Пять уроков патриотизма: содержание и методика воспитания любви к Родине
Современное поколение России в который раз проходит, трудную историческую школу. Наша задача – понять свою силу и значимость нашего пространства, нашего единства, нашей мощи и духовного уклада. Я хотела бы выделить ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА г. для современной молодежи: – цивилизационный, – технологический, – исторический, – духовно-ментальный, – урок будущности как устремленность в счастливое будущее, как запрос на радостность бытия.
1-й Урок – цивилизационный и геополитический.
Человеческая история — это история цивилизаций. Существование в современном мире множества цивилизаций, никто не оспаривает. В основе различий цивилизации лежит не формула «кровь и почва», а принцип «язык и культура». Пример, 8 основных мировых цивилизаций: Китайская, Японская, Индуистская, Исламская, Православная, Западная, Латиноамериканская, Африканская. Исходя из первого урока войны, отметим: человеческая цивилизация, над которой, в годы войны возникла угроза исчезновения — сохранилась на едином понимании главных ценностей — защиты жизни и борьбы за свободу от фашизма! После войны были созданы международные организации, (такие как Организаций объединенных наций и др.), которые призваны были поставить систему векторов, как определенных «красных флажков» для всех государств и цивилизаций мира. Второе, Россия утвердилась как государство-цивилизация – систему, собравшая на общей мировоззренческой и социальной матрице большое число культурных и этнических общностей вокруг общего ядра – русского народа и русской культуры». Если представить Россию как корабль, плывущий во времени и в многомерном пространстве бытия, то хотелось бы наделить ее важнейшим индикатором живучести — непотопляемостью судна. Это «способность судна после затопления части помещений оставаться на плаву и сохранять остойчивость». Стоит заметить, что учение о непотопляемости было создано вначале ХХ века С.О. Макаровым и А.Н. Крыловым.
Проблема была настолько важна, что А.Н. Крылов изложил свои представления С. О. Макарову телеграммой 16 февраля 1903 г. Концепция была развита советскими учеными и представляет эвристическую ценность и для нашей проблемы. Так, в своей телеграмме А. Н. Крылов особо подчеркивал значение остойчивости и формулировал принципы ее повышения, прежде всего, расположения переборок, разделяющих трюмы на отсеки. Он писал: «Водоотливная система бессильна в борьбе с пробоинами… Принцип же подразделения должен быть тот, чтобы плавучесть утрачивалась ранее остойчивости — короче, чтобы корабль должен тонуть, не опрокидываясь! Это важная формула. Россия, пройдя многие испытания, показала, выражаясь морским термином (революция 1917 г. и Великая Отечественная война, перестройка Горбачева) свою остойчивость! «Остойчивость судна – способность судна противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения их действия».
Урок первый – выжили, сохранили человечество как цивилизацию в целом, и локальные – в частности. Те границы государств, что были определены международными документами, в целом, сохраняются посей день!
2-й Урок — технологический. Сегодня перед Россией, по мнению, участников прогнозной сессии РАН, (академики А. Некипелов, А. Дынкин, А. Макаров, Е. Велихов, Б. Кузык и др.) стоит задача — совершить скачок к так называемому шестому технологическому укладу, базовыми характеристиками которого являются: нанотехнологии, альтернативная энергетика, включая, водородную, глобальные информационные сети, супер-ЭВМ, биотехнологии растений, животных, лекарств.
При этом, по экспертным оценкам, отдельные отечественные предприятия находятся на третьем и четвертом укладах, только часть военнопромышленного комплекса – на пятом. Второй урок ВОВ в том, что в годы войны, наши ученые и специалисты смогли заложить уникальные основы и для технологического прорыва в те годы, а значит и сегодня, обладая мощным внутренним потенциалом, мы найдем в себе силы для развития авиастроения, ядерной энергетики, ракетнокосмических систем и отдельных сегментов рынка нано-индустрии. Научнотехнологический задел у нас еще стой поры!
