«Круговорот цвета»
№86 (6190) от 10 ноября 2023
Так назвала свою персональную выставку в мемориальном доме-музее И.П. Пожалостина в Солотче художница Дарья Катунина
Дарья Эдуардовна Катунина (Лысенко) родилась в 1989 году в Ленинграде, потом переехала в Скопин. В 2011 году окончила Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова. Член Союза художников России с 2018 года.
Вопроса «Кем стать?» у Дарьи Катуниной никогда не возникало. Её мама, Татьяна Лощинина, – скопинская керамистка, народный художник Российской Федерации, папа, Эдуард Лысенко, – иконописец, член Союза художников России. Рисовала, лепила – сколько себя помнит. Окончив художественную школу в Скопине, в 14 лет по стопам мамы отправилась в Подмосковье, в знаменитое Абрамцевское училище (сейчас колледж), на отделение художественной керамики.
Начала учиться… и вскоре заскучала: азы профессии ей, дочери Мастера, были давно известны. А вскоре поняла, что более всего интересует живопись. И решила – опять же по примеру мамы – готовиться к поступлению в Петербургскую художественно-промышленную академию им. А. Штиглица (ранее – училище им. В. Мухиной)…
Но когда Дарья перешла на второй курс в Абрамцеве, цитадели мастеров народного и декоративно-прикладного искусства, открылся факультет живописи. В середине учебного года, зимой, студенты повесили в коридорах отчетную выставку… И юная художница «пропала»: уровень работ был высочайший. Вот оно, то самое, что искала. Полгода напряженной подготовки параллельно с основной учебой под руководством создателя факультета живописи Александра Величко – и летом она второй раз поступила на первый курс.
Пять лет учебы у Александра Владимировича были сложными, но интересными. Иногда занятия шли с восьми утра до восьми вечера, да и «на дом» задавали огромный объем работы. Поступило двенадцать человек – защитилось четверо. Величко много требовал, но всесторонне развивал своих студентов. Учил метафорично, образно мыслить, рождать идеи и формулировать их на холсте, выражать цветом, линией… Эти качества отличают работы всех его выпускников, хотя у каждого – свой художественный язык. Уже на защите в колледже приглашенные члены комиссии отметили, что у Дарьи есть собственный стиль. Хотя, как признается художница, многое из того что давал педагог, «проросло» гораздо позже.
По окончании колледжа Катунина несколько лет жила в Подмосковье, занималась живописью. К этому периоду относится большинство холстов, представленных на выставке в Солотче. В 2018 году художница вернулась в Скопин. После рождения дочери Дарья увлеклась работой с глазурью – росписью тарелок. Как-то пыталась подсчитать их количество – вышло больше тысячи. Катунина не гончар, работает с готовыми формами как художник, преображая их поверхность.
Роспись керамики идёт быстро. Это связано с выбранной технологией: глазурь льется на тарелку или сосуд из калячницы (емкость с носиком, похоже на шприц). Метод не дает права на ошибку, нужен верный глаз, точная рука. Тут сложно добиться тонких деталей, но зато линия, пятно – живые. Как в быстром этюде маслом. Можно создать абстракцию в стиле Поллока, можно сделать лаконичную вещь, где на однотонном фоне будут яркие акценты, а можно изобразить сюжет…
На персональной выставке представлены как ранняя керамика Дарьи, рыба и птица, созданные для конкурса во время международных фестивалей гончаров в Скопине, так и росписи последних лет. Где-то преобладает геометрический узор, более поздние работы – минималистичны, абстрактны.
Живопись же Дарьи – полная противоположность керамике в плане проработанности, трудоемкости процесса. Над холстами она работает подолгу, по нескольку недель. Жанровые холсты Дарьи метафоричны, не без влияния наивного искусства, много деталей, ярких, декоративных. Есть герои вымышленные, есть «подсмотренные» в жизни, а где-то узнаваема сама художница с двумя любимыми таксами. И даже если к каким-то персонажам художница явно относится с иронией, то неизменно – с симпатией, с любовью. А в некоторых работах читается философский подтекст.
Есть в экспозиции пейзажи и натюрморты. Изображая мегаполис, художница не стремится к фотографической точности, а передаёт свои ощущения от того или иного мотива. В каждом натюрморте есть сюжет, что отражено и в названиях (например, «Леди и джентельмены»). Часто героями становятся керамические произведения мамы, Татьяны Лощининой, а одна работа с квасником так и называется – «Мамин портрет».
Сейчас Дарья много времени проводит в новой мастерской керамики, где трудится вместе с мужем, братом и коллегами. Из-за санкций исчезли многие привычные материалы, приходится много экспериментировать. Есть ли в керамике Катуниной связь с родным скопинским промыслом? Да, последнее время она работает, стараясь сочетать современные формы и местные паттерны (узнаваемые традиционные элементы), но эти поиски не вошли в экспозицию в Солотче.
Новые произведения художницы сейчас можно увидеть в Рязани в выставочном зале на улице Есенина на областной выставке «Осень» (6+) и в галерее «Артрум» на Всероссийской молодежной выставке-конкурсе «Я хочу сказать об этом…» (14+) (Дарья стала лауреатом I степени в номинации «станковая живопись»). А выставка в доме-музее И.П. Пожалостина будет работать до 3 декабря.
(6+)
Елена Ступина
Фото Елены Ступиной