Сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника рассказали смолянам о реставрации картин
0
308
Сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Смоленска рассказали о работе реставраторов. «Вы даже не представляете, в каком иногда состоянии картины попадают в руки реставраторов, – начала свою часть лекции заведующая Смоленской художественной галереей Дарья Иванова. – Бывают полотна с трудной судьбой: они бывают помяты, порваны, залиты, покрыты копотью и слоем грязи, бывают даже записаны, когда поверх одного изображения нанесено другое». Как оказалось, одними из злейших врагов художественного искусства являются не время и войны, а «мушиные засиды» и некачественные материалы, которыми пользовался художник. Ещё, по словам лектора, чем старше картина, тем проще её реставрировать, потому что в давние времена химический состав лаков и красок был проще, современным реставраторам легче его определить и подобрать материалы для восстановления повреждённых фрагментов. На помощь реставраторам приходят ядерные технологии. Кроме радиоуглеродного датирования, широко применяемого для определения возраста бумаги и холста, активно применяется рентгенофлуоресцентный анализ. Его реставраторы используют для анализа элементного состава картин и керамики. «Например, однажды, чтобы сделать рентген, мы носили в больницу портрет Ивана Грозного, – рассказала реставратор масляной живописи Ольга Пигасова. – Забавно было, что, когда врач внёс в карточку годы жизни царя, компьютер не захотел регистрировать такого пациента, написав, что столько не живут». Под воздействием рентгеновских лучей химические элементы в образце начинают испускать излучение. Это...