3-й Урок – исторический. В России потенциал патриотизма всегда был и остается огромен: он накоплен исторически в виде традиций защиты Отечества, достижений культуры, соборного решения жизненно важных проблем страны. Периодизация эволюции российского патриотизма содержит пять основных этапов: Первый этап: X – XV вв: от принятия христианства на Руси до царствования Ивана Грозного. Патриотизм проявляется в любви к своей семье, роду, способности встать на его защиту. Второй этап, укрепление российского централизованного государства во главе с единым центром — Москвой (XVI – XVII в вплоть до реформ Петра I. Концептуальная идея этого периода «Москва-Третий Рим». Третий этап, развитие Российской империи как самодержавномонархического государства. (от реформ Петра I до падения царской власти и революции в 1917 года).
Патриотическое ядро было заключено в триаде С.С. Уварова самодержавие, православие, народность. Четвертый этап: советский период отечественной истории (с конца 1917 г. до начала 90-х гг.) Феномен патриотизма – советский государственный патриотизм (жесткий авторитаризм, усеченный в культурно-историческом и духовном плане, но в годы ВОВ показал чудеса победы и трудового героизма. Атрофия патриотической идеи в80 -е годы. Пятый этап: (1990 годы – первые десятилетия XXI века) Интерес к патриотической проблематике возрос. В условиях борьбы, с одной стороны, между космополитизмом и либеральнорыночной идеологией, с другой — формированием стержня патриотической идеи, в основе которой – Отечество как высшая идея, любовь к Родине – ведущий мотив поведения, готовность к служению в мирное и военное время «по совести и чести».
Третий урок заключается в том, что созданная нашими предками и отшлифованная А.В. Суворовым знаменитая «Наука побеждать» на всех этапах истории подтвердила свою жизнеспособность и актуальна в наши дни. «Я, русский офицер, честь имею и живу ради служения Отечеству…» Сегодняшние ребята из военно-патриотического центра «Вымпел» поют: Честь имею и ее не продаю, Честь имею в мирной жизни и в бою. Честь имею! На века будет наша Россия крепка.
4-й Урок – духовно-ментальный. Ф.М. Достоевский писал в свое время: «Для Европы Россия — одна из загадок Сфинкса. Кое-что, в прочем о нас знают.
Знают, что кроме собак в России есть и люди, очень странные, на всех похожие и в тоже как будто и варвары. Знают, что народ наш довольно смышленый, ноне имеет гения; очень красив, живет в деревянных избах, но не способен к высшему развитию по причине морозов… И что всего любопытнее — некоторые из этих книг написаны людьми, бесспорно, замечательно умными…». Если нашим соседям непонятен уклад, быт, традиции обычных людей, что говорить о качествах российского воинства. Сила российской армии традиционно определялась именно духовными качествами солдат, офицеров и генералов. Если взять только ПОДВИГ Александра Матросова. В годы Великой Отечественной войны 433 человека совершили подвиг самопожертвования. Это люди 24 национальностей, есть среди них женщины и даже дети. Ни в одной стране мира такой подвиг не совершали. Если говорить о героизме, то можно назвать ступени: 1 ступень – стремление к защите Отечества, вторая ступень – готовность к подвигу, третья — сам подвиг, в основе которой «физиологическая способность русского воина к самопожертвованию» Ни одна армия мира этого не знала. Без рук, с гранатой во рту — это моряки Севастополя!
Готовность к защите, патриотизм, гражданственность чувств и поступков. Это наследство – наше самое высокое и драгоценное достояние! Не растерять бы в суровых буднях, не «заболтать» в бесконечных дискуссиях, а бережно растить и укреплять – задача всех патриотических сил России. И здесь искусству, литературе по праву принадлежит исключительная роль. Достаточно вспомнить Ольгу Бергольц, которая в блокадном Ленинграде, в 1941году писала: «Я никогда так сильно не любила, Я никогда такой красивой не была», или Юлию Друнину: «Не знаю, где я нежности училась, об этом не расспрашивай меня, растут в степи солдатские могилы, идет в шинели молодость моя», К. Симонова «Жди меня и я вернусь..», С. Гудзенко «Нас не нужно жалеть ведь и мы б никого не жалели..» и многих выдающихся литераторов, чья поэзия военных лет вдохновляла советских солдат, вела в бой и метко разила врага.
