Добавить новость
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015 Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016 Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017 Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Алексей Михайлович: Тишайший государь Бунташного века или На пороге империи

Царь Алексей Михайлович


В Царствование Алексея Михайловича происходит перемена в представлениях о природе царской власти. Соответствие российских реалий византийскому культурному эталону выступает на первый план.
Историк Е.В. Скрипкина

Время, как союзник


В статье «Трагедия Бориса Годунова, или: Царь-то «ненастоящий»!» мы остановились на смерти Лжедмитрия. В народном представлении он виделся игравшим в царя святотатцем, не заслужившим христианского погребения, точнее — не заслужившим погребения вообще.



Судьба его останков хорошо известна. Как и избрание Земским собором на царство Михаила Федоровича, что и стало точкой отсчета, связанной с преодолением Смуты, – во всяком случае, на уровне формируемых со школьной скамьи представлений.

Хотя трагическая судьба предшественников не давала покоя первому Романову на троне. Понять его можно. Избран Земским собором? Так и Годунов с Шуйским – тоже. Но в глазах простого народа это мало что значило: не «природные» цари, значит – самозванцы.

Борис Годунов понимал, что угроза быть в глазах людей незаконным — вполне реальная, и старался повысить статус своей семьи. Поразительно, но тем же самым будет озабочен и Михаил Федорович Романов в конце своей жизни. Оба избранных государя будут стремиться выдать замуж своих дочерей за прирожденных государей, чтобы таким образом создать новое качество династии, закрепив законность их прав на престол,
– пишет медиевист А.Л. Юрганов
Ни у того, ни у другого с последним не сложилось.

Однако на стороне Михаила выступило время. Начиная от Деулинского перемирия, двадцать семь лет спокойного, если не считать Смоленской войны, да и та по политическим последствиям выглядела не такой уж проигрышной: Владислав отказался от претензий на русский престол, правления, нежелание по сути всех категорий населения повторения Смуты, необходимость восстановления страны постепенно укрепили положение Романовых, во многом в силу их поддержки со стороны провинциального дворянства, военно-политическая роль которого начинает расти.

Соответственно, когда в 1645-м Алексей Михайлович взошел на трон, его легитимность не ставилась под сомнение.

Новая династия настолько окрепла, что

любой намек, — пишет крупнейший знаток эпохи, военный историк О. А. Курбатов, — на самозванчество или «умысел» против царской семьи преследовался и жестоко карался («Слово и дело: государство»).
Но вот с оценкой потомков государю, равно как и целому веку, не повезло.

До недавнего времени в отечественной историографии прозванный Тишайшим самодержец находился в тени деяний своего эксцентричного сына. О самой России XVII столетия бытовали превратные представления: сонное царство, галки на заснеженных куполах церквей, дородные и дремлющие на заседаниях Думы бояре, зевающие дьяки в приказных избах с паутинами на окнах, и еще стрельцы с бердышами в красных шапках набекрень.

Вот в этот-то мир Петр и ворвался, в немецком платье, засучив рукава и дымя трубкой.

В наступившем тысячелетии плеяда военных историков плодотворно работает над разрушением далеких от реалий Бунташного века представлений.

Прежде всего, касается это тематики войн и строительства Вооруженных сил. Речь об О.А. Курбатове, А.В. Малове, А.Н. Лобине, Н.В. Смирнове, В.С. Великанове. Введенные ими в научный оборот ранее недоступные и исследователям, и широкому кругу читателей материалы Российского государственного архива древних актов существенно корректируют представления и об эпохе Алексея Михайловича, и о нем самом.

Меж двух миров


Мы же обратим внимание на следующее: земной путь Тишайшего пролегал через рубеж двух миров. Ибо, когда он рождается, еще живы, хотя и глубокие старики, помнящие времена Грозного и заставшие уже почти растворившееся в реалиях централизованной державы слабое эхо домонгольской Руси, блестяще отраженное в эпистолярном наследии А. Курбского.

На момент же смерти Алексея Михайловича Петру шел четвертый год, подрастали и те, кто будет воздвигать с ним и поныне вызывающее столько споров здание Петербургской империи.


