Художественная галерея представила смолянам 42 литографии
Нарисовано на камне. В Художественной галерее представили выставку литографий. Отмечу, что в фондах Смоленского государственного музея-заповедника хранится более 7 тысяч листов, выполненных в этой технике печатной графики. Для выставки в Художественной галерее были отобраны 42.
Он умирает на руках своих товарищей. На французских литографиях – смоленские виды. Один из них связан с походом Наполеона в Россию. Другой – снежный пейзаж с видом на Смоленскую крепость, выполненный в 30-е годы XIX века.
Дарья Иванова, заведующая Художественной галереей:
«Оба этих произведения выполнены с натуры. И мы здесь имеем дело с художниками, которые путешествовали, очень много ездили.
Рисунки были выполнены с натуры, а впоследствии, через несколько лет, во Франции, в одной, кстати, из самых крупнейших литографских мастерских, была выполнена литография другим автором».
Почти под каждой литографией – несколько имен (художник, литограф, печатник). Ведь процесс изготовления этого вида печатной графики весьма трудоемкий. Известный смоленский художник Вера Самарина не только рассказывает о литографиях на лекциях, но и сама умеет их создавать. Нужна отшлифованная до бархатистости плита известняка, специальные жирные карандаши или тушь с пером. Готовый рисунок на литографском камне обрабатывают особыми составами и затем делают оттиски на листах. Литографии XIX века сильно отличаются от современных, уверена Вера Евгеньевна.
Вера Самарина, заслуженный художник РФ:
«Это классика! Это очень тонкие, очень красивые, очень интересные, воздушные работы, где применены материалы, в основном, карандашом рисовали типографским, зажиривая поверхность камня, и отпечатки поэтому прозрачные, воздушные».
Первая половина XIX века – начало развития и взлёт популярности литографии. Она была дешевле других видов печатной графики, и позволяла создать огромный тираж. Кроме иллюстраций для прессы и рекламных плакатов, французские мастерские печатали и подлинные шедевры станкового искусства. Самый популярный жанр – пейзаж. Смоленские виды – скорее, экзотика для западноевропейских мастеров, которых, в основном, вдохновляли местные виды.
Дарья Иванова, заведующая Художественной галереей:
«На этой выставке преимущественно представлены виды городов Франции, Венские площади, Париж – то, что покупали наши дворяне, что привозили в Смоленскую губернию, в свои усадьбы».
Литографии могли быть даже цветными. Наверняка вызовут улыбку приключения туристов на Везувии, также запечатленные в технике литографии. Оценить тонкую работу мастеров XIX века гости Художественной галереи смогут до середины мая.