Да возвеличится Россия Да сгинут наши имена! Четвертый урок заключается в том, защита своей Родины – это черта глубинного национального менталитета, это ценность нашей национальной традиции и основа национального самосознания. («Умом Россию не понять…)
5-й Урок – урок будущности как устремленность в счастливое будущее, как вера в идеал и мечту; как созидание будущего; как запрос на радостность бытия. Мы живем в эпоху, которая характеризуется с одной стороны ожиданием неминуемой катастрофы, с другой стороны прорывом в будущее – прорывом в новое качество жизни, Современные дети и молодежь, вписаны, с одной стороны, в человеческий мир – устойчивый, реальный, определенный. С другой стороны, именно дети и молодежь, как субъекты социального движения творят свой социальный мир (национальный, культурный) и себя в нем, т. е. являются его созидателями. И мир этот – принципиально новый и изначально многообразный.
«Образ России, страны, Родины, принадлежит к аксиосфере культуры, составляет ее ядро. Именно наличие этого ядра и образа и есть основание самоопределения личности, обеспечивающая ей, по выражению Д.С. Лихачева, «духовную оседлость, нравственную устойчивость, чувство ответственности перед тем, чему принадлежишь» События прошлого живут в настоящем, передаваясь в формах социальной памяти, дают духовные ориентиры для формирования образа будущего и определяют смыслы настоящего для каждого человека.
Так, в памяти многих поколений людей второй половины ХХ – второго десятилетия ХХI века Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства и противоборство в «холодной войне» являются образами мужества, самоотверженности, стойкости, самоотдачи и заботы о будущем страны. Необходимым условием социального прогресса является подготовка людей, которые получат возможность целенаправленно воздействовать на развитие общества для чего необходимо усилить гуманитарный аспект и разработать «Великую Теорию Воспитания» (А. и Б. Стругацкие) «… Через 100-200 лет действительно наступит время, когда – разработан, а теория воспитания, и с детства человека выращивают добрым и хорошим, а значит, мир постепенно населяют только добрые и хорошие люди, когда наконец будут реализованы вещи, казавшиеся разумными еще тысячелетия назад. Наша задача – помочь и детям, и родителям, и учителям создавать этот новый гуманный мир, находя источник единения, которым сегодня являются знания и понимание особенностей текущего момента и задач государственного строительства России.
Совместное участие в изучении и освоении колоссального ресурса – великой истории России, языка, этнографии, литературы, изучение родиноведения – все может стать спайкой всех граждан нашей страны. Историческое сознание – это способ настраивания чувств на духовность, с самого начала определяющий наше видение и наше восприятие традиции нашей собственной истории и иных миров и культур. Патриотизм является основой государственной идеологии (В. Путин). Действенная государственная идеология – это образ страны, Родины, в котором цели и стратегии совместного движения, ответственность за ее прошлое, настоящее и будущее. ЦЕЛЬ военно-патриотического воспитания молодежи — воспитание готовности к защите Отечества и адаптации в условиях военной службы. Готовность к защите Отечества мы рассматриваем как сложное личностное качество, которое формируется постепенно, как в общем потоке учебно-воспитательного процесса, так и в процессе военно-патриотического воспитания в школе (Н. М. Конжиев).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ по эффективности воспитательной деятельности в новых условиях и с новыми детьми: – осуществление нравственной, физической, технической и военной подготовки школьников – будущих защитников Родины; – создание военно-патриотических медиа-программ, имеющих целью героизацию образа защитника Отечества; – внедрение в учебный процесс (учебные сборы) современных обучающих технологий, игровых методов (пейнтбол, мультимедийные тиры); – изучение подвигов чудо-богатырей, которыми восхищалась Европа и гордилось Отечество. А.А. Брусилов писал «… всемирно известные полководцы небыли только мастерами стратегии и тактики. Нет, они знали и дорогу к сердцу своих солдат, своей армии. Такими были, например, Суворов, Кутузов…» И, если сегодня эти УРОКИ будут попираться или будут забыты, то возникают те проблемы, которые мы наблюдаем у своих соседей. Нас сегодня не 146 млн, а намного больше: с нами — русские ближнего и дальнего Зарубежья, снами Православный Мир, с нами наши Святые, Герои, Новомученники российские, «наши Павшие как часовые», с нами наша Земля, а «земля — это наша душа, сапогами не вытоптать душу!»
