Как русский коллекционер победил Лувр, и на какой московской выставке можно увидеть настоящий модерн
Выставка называется "Модерн в русской иконе", но, пожалуй, ее главный экспонат - живописное полотно Михаила Нестерова "Всадники". По размерам оно несравнимо с поленовским "Христос и Грешница" или с ивановским "Явление Христа народу", но по своему психологизму и драматизму - это безусловный шедевр. Три всадника на белых конях на фоне заснеженного поля и мощных башен древнего монастыря замерли в своем полете - развивающиеся на ветру черные рясы, клубящаяся снежная пыль под копытами. Кажется, что кони будто бы из этого снега и сотканы. Ликов всадников не видно, но понятно, что это монахи, головы их венчают яркие нимбы - будто три солнца. Как рассказывают в Музее имени Рублева, здесь Нестеров изобразил одно из преданий времен осады Троице-Сергиева монастыря, что в Сергиевом Посаде. Когда литовцы и поляки из кожи вон лезли, чтоб одолеть обитель, мимо них вдруг промчались трое в монашеском облачении, догнать их погоня не смогла. Произведение богато на аллюзии - это и гоголевская тройка, и рублевская "Троица", которая, кстати, в стенах этого монастыря и написана, и житийные клейма с древних икон, посвященных Сергию Радонежскому. Не картина, а портал в Святую Русь.