«Иностранные посланники в Посольском приказе». Картина В.Г. Шварца

Собственно, империю, только Московскую, и начал строить Тишайший. Здесь важно подчеркнуть: в статье «Грозный: царское служение на краю бездны» мы говорили о восприятии Иваном Васильевичем самодержавной власти как катехона – во всяком случае, так пишет об этом историк Д.М. Володихин – в преддверии конца земной истории и прихода антихриста.

Напомню: предки тогда мыслили в парадигме «чистых» и «нечистых» земель, а эсхатологические ожидания виделись им столь же очевидной реальностью, как и для нас, сегодняшних, – опавшие листья за окном.

Подобное мировоззрение порождало культурный изоляционизм, когда царю и в голову не пришло бы совершить турне в сопредельную «нечистую» – а иных и не было – страну.

Причем культурный изоляционизм столь крепко въелся в плоть и кровь российского — я, разумеется, вкладываю в данное слово культурологический, а не узкоэтнический смысл — коллективного бессознательного, что некоторая часть нашего общества не желает преодолевать его и по сей день.

С подлинно имперским размахом


Однако именно Алексей Михайлович соответствующие перегородки с Европой и начал разрушать, при этом не подвергая эрозии российскую культурно-религиозную идентичность, разве что дополняя ее византийской, представлявшей собой, пусть и с рядом несущественных оговорок, матрицу русской культуры.

Как геополитик мыслил он не менее масштабно, чем сын:

Москва утвердилась в своем качестве православной столицы, и на этом этапе концепция Москвы – третьего Рима получает не теократический, а политический смысл. Это предполагает отказ от культурного изоляционизма и возвращение к идее вселенской православной империи. Соответственно, вновь делается актуальным византийское культурное наследие. Алексей Михайлович стремится в принципе к возрождению Византийской империи с центром в Москве как вселенской монархии, объединяющей в единую державу всех православных. Русский царь должен теперь не только занимать место византийского императора, но и стать им,
– пишет выдающийся филолог Б.А. Успенский.
В свете сказанного Борисом Андреевичем и в контексте прошлых наших бесед о правлении первого русского самодержца хорошо видна разница между Грозным и Тишайшим. Первый рассматривал свою политическую задачу в преодолении сепаратизма аристократии и сакральную, выраженную в символике опричного дворца, — в подготовке ко встрече Спасителя, который, по чаяниям государя, в Александрову слободу и должен прийти.

Да, ремарка: понимая, что приведенное выше утверждение может вызвать вопросы и даже критику, рекомендую интереснейшее исследование – докторскую диссертацию, опубликованную в виде монографии – А. Л. Юрганова «Категории русской средневековой культуры», на страницах которой и в рамках научной методологии символика Опричного дворца в Александровой слободе подробно разобрана.

А у Алексея Михайловича более широкий размах. Подлинно имперский. Возрождение Восточно-Римской державы, пусть и в ином географическом пространстве, но в рамках концепции Translatio imperii – «передачи империи». О ней см. размышления историка С. Девочкина, приведенные в статье, трагедии Годуновых посвященной.

В соответствующей парадигме Translatio imperii и мыслил Тишайший. Империя же в подлинном своем измерении существует только в рамках наднациональной мессианской идеи.

В этом плане прав публицист В.В. Кожинов:

Византийскую империю вполне уместно поэтому определить как идеократическое (имея в виду власть православных идей) государство; между тем Западу присуще то, что следует определить термином номократия – власть закона (от греч. nomos – закон); с этой точки зрения азиатские общества уместно определить термином «этократия» (от греч. etos – обычай).
И если Грозному мессианская идея в целом была чужда, завоевание им осколков Золотой Орды уместно мыслить, на мой взгляд, в рамках стратегии выживания, нежели основанного на мессианстве экспансионизма, то Алексей Михайлович видел ее своего рода путеводной звездой во внешней политике, о чем будем говорить в следующей статье.

Да, по поводу Грозного: еще одна ремарка, требующая некоторого отвлечения от темы; все-таки уточню, предполагая возможность критики в свой адрес в контексте вопроса: а разве покорение Сибирского и Казанского ханств не пример реализации именно имперской мессианской идеи?

Думаю, что в целом нет. Борьбу с Кучумом вело не столько Русское государство, сколько клан Строгановых, профинансировавший поход Ермака и руководствовавшийся сугубо экономическими интересами.

