Своими глазами: Уникальные находки народного депутата Якутии
18 мая отмечается Международный День музеев. Нерюнгринскому району в этом плане есть, чем гордиться. В городе Нерюнгри сразу два музея: государственный Музей истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова и частный исторический музей Александра Кошукова, известный уже далеко за пределами Якутии.
Свою уникальную коллекцию, положившую начало музею, народный депутат Якутии собирает более двадцати лет. Сейчас в этом музее более пяти тысяч экспонатов. Даты их происхождения – начиная с каменного века и заканчивая современной историей.
«В музее немало уникальных экспонатов, которых нет ни в одном музее мира. Особую ценность для нас представляют экспонаты, связанные с историей Якутии, историей Нерюнгринского района. К сожалению, новых находок с каждым годом все меньше, но всё равно мы ищем их и находим. В музее нет определенного узкого направления, и мы не провозглашаем какой-либо его концепции. Мы стараемся приобретать для него все редкие, уникальные, интересные для людей предметы. Именно благодаря отсутствию узкой специализации, каждый посетитель нашего музея находит для себя тут что-то своё, личное. Как показывают практика посещений и рассказы о впечатлениях наших гостей, такой музей интересен людям любого возраста, любого круга интересов, уровня образования, и каждый человек находит здесь что-нибудь своё, интересное именно ему», — рассказывает собиратель коллекции, основатель и хранитель музея Александр Кошуков.
Пять тысяч артефактов – это достаточно большое количество, которое, конечно, невозможно разместить в одной комнате гостиницы «Тимптон» площадью 40 квадратных метров. Когда в 2018 году музей Кошукова организовывал посвященную Дню Победы выставку на площадях находящегося в соседнем здании Музея истории освоения Южной Якутии, то всего 200 экспонатов заняли примерно 150 квадратных метров — весь первый этаж этого немаленького музея. Что же говорить о пяти тысячах? Александр Кошуков в шутку отмечает, что его музей больше похож на склад. В любой штуке только доля шутки. Большинство из пяти тысяч экспонатов хранится в запасниках. Чтобы показывать как можно больше посетителям, в музее часто приходится менять экспозицию, заменяя одни экспонаты на другие.
Кроме того, артефактов действительно прибавляется. Поэтому, приходя в музей в очередной раз, постоянные посетители каждый раз видят несколько новую, постоянно изменяющуюся, картину. Накануне нынешнего Международного Дня музеев выставка также немного поменялась. Появились новые интересные экспонаты, из запасников достали старые артефакты, ещё не выставлявшиеся.
Во-первых, заметно прибавилось предметов, связанных со старинным оружием. Недавно в Алании была найдена свернутая кольчуга, которой две тысячи лет. Вес кольчуги – около 6 килограмм. Сверху и внутри неё находятся сохранившиеся остатки мешковины. Возможно, если просветить кольчугу рентгеновскими лучами, внутри можно найти что-то еще. Найденный рядом с кольчугой римский короткий меч позволяет предположить, что древние римляне в стремлении расширить территорию империи могли добраться до Алании.
В той же коллекции – около десятка скифских бронзовых мечей, позеленевших от времени. Два кинжала – представители киммерийской культуры Северного Причерноморья (8-6 век до нашей эры). Топоры каменного века. 20-сантиметровый топор для пробивания кольчуги. Наконечник для старинного копья. Очень хорошо сохранившийся шлем викинга, найденный, как ни странно, на территории России. Немецкий средневековый рыцарский меч, изготовленный около 400 лет назад. Кинжал и стилет 19-го века. Шпага французского офицера – участника Отечественной войны 1812 года. Собранный в одном месте, этот арсенал производит неизгладимое впечатление.
