Нет повести печальнее на свете: краснодарскому зрителю показали стереодраму «Ромео и Джульетта»
Шекспир актуален во все времена
Абсолютно все постановщики по-своему интерпретируют знаменитую трагедию английского классика, на то они и творцы. Одни режиссеры в юных героях пытаются найти идеальную сущность, полагая, что они не созданы для этого жестокого мира, другие видят их жертвами собственных страстей — в назидание тем, кто идет против воли своих родителей и традиций. Англичане и итальянцы, кстати, до сих пор не устают спорить о преобладании английского или итальянского духа в пьесе, совсем как Монтекки и Капулетти.
Казалось бы, простая на первый взгляд тема незрелой любви двух молодых людей понятна. Мы воспринимаем эту историю как гротеск, который просто невозможен в наше время. Но почему-то страсти по Шекспиру кипят вот уже 500 лет, а влюбленные со всего света специально приезжают в Верону к маленькому «домику» Джульетты, заросшему мягким мхом, чтобы рассказать ей о своих чувствах и попросить помощи.
Режиссеры ищут все новые и новые подходы. Спектакль «Ромео и Джульетта» во всем мире пользуется спросом у зрителя. Возможно потому, как говорил великий Гете, что «все пьесы Шекспира вращаются вокруг скрытой точки, где вся своеобычность нашего Я и дерзновенная свобода нашей воли сталкиваются с неизбежным ходом целого».
Интересно
Первые постановки трагедии, начиная с 1595 года, были крайне популярны в Англии. Спектакли шли непрерывно, пока в 1642 году их не запретил пуританский парламент. В 1660 они были возобновлены и проходили с грандиозным успехом.
Столкновение двух эпох
Что мы увидели в краснодарском театре драмы? Безусловно, интеллектуальную и на первый взгляд сложную для восприятия постановку. Минимум декораций, контраст костюмов, смелое сочетание музыки Прокофьева и современных треков, знакомых актеров, перевоплотившихся в героев шекспировской трагедии. Здесь нужно думать, сопоставлять и наслаждаться искусством — режиссер Константин Солдатов дает зрителю полный карт-бланш, готовых ответов на вопросы не будет.
Самое главное — это тема столкновения, которую Солдатов делает ключевой. Он показывает не просто два клана — Монтекки и Капулетти, — но и две эпохи на одной сцене. Зачем?
— Моя задача — столкнуть, а дело зрителя — расшифровать, интерпретировать. Мы все интерпретаторы. Два человека видят одно и то же, но каждый по-своему воспринимает увиденное,
— говорит режиссер.
Уже к середине первого акта мы видим, что за минувшие полвека мало что изменилось, пожалуй, только мода, стиль жизни и нравы. Взрослые по сей день конфликтуют и выясняют отношения, а детям очень сложно стать по-настоящему счастливыми, не огорчив при этом родителей. Мастера не пугает чувство безысходности, которое может посетить зрителя, напротив, он считает, что вся палитра человеческих чувств — прекрасна и чувство безысходности не хуже и не страшнее других.
— Я считаю, что пьеса и сегодня актуальна. Меня цепляет эта история по-прежнему, так же, как и 500 лет назад она цепляла людей, — признается Солдатов. — Кто-то называет это роком, кто-то судьбой, но мне кажется, что это какая-то определенная закономерность. Потому что когда два хрупких сердца пытаются быть вместе, они не могут противостоять огромной машине, этой системе. Это неподвластно двум маленьким людям.
Справка
Константин Солдатов окончил актерский факультет ГИТИСа (РАТИ) в 2001 г. (мастерская профессора Д. Ливнева); режиссерский факультет ГИТИСа (РАТИ) в 2008 г. (мастерская профессора И. Райхельгауза). С 2021-го — художественный руководитель Мирнинского театра, г. Мирный, Республика Саха (Якутия).
Статью подготовила Анна Климанц