Что касается Казани, мне представляется не совсем верным видеть в ее покорении реализацию мессианской идеи, особенно учитывая довольно быстрое инкорпорирование татарской (это, впрочем, касается всех оказавшихся под скипетром двуглавого орла осколков Золотой Орды, не только казанцев) мусульманской элиты в российскую, при сохранении первой религиозно-культурной идентичности.

В качестве яркого примера можно привести судьбу племянника Кучума – талантливого военачальника Маметкула, а также действия татарских и башкирских исламских, равно как и буддистских калмыцких, отрядов в царской армии.

Для сравнения: после завершения Реконкисты в Испании практически не осталось мусульман. И это при том, что в Средневековье Пиренеи, под властью сначала кордовских, а потом гранадских эмиров, представляли собой столп не только культуры и образования в мире ислама, но и в целом на просторах Европы.

Но – снова к Тишайшему. Его, возвращавшего некогда входившие в Киевскую Русь земли, уместно сравнивать с Юстинианом, который восстанавливал политическое пространство Pax Romana.

Пройдет столетие, и Екатерина II предаст данной идее иное содержание в рамках Греческого проекта и путем реанимации Восточного Рима уже на исконных его землях, поставив целью изгнание османов в пределы Малой Азии. Но так и не реализованная идея была бы немыслима без развития соответствующей геополитической концепции Алексея Михайловича.

Ибо вхождение в состав России расположенных в бассейне Днепра православных территорий неизбежным образом пробуждало надежды у христианских народов Балкан, в особенности у болгар, некогда оказавших существенное влияние на становление русской культуры, взять наследие современника Дмитрия Донского и друга преподобного Сергия Радонежского – митрополита, формально Киевского, а по существу Московского, Киприана.

Соответственно, воссоединение с Малороссией ставило перед нашим государством новые задачи – гораздо более масштабные, нежели в XVI в.

Собственно, еще ранее к освобождению пребывавших под властью султана балканских христиан призывал Алексея Михайловича в 1649 г. посетивший Москву иерусалимский патриарх Паисий:

Пресвятая Троица благословит державное ваше царствие, да умножит вас превыше всех царей и покажет вас победителем и одолетелем на сопротивных видимых и невидимых врагов, якоже и древних и новых царей – царя Давида, царя Езекия и великого царя Константина, да утвердит вас и умножит лета во глубине старости, благополучно сподобит вас восприяти вам превысочайший престол великого царя Константина, прадеда вашего, да освободишь народ благочестивых и православных христиан от нечестивых рук, от лютых зверей, что поедают немилостиво; да будеши новый Моисей, да освободиши нас от пленения, якоже он освободил сынов израилевых от фараонских рук жезлом, знамением честного животворящего креста.
И если Грозный, как мы помним из предыдущих бесед, сам примерял к себе библейские аллюзии, то в отношении Тишайшего это делает глава одной из Восточных Церквей, словно вручая ему жезл, выпавший из рук последнего византийского императора – также Константина.

Здесь мы плавно переходим к корректировке представлений о царской власти – и самим государем, и его подданными.

Б.А. Успенский акцентирует внимание на важной детали:

Русские традиции рассматриваются как провинциальные и недостаточные – отсюда положительное отношение к грекам, которые могут восприниматься как носители византийской культурной традиции.

Путем цезарепапизма


Расставаясь с провинциализмом, обращаясь к византийскому наследию, Алексей Михайлович воспроизводит мистику служения восточно-римских василевсов, причащаясь, как позже и его сын Федор, во время венчания на царство в алтаре, что, согласно канонам Церкви, могут делать только священники, но осуществляли императоры в Константинополе.

Для некоторой части далеких от религии моих уважаемых читателей Причащение царя в алтаре может не показаться важным. Однако в контексте категорий средневековой культуры – в XVII в. они не были изжиты в полной мере – этот шаг монарха носил не только религиозный, но и политический характер, являя торжество на русской почве цезарепапистской идеи, в рамках которой самодержец брал на себя некогда присущие римским императорам функции Pontifex maximus, только с иным содержанием.

Впрочем, свойственная василевсам политика цезарепапизма Алексеем Михайловичем реализовывалась во вполне приземленных шагах: например, в создании Монастырского приказа, ведавшего церковным имуществом и вызвавшего протест патриарха Никона.

