровня сложности. Но глупо преподавать эту теорию всем библиотекаршам по учебнику, предназначенному для механико-математических факультетов университетов. Я бы назвал это принципом разумной достаточности.
Массовое образование в развитых странах страдает одновременно недостаточностью и избыточностью. Недостаточно внимания уделяется ознакомлению ученика с системными и объективными сведениями об устройстве окружающего мира, и в то же время слишком много времени уделяется его натаскиванию на решение задач и приобретение навыков, которые в дальнейшем ему никогда не пригодятся. Это приводит к колоссальному бессмысленному растранжириванию времени и ресурсов.
Когда я сказал некоторое время назад, что 80 процентам бывших школьников никогда в жизни не понадобится математика в объеме, превышающем программу пятого класса начальной школы, на меня набросились возмущенные критики. Однако это же факт, данный нам в наблюдениях и практике. Тем, кто не занят разработкой новой техники, инженерными расчетами, научными исследованиями, математика на уровне выше пятого класса не нужна. Она не нужна водителю автобуса, директору супермаркета, начальнику строительного участка и очень многим другим ценным специалистам.
Есть мнение, что математика развивает память, когнитивные способности, умение мыслить логически. Но точно так же их развивает, к примеру, изучение Талмуда, против которого выступают прогрессивные израильтяне, на том же вдохе требующие больше времени уделять изучению математики в ортодоксальных школах. Но владельцу магазина готовой обуви или директору оптового обувного склада, то есть человеку с доходом выше среднего и хорошим положением в обществе, по всем признакам относящемуся к среднему классу, если он еврей, религиозное обучение нужно гораздо больше, чем алгебра, хотя бы потому, что для того, чтобы быть членом своей общины, он должен знать благословения и молитвы.
Уточню - эрудиция никому не помешает. Более того, она необходима, в том числе и математическая. То есть, если человек будет знать, что есть линейные, параболические и гиперболические функции, есть множества, есть поле с соответствующими характеристиками и операторами, это хорошо. Но для общего ознакомления со всем этим достаточно трех-пяти уроков. Смсыл дифференциального и интегрального исчислений в общих чертах можно объяснить пятикласснику. Если человек захочет углубить свои знания, он всегда сможет заняться самообразованием и научиться решать уравнения. Для этого есть интернет. Такой же подход применим к физике, химии и биологии.
А теперь о том, чего в школе мало. Мало системных знаний об окружающем мире. Именно поэтому люди с высшим образованием и даже третьей академической степенью внимают тайнам Чапман в телевизоре и воспринимают то, что им рассказывают, как откровение. "Надо же, а мы и не знали". Ситуация вообще-то идиотская.
Так вот, для того, чтобы этого не было, мы рекомендуем ввести три базисных школьных курса, дающих каждому человеку независимо от того, кем он станет, директором торговой сети или грузчиком, базисные системные сведения об окружающем мире.
Курс первый. "Устройство мира". Вселенная, галактики, Солнечная система, планета Земля, ее внутреннее строение. Атом как основа всего и части атома. Базисная физика и ее законы. Базисная химия, основные химические элементы и их соединения. Биология - клетка как основа всего живого и ее части. Основные органы человека и их предназначение. Биосфера, взаимодействие ее частей, круговорот веществ в природе. Закон сохранения всего. Вопрос о том, сотворен этот мир или сам таким развился, выносится за скобки - мы этого не знаем и не узнаем никогда.
Курс второй. "Устройство общества". История основных цивилизаций, основы их культуры и религиозных учений. Просвещение как концепция. Основные политические концепции 19-го и 20-го века (либерализм, социализм, фашизм), их достоинства и недостатки. Всё это на уровне чистого информирования, без какой-либо идеологической и религиозной индоктринации. Самые важные государства современного мира.
Курс третий. "Формирование и теоретические основы техники и технологии". Переход от ручного труда и простых механизмов к машинам и машинам-автоматам. Основные виды двигателей и передаточных систем, их преимущества и недостатки. Основы программирования машин. Принципы функционирования сложных технических систем на конкретных примерах (например, автомобиль). Аналоговая и цифровая техника.
Такой подход избавил бы школьное образование как от избыточности, так и от недостаточности материала. Кроме того, необходимо развитие системы факультативов и кружков, чтобы каждый мог углубить свои знания и навыки в интересующих его областях. Нужен английский язык на базисном уровне - прежде всего умение читать на нем и понимать прочитанное. И нужен практический труд по одному из избранных направлений, как это практиковалось в советской школе, но с бОльшими возможностями для их выбора.
-----
В порядке пояснения и дополнения. В программе подготовки библиотечных работников есть такой курс: "Основы наук". Он нужен для того, чтобы книжка под названием "Теория поля" не попала на полку, где стоят книги по полеводству, книга "Архитектура вычислительных систем" - туда, где стоят книги по архитектуре и строительству, а книга "Кинология" - туда, где выставлены биографии актеров театра и кино.
Вот такой принцип должен быть и в массовой школе. Если библиотекарша захочет ознакомиться с теорией векторного поля, она может найти информацию в интернете и дойти при желании до любого уровня сложности. Но глупо преподавать эту теорию всем библиотекаршам по учебнику, предназначенному для механико-математических факультетов университетов. Я бы назвал это принципом разумной достаточности.
© Copyright: Леонид Рабин, 2019
Свидетельство о публикации №219100100981 https://proza.ru/2019/10/01/981
Свидетельство о публикации №219100100981 https://proza.ru/2019/10/01/981