Смоленские полотна с изображением крепостной стены вернулись с выставки кремлей
Долгожданное возвращение. В фонды Смоленского музея-заповедника вернулись картины, которые побывали в Нижнем Новгороде. Смоленские полотна стали участниками выставки «Кремли России – взгляд художника».
Надпись «Смоленск» на коробе. На автомобиле он преодолел более 800 километров и, наконец, смоленский музей. В особо прочной упаковке перевозят самое хрупкое – произведения искусства. Сотрудники двух музеев аккуратно снимают защитный материал с каждой картины, скрупулезно осматривают красочный слой. Аналогичная процедура происходила и перед отправкой работ на выставку. И теперь сравнивают, не появилось ли новых изъянов.
Ольга Куликова, реставратор масляной живописи Смоленского государственного музея-заповедника: «И естественно, если какие-то повреждения или какие-то изменения в состоянии картины, они, конечно, будут очень видны. Но вот в данный момент картины перевозку перенесли замечательно».
В Зачатской башне в Нижнем Новгороде в течение нескольких месяцев проходила выставка картин, на каждой из которой был запечатлен кремль или его фрагмент, исторические сюжеты на фоне детинца, страницы городской жизни, сами стены и башни. Среди них есть совсем маленькие кремли – как, например, в Зарайске. И самая большая кирпичная крепость в мире – Смоленская. И даже кремль, который теперь существует только на картинах – Угличский. В течение полугода сотрудники нижегородского музея собирали полотна для выставки, проехав 8 тысяч километров и побывав в 16 городах.
Ольга Мурашева, главный хранитель Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника: «Этот объединил 18 музеев, был очень успешен. Его посетило 187 тысяч человек. И вот он завершил свою работу. Сейчас мы развозим картины по музеям».
На смоленских полотнах, участвовавших в выставке, – вид на Никольские ворота и на башню Орел с прясла, на панораму восточного участка крепости, и городской пруд, из-за которого выглядывают Копытенские ворота. Получив приглашение поучаствовать в выставочном проекте, смоленские музейщики предложили несколько вариантов картин для экспонирования. Нижегородцы отобрали четыре.
Дмитрий Алексеев, главный хранитель Смоленского государственного музея-заповедника: «Среди авторов, которые были представлены: Владимир Штраних, Юрий Мельков, Леонид Булочко и Вячеслав Марышев. Работы разных периодов: это и советский период, 1950-1980-е годы, и современные – 2003 года».
Все четыре картины хранятся в фондах. После путешествия в Нижегородский кремль полотна вновь вернутся на стеллажи Смоленского фондохранилища.