Относительно бытовавшего в Восточно-Римской империи цезарепапизма: в качестве контраргумента мне могут привести идею того же Юстиниана о симфонии властей – духовной и светской. Однако на практике ничего подобного ни в истории Восточного Рима, ни России никогда не было. И быть не могло.

Важное замечание в рамках констатации цезарепапистского характера власти в России XVII столетия: как известно, противоположностью ему является папоцезаризм, более свойственный взаимоотношению римского понтифика с некоторыми монархами Западной Европы, нежели Русскому государству.

Однако аргументом в пользу последнего относительно политических реалий Российского царства Бунташного века может послужить, с одной стороны, титулатура патриархов Филарета и Никона – «Великий государь», с другой – так называемое шествие на осляти в Вербное воскресенье, когда царь вел под уздцы стилизованного под ослика коня, на котором восседал первоиерарх.


«Вербное Воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие на осляти». Картина В.Г. Шварца

Казалось бы, таким зримым образом на языке символа демонстрировался примат духовной власти над светской, точнее — претензия первой взять на себя прерогативы второй, то есть папоцезаризм. Всем же со школьной скамьи известно изреченное Никоном и ставшее хрестоматийным сравнение царской власти с луной, а патриаршей — с солнцем.

Однако источники не дают нам достаточных оснований видеть в титулатуре Филарета умаление царских прерогатив Михаила:

Как показывают разрядные записи, – пишет, на основе анализа архивных материалов, историк Д. П. Исаев, – Михаил Федорович посылал государевы грамоты, указывал чаще самостоятельно по военным вопросам. Например, повелевал воеводам отправляться в те или иные места службы. А это весомая часть управления. Также местнические споры в Царском Дворе рассматривались в основном именно царем.
Ну а куда привели в конечном счете папоцезаристские амбиции Никона – хорошо известно. При Федоре Алексеевиче шествие на осляти уже не несло в себе никакого политического смысла, а Петр I вообще его отменил вместе с патриаршеством.

Новый Константин на московском троне


Постепенно не только народное сознание, но и интеллектуальная элита начинает сакрализировать образ монарха, предавая ему имперские и библейские черты в римском их понимании. Более всех на этом поприще потрудился Симеон Полоцкий, сравнивавший Тишайшего с Константином Великим и даже с Соломоном: «Красоту его (Российского царства – И.Х.) мощно есть ровняти Соломоновой прекрасной палате».


Памятник Симеону в Полоцке

Здесь уместно вспомнить отмеченную в предыдущей статье неудачную и осуждённую знаменитым публицистом дьяком Иваном Тимофеевым попытку Годунова воздвигнуть храм, Соломону посвящённый, дабы на языке символа продемонстрировать превращение Москвы в Новый Иерусалим, а себя сопоставить – здесь я, разумеется, ступаю на почву предположений, допуская со своей стороны возможность неверной интерпретации мотивации Бориса – с библейским царем.

Но, как и в примере с иерусалимским патриархом, Алексей Михайлович именно удостаивается столь лестных сравненный.

Более того, в стихотворном и обращенном к Тишайшему творчестве Полоцкого:

царя, – пишет философ М.С. Киселева, – символизирует орел. Как барочный концепт царской власти орел визуализирует в геральдике государственную власть. В его образе скрыт важный аллегорический смысл: орлом царь есть, ибо, яко орел свое дети, на солнце, так на Христа всех учит смотрети.
Подобные, формируемые в сознании Алексея Михайловича и становившиеся частью его политического мышления представления о сакральном статусе царской власти неизбежным образом должны были найти отражение во внешней политике, контуры которой мы обозначали, но о путях их реализации поговорим в следующем материале.

И в завершение еще одна ремарка: в прошлой статье, Годунову посвященной, я запамятовал добавить список использованной литературы. Исправляюсь и особенно рекомендую моим уважаемым читателям работу Д.Г. Хрусталева о Лжедмитрии, основанную на научном анализе следственного дела, с угличской трагедией связанного.

Из нее станет понятно, почему я в наших беседах, что о Грозном, что о Годунове, столько внимания уделяю инфернальной теме: заложным покойникам, ожиданию конца света и пр.