Абсолютно новый артефакт – два турецких карамультука (длинных ружья) и две сабли 1852 года, поднятые со дна Черного моря недалеко от берегов Крыма. Этот арсенал находился на затонувшем корабле, затем оказался на морском дне, где ружья, упакованные в сверток вместе с саблями, вросли в камни, пролежав в таком виде 170 лет, пока не были найдены поисковиками, после чего оказались в музее в Нерюнгри. Благодаря обрастанию камнями, деревянные приклады практически сохранились.
Много новых экспонатов, относящихся к оружию ХХ века. Естественно, эти экспонаты лишены боевых свойств и уже не являются оружием как таковым. Тем не менее, создать точное представление о видах вооружений столетней давности они помогают. Есть капсюльные, кремниевые, шпилечные пистолеты и ружья разных эпох. Двух-, трех- и четырехствольные пистолеты. Маузеры, простреленный в одном месте немецкий миномет. Окопный нож начала ХХ века, времен первой мировой войны. Есть русские охотничьи ножи, в том числе тот, с которым ходили на медведя. Трофеи времен второй мировой войны, в том числе редкий наградной кинжал (таких в Германии 1934 года было выпущено всего одна тысяча штук) с подписью одного из фашистских главарей — Гиммлера. Такими кинжалами награждали офицеров СС, принимавших участие в так называемой «Ночи длинных ножей» — уничтожении гитлеровцами своих политических противников. Трофей был захвачен советским солдатом у кого-то из фашистов, и был переделан им под нож разведчика.
Во-вторых, в музее Александра Кошукова, наконец-то, выставлена коллекция картин. Часть из них раньше были в запасниках, много новых картин. Академическая живопись, портреты, пейзажи, натюрморты. Есть картины неизвестных художников. Авторские копии, которые делали сами авторы по чьему-либо заказу.
Вот, например, знаменитая картина известного художника Харитона Платонова (1842 – 1907), русского жанрового живописца, академика Императорской Академии художеств. Излюбленный сюжет Харитона Платонова — типы молодых девушек с выражением элегического настроения. Картина «Наймичка», которая была написана им в 1886 году, хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Второй вариант той же картины, написанный в 1889 году – в музее Александра Кошукова в Нерюнгри.
Картины русского живописца Константина Коровина (1861 – 1939), русского жанрового живописца, академика Императорской Академии художеств Алексаандр Морозов (1835—1904), народного художника Якутской АССР Михаила Носова (1887—1960). Здесь в музее есть книга о Носове с большинством его картин. Неизвестные итальянские художники 17-го века. Русские портреты.
Картина 1915 года «Побег из Монастыря» русского архитектора и художника-акварелиста Карла Гефтлера (1853-1918). Пейзаж русского и советского Николая Крымова (1884 — 1958). Каждая картина – отдельная история, заставляющая любознательного посетителя заинтересоваться историей картины, биографией художника и многими другими вещами.
Изюминки коллекции – картина Марка Шагала, посвященная Гоголю, и рисунок акварелью Сальвадора Дали. Известно, что в последние годы жизни уже всемирно известный, очень богатый и не менее чудаковатый художник, как правило, не платил, обедая в кафе и ресторанах, а рассчитывался с официантами своими рисунками, которые те, впрочем, охотно принимали, зная их цену. Один из таких рисунков из Каталонии добрался до далекого Нерюнгри.
В-третьих, на обновленной выставке можно увидеть коллекцию дореволюционных будильников. Многие из них до сих пор находятся в рабочем состоянии, что в очередной раз подчеркивает высокое мастерство часовых дел мастеров царской России. Даже те будильники, которые сейчас не действуют, возможно, еще сумеет отремонтировать хороший мастер. Такие артефакты, которые в наше время находят, как правило, в домашних вещах и семейных реликвиях, могут многое рассказать о технике и технологиях России 20-летней давности.
