Смолянам представили 40 гравюр «художника душ животных» Иоганна Ридингера
«Художник душ животных». В Смоленской художественной галерее открылась выставка гравюр Иоганна Элиаса Ридингера. Это один из самых известных художников-анималистов XVIII века, чьи работы многие видели, но имя автора оказалось забыто.
Иоганн Ридингер был не просто художником, а настоящим знатоком животного мира, говорят музейщики. А его гравюры с изображениями оленей, медведей, рысей или гепардов не только произведения искусства, но и пособия по изучению зверей или охоте на них. Каждый лист художник дополнил пояснением.
Татьяна Павлова, научный сотрудник Смоленской художественной галереи: «В данном случае на табличке изображены следы зверей, которые они оставляют на твердой и мягкой почве. Но что самое любопытное, все следы изображены в натуральную величину».
В фондах Смоленского государственного музея-заповедника хранится несколько серий гравюр Ридингера. 40 работ представлены на новой выставке. Всего Ридингер создал более полутора тысяч. Его животные служили моделями для живописных полотен, их переносили на хрупкие стенки фарфоровой посуды, использовали в пособиях по ветеринарии! Художник мог часами выслеживать героев своих рисунков, запечатлевал их в бегстве и на покое, в схватке и на водопое, передавая не только мельчайшие особенности шерсти, копыт или рогов, но и даже ярость, испуг зверей.
Татьяна Павлова, научный сотрудник Смоленской художественной галереи: «Очень часто на мордочках этих героев мохнатых можно видеть абсолютно человеческие выражения. Может быть, поэтому Ридингера стали называть «художником душ животных».
Отмечу, что это не первая выставка гравюр, которую проводит музей-заповедник, демонстрируя смолянам сокровища своих фондов. Благодаря временным выставкам (а гравюры, как и другую графику, невозможно экспонировать дольше нескольких месяцев) ценители прекрасного уже познакомились с разными техниками, авторами и направлениями, нюансами реставрации.
Тамара Орлова, директор Смоленского государственного музея-заповедника: «Когда речь идет о том, что есть резцовая гравюра, есть акватинта, есть меццо-тинто, я считаю, что это открывается такой мир перед нами, как людьми, которые интересуются тем, какими средствами художники достигают своей цели».
Гравюры немецкого художника были вывезены Красной Армией из Германии в 1945 году вместе с возвращенными экспонатами смоленского музея. И вслед за Ридингером зрители могут полюбоваться красотой природы, а при знании языка и терпении – даже прочитать стихи Бартольда Генриха Брокеса на работах из серии «Созерцание диких животных».
Татьяна Павлова, научный сотрудник Смоленской художественной галереи: «Ридингер подарил Брокесу несколько своих рисунков углем, а Брокес в благодарность написал Ридингеру несколько строк, в которых сказал, что оба они – один чернилами, другой углем – воспевают мир прекрасной природы во славу Бога и на радость себе».
Увидеть, какими прославленный мастер гравюры Иоганн Ридингер изображал животных, смоляне смогут до конца февраля.