Милосердию двери отверзи…
Молодые голоса затянули старинную солдатскую песню и в зале затихли и даже стульями скрипеть перестали. Удивительная вещь: песню, написанную более ста лет назад, в годы Первой мировой, сегодняшние зрители слушали с придыханием, с комком в горле. Молодые музыканты из Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища выучили ее очень быстро — к презентации номинации «Эра милосердия» литературно-музыкального конкурса им.К.Р. И не просто выучили — прочувствовали сердцем. Вообще в этот день в Военно-медицинском музее, где проходила эта презентация, сердечного,душевного было много. Ведь речь шла о такой теме, о которой невозможно говорить и вспоминать без души: о милосердных сестрах. Именно в этом году отмечается 170-летие первого выхода российских сестер на театр военных действий.
...Это была непростая история. Идеологом идеи — призвать женщин на помощь врачам и раненым на фронте во время Крымской войны был великий хирург Николай Иванович Пирогов. Однако, император идее ход не давал: боялся адьюльтеров, «разврата на фронте». Помогла Великая княгиня Елена Павловна, жена Великого князя Михаила Павловича, хозяйка Михайловского дворца (ныне здание Русского музея). Она создала в домовой церкви Крестовоздвиженскую общину из женщин, желающих помочь фронту. Большинство этих женщин были высокого сословия. Женщины, привыкшие к балам, красивым нарядам, с детских лет обслуживаемые прислугой, отправились в грязь, кровь и боль страшной войны. Событие для того времени невероятное. Сейчас его в средствах массовой информации назвали бы настоящей сенсацией!. И первой отправилась Екатерина Бакунина,дочь губернатора Санкт-Петербурга. О вкладе этой женщины в дело сестер милосердия говорил с экрана о.Роман Манилов из Твери — он как никто знает историю этой замечательной женщины, ведь он смог сам создать в Твери ее музей.
Наверное, не каждый, читавший «Севастопольские рассказы» Толстого обращал внимание, что в описаниях жизни госпиталей, слово «сестры», «сестра» он выделял курсивом. Потому что не было тогда профессии медицинской сестры, так знакомой нам теперь. Не было еще и понятия о милосердных сестрах. И Лев Николаевич, который был участником той войны, свидетелем бескорыстной женской помощи раненым, хотел еще и заострить внимание на поистине подвижнической их деятельности.
Вот об этом — о милосердии, которое не может, не должно исчезнуть — задумывались организаторы литературно-музыкального конкурса-фестиваля им.К.Р. «Павловская звезда». Номинацию эту поддержал военно-медицинский музей, в котором хранится вся история сестричества. Но как же тут без музыки и стихов? Никому особо сейчас не надо объяснять, какое значение имеют поэзия, музыка, искусство в тяжелые для народа военные дни. А ведь еще в XIX веке и даже — в начале ХХ никому и в голову не приходило отправлять в войска поэтов и композиторов, чтобы они сочиняли тексты и музыку на темы защиты Отечества! Вот поэтому звучала в тот день самая разная музыка в исполнении молодых музыкантов Санкт-Петербургского музыкального лицея и одно из произведений имеет замечательную историю. Всем известные «Валенки!» Старшее поколение хорошо помнит песню в исполнении Лидии Руслановой, для которой песня стала брендом. Ведь с песней этой, цыганской песней, ставшей почти солдатской, греющей душу, вносящей оптимизм в сердца бойцов Русланова прошла до Берлина. И мало кто знает, что эта - такая радостная и задорная певица имела очень непростую биографию, в начале которой также было — сестричество. Да-да, 16-летней Лидия Русланова ушла на фронт Первой мировой - милосердной сестрой…