Мир в лицах: к востоку от Урала
Савванна Туприна, долганка, Республика Саха (Якутия). 18 лет. Поступила в Институт нефти и газа в Красноярске, но мечтает вернуться домой, в поселок Саскылаах. Фото: Александр Химушин
Дядя Сережа. Отшельник, жил в поселке Красное Хабаровского края. Себя называл наполовину нивхом, но односельчане утверждают, что он был нанайцем.
Работа над проектом привела меня в Сибирь – регион, где живут представители 41 коренного и малочисленного народа. Более чем за полгода автомобильного путешествия по Сибири (я проехал в общей сложности около 25 тысяч километров) мне удалось побывать только у половины из них. В ближайшие месяцы я планирую эту часть работы завершить.
Диана Кирчанова, уйльта, Сахалинская область. 10 лет. Недавно переехала с мамой из поселка Вал в город Корсаков.
Ина Акунка, ороч, Хабаровский край. 63 года. Заведует центром орочской культуры в поселке Заветы Ильича.-
Мария Юшкова, юкагирка, Республика Саха (Якутия). 18 лет. Учится в Благовещенске в Амурском государственном университете на лингвиста, но хочет вернуться на малую родину, в поселок Андрюшкино.
-
Анастасия Кучекта, ульчи, Хабаровский край. 8 лет. В родном селе Булава в Школе искусств Настя изучает язык, танцы и орнамент ульчей, а с мамой занимается резьбой по бересте и обработкой рыбьей кожи.
Мы живем в особую эпоху: за какие-то 50−70 лет глобализация разрушила то, что существовало тысячелетиями. Мир превращается в один огромный мегаполис. Забываются традиции, меняется уклад жизни, исчезают языки и целые народы. Проехав по Сибири, я видел разное. Там, где коренное население составляет большинство, например в Республике Бурятия и Республике Саха (Якутия), происходит небывалый рост национального самосознания. Традиции и национальная культура возрождаются, люди охотно учат родной язык.
-
Максим Заксор, нанаец, село Верхний Нерген, Хабаровский край. 14 лет. Мечтает стать геологом.
-
Сергей Суляндзига, удэгеец, село Красный Яр, Приморский край. 56 лет. Летом ходит по сопкам на корневку — ищет корень женьшеня.
-
Макар Курилов, юкагир, Республика Саха (Якутия). 59 лет. Потомственный оленевод. Сам сочиняет и поет песни на юкагирском языке. Долгое время занимался с детьми — учил их национальным песням и танцам.
-
Александр Дечули, ульчи, Хабаровский край. 59 лет. Работает сторожем в национальном культурном центре в селе Булава. С детства увлекается зимней подледной рыбалкой.
Ситуация же с малочисленными народами гораздо менее радужная. Где-то от прежде процветавшего коренного населения осталась лишь пара сотен или даже десятков человек. Молодое поколение не знает родного языка, забываются традиции и обычаи. «Уже восемь лет как в мире не осталось ни одного человека, который говорил бы на нашем языке», — призналась мне героиня этой публикации, ороч Ина Фоминична Акунка. Очень грустно наблюдать такое. Поэтому я считаю своим долгом добраться до всех малых народов, собрать по крупицам то немногое, что еще осталось от традиционных жилищ, костюма, сфотографировать стариков, которых, к сожалению, совсем скоро не станет. Многих тревожит исчезновение редких видов животных (и это, несомненно, большая проблема), однако мало кто задумывается, что у нас на глазах исчезают целые народы. Надеюсь, благодаря моему проекту в мире узнают об этих людях и их культуре.