Панораме Сталинградской битвы исполнилось 40 лет
Ровно 40 лет назад, 8 июля 1982 года, произошло важное событие в жизни волгоградцев и всех советских людей: в городе-герое на Волге была торжественно открыта панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», которая вошла в число выдающихся произведений советского монументального искусства.
В репортаже о том знаменательном событии газета «Волгоградская правда» привела тогда основные параметры исторического здания панорамы, которое украсило вид города с Волги, разместившись рядом со знаменитой реликвией Сталинградской битвы – мельницей Гергардта.
Здание панорамы высотой 31 метр весит 6 тысяч тонн и покоится на четырех шарнирных опорах, изготовленных специалистами заводов «Красный октябрь» и «Баррикады». Сооружение отделано двадцатью тысячами квадратных метров благородного камня – крымского известняка, гранита и мрамора. Возведен этот уникальный объект руками волгоградских строителей.
В день 40-летия панорамы нелишне напомнить и об уникальных размерах живописного полотна: длина холста 120 метров, высота – 16. Его площадь – 1920 квадратных метров, что значительно превышает размер Севастопольской панорамы и бывшей в то время крупнейшей – Бородинской. Площадь предметного плана нашей панорамы составляет около 1 тысячи квадратных метров.
Расписывали живописный холст известные художники студии имени М. Б. Грекова: народные художники РСФСР Н. Бут, В. Дмитриевский, П. Жигимонт и член-корреспондент Академии художеств СССР М. Самсонов, заслуженный художник РСФСР Г. Марченко, лауреат Государственной премии имени Репина П. Мальцев и заслуженный деятель искусств РСФСР Ф. Усыпенко.
У журналистов газеты «Волгоградская правда» сложилась тесная дружба со знаменитыми художниками. Мы, журналисты, внимательно наблюдали за их работой по росписи живописного полотна и рассказывали об этом в своей газете.
Нам было интересно наблюдать за тем, как маститые художники взбирались на специальные высокие помосты – так называемые эшафотажи и работали на высоте. У каждого из них был свой участок полотна, который они расписывали согласно проекту.
Вдоль холста панорамы были расставлены емкости с красками и размещены эскизы гигантской картины. Тут же, на месте будущего предметного плана, находились стойки с развешанными на них подлинными образцами снаряжения и обмундирования советских солдат и офицеров, а также трофейные кители, шинели, каски и пилотки воевавших в Сталинграде гитлеровцев. Здесь же лежали осколки бомб и снарядов. Все это имущество, хранящееся и сегодня в музее, помогало художникам более точно отображать на холсте все детали военной жизни и быта.
В процессе работы над гигантским полотном с каждым днем объемность изображения становилась все эффектнее. Такое ощущение было не только у нас, журналистов, регулярно навещавших художников, но и у стаи воробьев, которая поселилась и до определенного момента жила в здании панорамы. Они частенько устремлялись в нарисованное небо и каждый раз, уткнувшись в холст, вынужденно меняли курс. Ощущение неба становилось все реальнее даже для птиц. Однажды один из воробьев подлетел к только что нарисованному на полотне диску солнца, ткнулся в него головой, тут же отпрянул и так и летал некоторое время с оранжевой маковкой.
В канун 38-й годовщины Сталинградской победы весь творческий коллектив «Волгоградской правды» побывал в гостях у художников-грековцев на месте их работы. Журналисты сообщили им, что готовят серию очерков о каждом из создателей живописного полотна и что не только опубликуют их в газете, но и издадут отдельным сборником.
Ответный визит художников в «Волгоградскую правду» также не обошелся без сюрприза. Каждый из них подарил редакции свой живописный эскиз одного из фрагментов панорамы, которые создавались ими в предварительный период до начала грандиозной работы. Эти картины украсили актовый зал редакции, где проводились планерки, летучки и все праздники.
После публикации в газете творческих портретов создателей панорамы очерки о художниках были выпущены отдельной брошюрой «Навечно в памяти». На некоторых экземплярах до сих пор хранятся автографы художников-грековцев.
Момент реставрации панорамы в 2005 году.