Завершая свое выступление строками из стихов Николая Гумилева («Молитва мастеров»): Что создадим мы впредь, на это власть Господня, Но что мы создали, то снами и сегодня. Как сказал главный герой фильма «В бой идут одни старики»: «БУДЕМ ЖИТЬ!» я добавлю сегодня: «БУДЕМ РАДОСТНО ЖИТЬ!». «ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА»– своеобразная дорожная карта, путеводитель воспитания Человека, ответственного за сохранение, бережение и преобразование Дома, Земли, Родины. Учебник разрабатывается на основе принципа (синтеза) встречного движения наук о человеке — специалистами естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в содружестве ученых и практиков.
Он включает в себя мировозренческие, теоретические и технологические механизмы и программу деятельности возрождения, пробуждения патриотизма – естественного качества (явления, технологии, закона) взаимной помощи и содружества социальных групп, народов, государств, цивилизаций. Научно-методический комплекс построен на строгой научной основе, используя наработки различных научных дисциплин (географии, истории, философии, этнографии, культурологи, религоведческих дисциплин, экономики, филологии и др.) Теоретической основой, замыкающей и объединяющей широкий круг исследований, является общая педагогика (теория воспитания), которая требует динамичности от технологий, равновесия – от содержательных основ воспитания и организованности от государственнообщественных структур.
Основой объединения точек зрения, развиваемых разными дисциплинами и школами л является классическая традиция отечественной педагогической науки, которая начиная от К.Д Ушинского и до наших дней, состояла в стремлении познать явления и процессы, связанные с воспитанием гражданина и «верного сына Отечества» в их сложном взаимодействии и развитии. Эта традиция находит отражение в трудах современных академиков РАН В.А. Садовничего, академиков РАО Ю.П. Зинченко, Г.Н. Филонова, Е.В. Бондаревской, видящих в Человеке-Гражданине активный и могучий фактор и ресурс преобразования страны и мира, а в патриотизме – сложный механизм, благодаря которому осуществляется стремление и готовность к служению Отечеству и Человечеству. Междисциплинарный комплекс «ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА», разработанный Научно-методическим центром филиала МГУ в Севастополе, прошел апробацию в 15 школах г.Севастополя, согласование в Российской академии образования (Л.А. Вербицкая, Ю.П. Зинченко. Г.Н. Филонов), поддержку научных школ по гражданско-патриотическому воспитанию г. Волгограда (А.Н. Вырщиков), Санкт-Петербурга (Г.А. Бордовский,
А.Г. Козлова), г. Красноярска, (М.И. Шилова), г. Ростова-на-Дону (Е.В. Бондаревская), г. Москвы (В.П. Борисенков, Е.С. Сенявская). Курс «ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА», подготовленный с ориентацией на государственный образовательный стандарт высших учебных заведений, содержит необходимый объем знаний по теории, истории и технологии воспитания патриотизма, и, как показывает наш опыт, удачно встраивается в систему гуманитарных, социально-экономических и общих психолого-педагогических дисциплин.
«ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА» – продолжение курса «Севастополеведение», где главный акцент сделан на воспитание Личностью Личностей – героев, подвижников, созидателей. Методика подчеркивает необходимость возвращения к духовной сущности учительского труда. «ПЯТЬ УРОКОВ ПАТРИОТИЗМА» – естественная составляющая проекта МГУ им. М.В. Ломоносова «НОЕВ КОВЧЕГ», ибо сохранение духовно-интеллектуального ядра нации – задача цивилизационная. Подготовка Человека, способного сберечь, понять и сохранить = биологическое разнообразие и выстроить с ним взаимоотношения – это объект научного и практического изучения.
Литература: 1. Достоевский Ф.М. Ряд статей о русской литературе//Искания и размышления. – М.,1983. С. 80 – 83 2. Интервью с Б. Стругацким // Блокнот агитатора. Л., 1987 № 14. Цитата по Стругацким А. и Б. Собр. Соч. в 11 Т. 2007. Т.11. – С. 409-414. 3. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретикометодологические и прикладные основы: Монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов и др.; Под общ. ред. С.В. Дармодехина и А.К. Быкова. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. 4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010. 5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. 6. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика: научное издание / Под общ. ред. А.К. Быкова и А.Н. Вырщикова.- М.: Роспатриотцентр; Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. 7. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Дубинина Н.Н. кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, старший преподаватель кафедры психологии Филиала МГУ в г. Севастополе, испол. директор Ассоциациии научных школ и исследователей патриотического и гражданского воспитания