В-четвертых, есть несколько новых уникальных экземпляров ритуальных и спортивных кубков. Уникальны они потому, что сделаны в единственном экземпляре и таких экспонатов не найти больше нигде в мире. К таким экспонатам относится, например, чорон, на котором изображены главные герои гражданкой войны, родившиеся и защищавшие советскую власть в Якутии. Выдающийся якутский косторез Т.В. Аммосов сделал два таких чорона с героями, один из бивня мамонта, второй керамический в музее Александра Кошукова. Этими произведениями автор как бы демонстрирует возможность использования древней формы и орнаментов в искусстве нового советского времени.
В 1945 году в качестве одного из трофеев из побежденной Германии советские воины-победители вывезли эксклюзивный серебряный кубок весом 500 грамм. Хранить дома дорогие серебряные кубки, и прочие драгоценности, в советское время было не принято. Кубок стал переходящим призом комитета по физкультуре и спорту и вручался за победы в спартакиадах. Например, в 1952 году этот трофей выиграла вторая команда Якутска.
Кубок поменьше попал в Якутию из Филадельфии. В 1959 году состоявшийся в этом городе матч по легкой атлетике СССР – США (в то время такие состязания были вполне традиционными) окончился победой советских спортсменов со счетом 175 : 167. Матч вошел в историю забегом на 10 000 метров 18 июля, во время которого американский спортсмен Боб Сот оказался на грани смерти из-за обезвоживания, вызванного 33-34-градусной жарой и высокой влажностью. Из участников забега только Алексей Десятчиков остался после финиша на ногах, хотя и он, по словам свидетелей, был весь чёрный; других спортсменов отвезли со стадиона в реанимационное отделение. Кадры этого забега вошли в знаменитый фильм 1970 года Элема Климова «Спорт, спорт, спорт».
Еще один кубок в коллекции – немецкий — был вручен за футбольные соревнования. Закончить разговор о спортивной коллекции в музее Александра Кошукова можно упоминанием о двух факелах, которые несли спортсмены при открытии летней Олимпиады 1980 года в Москве, и зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Такие факелы тоже здесь есть.
В-пятых, что касается, экспонатов, касающихся Якутии, в музее Александр Кошуков появилась полная коллекция знаменитого «Словаря якутского языка» Эдуарда Пекарского. Над этим трудом известный ученый работал пятьдесят лет. Словарь, по словам профессора Марка Азадовского, стал «подлинно грандиозным сооружением, величественным памятником, своеобразной энциклопедией быта и культуры якутского народа, одним из капитальнейших произведений мировой лингвистики».
Польский ученый Эдуард Карлович Пекарский за участие в революционном движении и пропаганду народнических идей в 1881 году был сослан в Якутию на 15 лет. Якутско-русский словарь Пекарский составлял сначала с чисто практической целью, но затем работал над ним до конца жизни. К 1887 году Пекарский собрал 7 тысяч якутских слов, через 11 лет — 20 тысяч, а к 1930-му — 25 тысяч слов. По настоянию Академии наук в 1905 году Пекарскому был разрешен переезд в Петербург для продолжения работы над словарем. До Октябрьской революции было издано пять выпусков словаря. С 1925 года издание словаря было продолжено на деньги правительства Якутии. В 1930 году вышел последний 13-й выпуск. Теперь все эти выпуски есть в коллекции Александра Кошукова.
«У нас нет каких-то конкретных задач и намерений по приобретению тех или иных экспонатов музей. Это постоянная работа, которая ведется планомерно, в зависимости от существующего предложения. Мы отслеживаем то, что можно купить. Наши возможности и намерения серьезно сдерживает отсутствие свободных площадей для размещения экспонатов. Чтобы разместить все пять тысяч экземпляров, необходимо около 2 тысяч метров. У нас музей занимает всего 40 метров. Хотя мы, конечно, стараемся показать всем желающим всё, что касается нашего города и республики и всё, что интересно людям. Разумеется, это делаем бесплатно», — рассказывает основатель, собиратель и хранитель музея, народный депутат Якутии Александр Кошуков.
Поздравляем всех, кто причастен к благородному музейному делу с Международным День музеев и желаем новых успехов!