Урал, кино, 100 лет: Свердловский областной фильмофонд отметил вековой юбилей
В Екатеринбурге, в Доме кино, состоялось заключительное мероприятие, посвящённое празднованию 100-летия кинематографа на Урале. Весь год в муниципальных кинотеатрах Свердловской области проходили показы, творческие встречи, выставки и кинолектории, посвященные юбилею. И вот, как в кино, — итоговая «отмашка»: «Стоп! Снято. Показываем».
Праздник, хоть и итоговый, остается праздником. Организаторы придумали «многосерийное действо», в которое гости погружались прямо с порога. Можно было сфотографироваться с Чарли Чаплиным, символом первого, еще немого кино. Можно было изучать фотовыставку кинодинастий Урала, и среди них вглядываться в знакомые и малознакомые лица: кинорежиссер-легенда Ярополк Лапшин и его жена — редактор Лариса Козлова, тройной портрет операторов Мещерягиных — Рудольфа Васильевича и его сыновей Олега и Игоря, режиссер и кинооператор Владимир Макеранец и его жена Людмила, администратор съемочной группы. А дальше — знаковые для уральского кино фамилии: Тарик, Негашев, Снежинская… А еще была остроумная музыкальная фантазия, посвященная юбилею, и можно было поучаствовать в киноаукционе и «приобрести» раритеты из реквизита легендарных уральских фильмов. В шутку, конечно!
Но гости праздника они же были и его герои, поскольку в этот день в Дом кино были приглашены представители всех кинотеатров области, учреждений культуры, которые оказывают услугу кинопоказа в муниципалитетах. Ведь снять кино — только полдела, надо еще «донести» его до зрителя.
— 100 лет — магическая дата, — сказала, приветствуя служителей уральского кинопроката, заместитель министра культуры Свердловской области Лариса Вакарь. — Кинематограф многолик: съемки и показы. Съемки на Урале начались в 1943-м. А показы — гораздо раньше, век назад. И радостно, что, несмотря на «ветры перемен», кинематограф удерживает свои позиции. По количеству залов и качеству кинопоказа…
Лучшие из тех, кто давно и качественно работают, были награждены: Благодарственные письма губернатора, министра культуры Свердловской области отправились в Арти, Богданович, Полевской, Верхний Тагил… Для Свердловского областного фильмофонда было важно, чтобы празднование 100-летия уральского кинопроката, такой весомой даты, затронуло все муниципалитеты области. Так в течение года и случилось. За год в рамках 100-летия прошло более полутора тысяч киносеансов и мероприятий — разножанровых, эмоциональных и насыщенных, которые посетили более 110 тысяч уральцев. А еще Свердловский областной фильмофонд организовал в разных муниципалитетах 14 выездных творческих встреч — с режиссерами, актерами. И было понятно: «в нашем регионе всегда был и остается сильный кинопрокат и зрители, умеющие ценить кино».
Славу уральского кино составляют фильмы, вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа — «Сильва», «Угрюм-река», «Демидовы». Несмотря на возраст кинолент, их до сих пор показывают. А кто показывает-то? Система кинопроката — образно говоря, целая империя. Это прежде мы знали только киномеханика. А сегодня в этой системе еще и реставраторы, букеры… Молодеют названия, совершенствуется сам кинопрокат. Ведущий праздничной церемонии в Доме кино, на киноаукционе, запустил в зал огромную боббину «со всеми уральскими фильмами». И она… взлетела. Как в кино. И, образно говоря, обозначила старт регионального кинопроката в новое, второе столетие.
«Хорошо, когда в кинотеатр ходят семьями»
Светлана Горда, директор Свердловского областного фильмофонда:
— Свердловский областной фильмофонд, государственное учреждение кинопроката, отмечает 100-летие. Нам удалось поднять в архивах документ, в котором мы наконец-то нашли точку отсчета зарождения государственного кинопроката на территории Свердловской области. Да, в советское время в регионе было более двух тысяч кинотеатров (сейчас их меньше — около 100), но это не мешает нам показывать качественное кино, которое снято и в Свердловской области, и за ее пределами.
Наша главная задача — чтобы кино получило тот вкус и шарм, которые были в Советском Союзе, когда в кинотеатры ходили семьями. Это наша мечта — вернуть зрителя к отечественному кино.
— Получается? Помню: в интервью «ОГ» известный уральский кинодраматург Геннадий Бокарев сожалел, что «большое кино» уходит из внимания молодых…
— У молодого зрителя есть свое кино. Например, наш замечательный молодой режиссер Иван Соснин — еще когда его никто не знал — начинал со Свердловским областным фильмофондом. Мы показывали его короткометражки у себя в Фильмофонде на небольшом экране: в зале — 34 места. Поэтому с гордостью могу сказать: для себя в кинопрокате мы открыли Ивана гораздо раньше, нежели он вышел на большой экран. Сегодня его фильмы показывают и на больших экранах. Смотрите, какой популярностью пользуется его «Пришелец»! И заметьте: на этот фильм идет молодежь.
— Герой фильма «Москва слезам не верит» предрекал когда-то: телевидение отменит и театры, и кино. А ваши кинотеатры становятся местом широкого досуга: не только кино, но фестивали, встречи. Как воспринимает это зритель?
— Современное ТВ нашло свою нишу — с телесериалами. А зритель в кинотеатре получает то красивое, вкусное кино, которое снимают совсем для другого просмотра — внимательного, глубокого. И задача областного фильмофонда — научить не только смотреть кино, но и понимать его. Поэтому у нас множество киноклубов: мы развиваем это в муниципалитетах, хотим привлечь своего зрителя в каждый кинотеатр, где будут и клубы, и квесты. Разные форматы. В том числе и по Пушкинской карте.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, чем удивит 21-й Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба».