Актуальный святой. «Авраамиевская седмица»-2020 прошла в дистанционном формате
0
5
«Авраамиевская седмица» — это научная конференция, организованная Смоленской епархией РПЦ МП совместно со Смоленским государственным университетом и Институтом русской литературы (Пушкинским домом) РАН. Этот международный форум — один из весьма не частых в последнее время примеров успешного сотрудничества религиозной организации с институтами культуры и образования в России. «Авраамиевская седмица» прошла в Смоленске уже в пятый раз. Она стала довольно статусной площадкой для представления научных исследований в области литературы, истории и русской религиозной философии. Правда, на этот раз проводить ее пришлось в формате онлайн (на платформе «Google Meet»).
После приветственных слов ректора университета М.Н. Артеменкова и митрополита Смоленского и Дорогобужского РПЦ МП Исидора началось пленарное заседание. Открылось оно докладом профессора МГУ Андрея Ранчина «Мотив красоты святого Бориса в Сказании о Борисе и Глебе».
По словам выступающего, в Сказании о Борисе и Глебе, в отличие от других памятников Борисоглебского цикла, как-то особенно акцентирована красота старшего из святых братьев; в приписке к основному тексту жития содержится идеальный портрет князя-мученика, в котором также подчеркнута его красота. Этот мотив не вполне традиционен для агиографии. Акцентирование его в Сказании, по-видимому, объясняется проводимой в этом житии параллелью Борис – праотец Иосиф, о красоте которого говорится в книге Бытия. Докладчик подчеркнул, что в первом из так называемых «летописных» чтений Борису и Глебу красота лица и взора трактуется как атрибут праведника. А.Г. Кравецкий соотнес этот фрагмент с Притч. 17: 22, однако в библейской книге речь идет о веселии сердца, но нигде нет лексемы красота и ничего не сказано собственно о красоте лица и «светлости» «очей и взоров». Есть основания предполагать, заключил Ранчин, что эта деталь характеристики добродетельного и благочестивого мужа восходит именно к Сказанию. Иначе говоря, мы можем говорить о зависимости паремийного чтения от Сказания.
Профессор Орловского университета Александр Шайкин представил доклад «Автор, герой, жанр Жития Авраамия Смоленского». «Текст, созданный смоленским монахом и книжником Ефремом, сохраняя жанровую принадлежность преподобническому житию, в то же время ощутимо выходит за его пределы», — подчеркнул исследователь. Такая неопределенность, заметил Шайкин, проистекает от того, что автор имел перед собой цель не только представить земную жизнь святого, но и оправдать и прославить его. Поэтому его текст приобретает черты, сходные с иными жанрами, возникшими в античную эпоху, но усвоенными и христианской традицией, – энкомием и апологией. Вследствие этого Ефрем Смоленский создает оригинальное произведение, расширяющее возможности агиографических повествований древнерусской словесности.
Тема выступления игумена Хрисанфа (Шадронова) была обозначена как «Творения Иоанна Златоуста и Житие Авраамия Смоленского». Ученый в сане проанализировал присутствие в Житии Авраамия Смоленского заимствований из сочинений святителя Иоанна Златоуста, прежде всего — из «Слов о священстве».
После окончания заседания вниманию участников была представлена видеолекция того же о. Хрисанфа об Авраамии, подготовленная в рамках проекта «Смоленск просвещенный».
В том, что фигура святого домонгольской поры оказалась в центре внимания представительного собрания, нет ничего удивительного. Недаром форум называется именем святого. Удивительно другое. Когда вчитываешься в текст жития, видишь, насколько оно актуально для современной РФ. Святого гнали за его проповеднические и миссионерские труды. И гнали, так сказать, собратья по цеху: его осудили церковным, а не светским судом. Из числа клириков открыто Авраамия защищали только два человека. Миссионеры часто оказываются в подобной ситуации гонений от «своих». Что-то подобное, например, испытывают в наше дни сторонники священника Георгия Кочеткова и Преображенского содружества малых братств в РПЦ МП.
Программа форума не ограничивалась историей и культурой Древней Руси. Из заявленных докладов можно упомянуть ««Язык свергнутой религии» в поэзии А.Т. Твардовского». Его подготовили доктора филологических наук Л.В. Павлова и И.В. Романова, принявшие, к слову, на себя основные труды по подготовке конференции. Ряд выступлений касались имен И. Бунина, И. Шмелева, Вяч. Иванова. Автор этих строк заявился с темой «Теологические и богословские аспекты религиозной поэзии 1960-80-х гг.». Все эти доклады могли прозвучать на секционных заседаниях, которые, однако, решили не проводить, а просто напечатать труды в специальном сборнике. Немножко обидно, но что поделать – такое время!
Сами сборники регулярно выходят по результатам конференции и поступают в крупнейшие библиотеки страны. Вышло уже четыре книжки. Будем ждать пятую. Борис Колымагин,
для Портала «Credo.Press»