В конце концов, дабы понять и логику, и суть событий, происходивших в Средние века и Новое время, следует оказаться, как писал выдающийся культуролог Ю. М. Лотман, назвав соответствующим образом одну из своих замечательных книг, внутри мыслящих миров.

Использованная литература

Девочкин С. Османы – наследники Византии?
Душечкина Е.В. «Строгая утеха созерцанья». Статьи о русской культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2022.
Исаев Д.П. К вопросу о характере соправительства Михаила Федорвоича и Филареат (1619 – 1633 годы).
Киселева М.С. Война, вера и власть в культурном контексте Московского царства 50–70-х гг. ХVII в.: Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич.
Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. М.: «Медиарост», 2023.
Скрипкина Е.В. Юрий Крижанич о самодержавной власти русского государя.
Скрипкина Е.В. Царь Алексей Михайлович – «Новый Константин»: Византийский образец власти в русской практике третьей четверти XVII века.
Список литературы к статье «Трагедия Бориса Годунова, или: Царь-то “ненастоящий”!»
Баталов А.Л. Гроб Господень в замысле «Святая святых» Бориса Годунова.
Виноградов А.В. Русско-крымские отношения в период второго правления хана Гази-Гирея II 1597 – 1607.
Успенский Б.А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.: Языки русской культуры, 2000.
Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры // Избранные труды. Т. 1. М.: «Языки русской культуры», 1996.
Хрусталев Д.Г. Гибель царевича Дмитрия. Очерки политики и чародейства конца XVI в. С-Пб.: «Крига», 2022.
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.



Смоленск

В Нижегородской области стартовал финальный этап XIV Всероссийских летних сельских спортивных игр


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В Нижегородской области стартовал финальный этап XIV Всероссийских летних сельских спортивных игр

Рост во 100 крат. Жителей регионов объединяют 5000 магазинов

Стократный рост: «Пятёрочка» масштабировала «Центры местного сообщества» до 5000 магазинов

Орловский преподаватель Вера Демичева стала лучшим педагогом детской школы искусств в ЦФО

Новости Смоленска

Росгвардейцы в Смоленске приняли участие в создании и открытии посвященной СВО выставки

Мобильный принтер этикеток iMove T3Pro - лёгкий, производительный, компактный

Портативный ТСД корпоративного класса Saotron RT-T70

Орловский преподаватель Вера Демичева стала лучшим педагогом детской школы искусств в ЦФО


Жители Смоленской области могут оплатить налоги на почте при получении уведомлений

В Смоленске вандал под камерами видеонаблюдения разбил отделку перехода

Смолянину назначили 20 часов обязательных работ за неуплату алиментов

Шланги для сельхозтехники


Реставрация католического костёла в Смоленске пройдет с 3D-моделированием

Пожилая женщина погибла в ДТП на трассе в Брянском районе

Брянские дзюдоисты завоевали пять медалей на межрегиональном турнире

В Смоленске идёт активная уборка придомовых территорий


Губернатор Смоленской области Алексей Островский
Москва

Собянин: Москва реализует крупнейшую в ее истории программу развития


Частные объявления в Смоленске



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Концерт

Концерт к 30-летию школы искусств имени Герасимова прошел в Можайске



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Смоленск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Дутый качок: пластический хирург Хайдаров раскрыл правду о рельефных бицепсах Филиппа Киркорова

«Бах vs Бетховен»из цикла Битва Клавиров под величественными сводами Петрикирхе

В Петербурге открылась выставка о Викторе Цое

Президент «СКА-Ростов» Баста высказался об игре Глушакова, Набабкина и Жиркова


Екатерина Александрова снялась с китайского турнира категории WTA-500 в Нинбо

Анастасия Потапова снялась с турнира WTA-500 в китайском Нинбо

Дарья Касаткина вышла в 1/4 финала турнира WTA-500 в Нинбо, обыграв Синякову

Касаткина вышла в четвертьфинал турнира WTA в Нинбо


Indiana Jones fans can grab a free custom Xbox if they are as smart as the professor himself

'Embody it': Indigenous Peoples' Day takes center stage on Randall's Island

Harris pokes fun after Trump turns rally into bizarre dance-a-thon

'With all the talk about "Babar"...': Ashwin on Ghulam's debut ton