Кино на вылет? Почему государство на кинорынке работает себе в убыток?
Общим местом стало упоминание, что во времена СССР киноиндустрия стояла на втором месте по прибыльности после ликероводочного комплекса. По 40 – 60 миллионов зрителей собирали кассовые комедии Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Георгия Данелии. Сейчас, конечно, и время другое – интернет многим заменил если не всё, то почти всё. В том числе, и поход в кинотеатр. За минувший год реальных, а не виртуальных зрителей отечественных картин набралось 7,5 миллионов человек. По сравнению с прошлыми достижениями – результат мизерный. В топ-листе за последние годы по кассовым сборам – голливудские блокбастеры («Аватар» – 120 млн $, «Пираты Карибского моря» – 63,5 млн $). К ним попытались приблизиться наши «Движение вверх» (54 млн $) и «Сталинград» (52 млн $). Но на этом список российских киноуспехов (если считать кассовый сбор таковым) практически заканчивается. С 2012 года Фонд кино в общей сложности выделил на съемки около 41 миллиарда рублей финансирования.
Фото: кадр из фильма «Матильда» (2017), режиссер Алексей Учитель
За это время окупилось только 19 картин, 141 – в убытке. Яркий, во всех смыслах этого слова, проект Алексея Учителя «Матильда» тому пример. Господдержка – 280 миллионов рублей, весь бюджет – 1,5 миллиарда, в прокате собрано только 537 миллионов. «Не помогла» даже мощная антипиар-кампания. В должниках у Минкульта множество студий. Пока их суммарный безвозвратный долг около 750 миллионов рублей. По этому году статистика сохраняется – «в плюсе» только 8 фильмов из более чем полусотни. Лидеров так мало, что можно их всех перечислить поименно – «Т-34», «Бабушка легкого поведения 2», «Миллиард», «Любовницы», «Трезвый водитель», «Давай разведемся!», «Верность» и «Балканский рубеж». Надо отдать должное профильному министерству – теперь оно позволяет контролировать и следить за расходами на кинопроизводство. В конце концов, это деньги налогоплательщиков, и они должны «голосовать рублем» не только в кинотеатрах. Минкульт открыл базу данных ЕАИС (Единая автоматизированная система сведений о показе фильмов в кинозалах). На сайте практически в режиме реального времени можно отслеживать все успехи и провалы отечественного кинематографа.
«Конечно, публикация данных о государственной финансовой поддержке кинопроектов — большой шаг вперед в обеспечении прозрачности использования средств налогоплательщиков, но даже беглый анализ этих данных порождает новые вопросы к механизмам выделения этих средств. С одной стороны, глядя на результаты лидеров рейтинга, задаюсь вопросом: почему система выделения безвозвратных средств не предусматривает возврата этих «безвозвратных» средств при получении проектом значительного результата?»
Олег Березин, генеральный директор студии «Невафильм»
Фото: кадр из фильма «Союза спасения» (2019), режиссер Андрей Кравчук
Каждый из предполагаемых блокбастеров кроме государственной поддержки, как правило, имеет еще и надежный якорь в виде со-спонсорства одного из федеральных каналов. Это и открытая реклама, и информационные сюжеты о съемках, показах. Но даже такая «подушка безопасности» не всегда выручает. Масштабная премьера «Союза спасения» тому подтверждение. Новая киноэпопея в первые дни проката с разгромным счетом уступила комедийному «Холопу». Декабристы из «Союза спасения» собрали пока 125 миллионов рублей выручки, а развеселый «холоп-попаданец» заработал 323 миллиона. Возможно, дело в том, что зритель просто устал от навязчивых попыток погрузить его в «ушедшую натуру»? И если воспринимает такие попытки, то легкие и не очень навязчивые?
«Это вообще огромная проблема — что за ревизией прошлого, за воскрешением мёртвых российские кинематографисты банально забывают о крепком сценарии, вдумчивой игре актёров, свежей картинке и прочих важных вещах, за которые мы во многом и любим кино. Сейчас же нам зачастую подсовывают пересказ уже случившихся событий, но в новой трактовке. Вот только «новизна» её напрямую зависит от желания заказчика и конъюнктуры нынешнего времени»
Платон Беседин, писатель, критик
В «патриотическом» кино-сегменте тоже не все удачно. «Т-34» к аудитории приехал удачно, а вот «Ржев», как выражаются сегодня, «не зашел». Не очень хороши и показатели драматичного «Француза». Такое впечатление, что зритель устал от бесконечных экранных исторических переосмыслений и реминисценций.
«Однако год 2019-й показал: зритель устал от того, что ему снова и снова пихают просроченный кисель, который выдают за актуальную панакоту. Да сколько можно уже? О Харламове сняли — теперь о Яшине надо кино? И так по всем историческим событиям пройдёмся?»
Платон Беседин, писатель, критик
Фото: кадр из фильма «Холоп» (2019), режиссер Клим Шипенко
Тем не менее, последний уик-энд 2019 показал неплохие кино-результаты. Предновогодняя выручка кинотеатров составила 950 миллионов рублей. В лидерах - комедийный «Холоп», но на втором месте проблемный «Союз спасения». Посмотрим, как покажут себя отечественные кинопроизводители в этом году. Тем более начался он масштабно. Накануне на экраны вышел давно ожидаемый многими фильм – «Вторжение» от режиссера Федора Бондарчука. Сиквел научно-фантастического «Притяжения» стал эффектнее своего предшественника. Здесь ещё больше спецэффектов, да и градус эмоционального напряжения на экране заметно вырос. Посмотрим, заплатят ли зрители за дорогой аттракцион и наверное поймем, где баланс между желанием зрелищ и пищи для ума.
Михаил Михайлов, «Вместе-РФ»