Ускользающая красота
2025 — год змеи
Ползучие рептилии в искусстве – это таинственно, красиво и совсем не опасно.
Сходили в Рыбинский музей-заповедник Змеи мудры, невероятно красивы и завораживают своими плавными и стремительными движениями. Недаром их нередко изображали на живописных полотнах, гравюрах, в скульптурах.
В Рыбинском музее-заповеднике хранятся несколько любопытных произведений искусства, где запечатлены загадочные пресмыкающиеся. Их историю рассказывает научный сотрудник Любовь Красавина.
Мудрая воительница
В рыбинском музее-заповеднике змеи – настоящая редкость. Сотрудники нашли всего три произведения с изображением рептилий – гемму, старинную гравюру и декоративное блюдо. Все они были частью богатых коллекций русского и европейского искусства знатных дворян и помещиков из наших краев.
Тонкий профиль, гибкий стан. На миниатюрной гемме – резном украшении из ювелирного камня или раковины — красавица Афина. Богиня бесстрашно держит в руках извивающуюся змею.
— Это гипсовый слепок с работы живописца XVIII века Джованни Пихлера, сделанный веком позже итальянским мастером Джованни Либеротти. Вещица была частью коллекции дворян Мусиных-Пушкиных в усадьбе Борисоглеб Мологского уезда, — рассказывает сотрудник музея Любовь Красавина.
Предположительно прототипом работы Пихлера стала знаменитая бронзовая статуя Афины из Пирея, датированная серединой 4 века до нашей эры, которая украшает Археологический музей Афин.
Древнегреческая богиня мудрости и справедливой войны, входившая в число двенадцати великих олимпийских богов, не зря держит в руках змею и сову. Она была покровительницей рептилий. Геродот писал, что в храме Афины жила огромная змея – страж акрополя.
Истоки мудрости олимпийской девы были в ее прирожденной тесной связи с силами земли и подземного царства, сотворившими чудовищ и богов.
— Ее образ восходит к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени – прообраз олимпийской Афины. В данном случае змея олицетворяет мудрость и бдительность, которыми была наделена богиня Олимпа, — говорит Любовь Красавина.
С момента передачи в фонды музея-заповедника гемма со змеей и богиней ни разу не выставлялась перед широкой аудиторией. Тем интереснее разглядывать это необычное произведение искусства, где рептилия является оплотом мудрости и силы. Страстная рептилия
В искусстве часто изображают змей и в любовных делах. На старинной гравюре неизвестного мастера, хранящейся в музее в Рыбинске, древнегреческий бог Эрос погоняет парочку запряженных в колесницу рептилий.
Этот экспонат попал в фонды музея из собрания дворян Михалковых в имении Петровском Рыбинского уезда.
Безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле, не зря разъезжает со змеями.
На островах Крит и Кипр змея издавна олицетворяла плодородие, была фаллическим символом, иногда изображалась обвившейся вокруг яйца — символа жизненной силы. А еще она символизировала страсти, придающие витальность мужскому и женскому началу.
— В Риме змеи неразрывно ассоциировались с богами-спасителями и божествами плодородия и целительства, — говорит Красавина.
Вот такая в былинах и легендах змея страстная натура. Хотя в жизни это холоднокровное существо. Bon appetit, змейка
Старинное овальное декоративное блюдо с плоским дном и широким отогнутым бортом, на котором также изображены змеи, неоднократно экспонировалось на тематических выставках Рыбинского музея-заповедника.
С точки зрения современного человека оно выглядит необычно – персонажи, которые на нем изображены, далеки от идеалов красоты.
— На экспонат нанесен рельефный декор в стиле terres rustiques figulines: на зеркале – змея, четыре крупные рыбы, по борту – три ящерицы, три змеи, две лягушки, два жука и стрекоза на фоне болотных трав и цветов. Основные цвета росписи – серый, коричневый различных оттенков, зеленый, фиолетовый, беловато-охристый, желтый. Оборотная сторона покрыта «брызгами» синего, зеленовато-коричневого и красновато-фиолетового цветов по светлому фону, — рассказывает Любовь Красавина.
В 1933 году эту вещицу передали в Рыбинск из Эрмитажа.
Создал ее выдающийся французский ученый-естествоиспытатель, художник эпохи Ренессанса, «один из самых необычных и противоречивых в своем творчестве мастеров» Бернар Палисси. Мастер известен тем, что придумал украшать свои работы рельефными изображениями мелких животных и растений, используя в качестве моделей насекомых, земноводных, рептилий, рыб.
Способ, который использовал Палисси, довольно варварский. Вначале на блюде из латуни он создавал натюрморт из настоящих растений и усыпленных животных, затем заливал его гипсом. Высохший слепок он заполнял глиной и обжигал. Затем покрывал эмалью и вновь отправлял в печь. Полученные таким образом рельефные изображения живых существ были очень похожи на настоящие. Благодаря изумительным прозрачным эмалям создавалось впечатление, что керамические лягушки и змеи полны жизни и двигаются под слоем воды.
Блюда Палисси интересно рассматривать, хотя изображенные на них существа у некоторых особо впечатлительных могут вызвать отвращение и брезгливость. Интересно, чем руководствовался мастер, выбирая таких необычных персонажей для своих работ? Ответа на этот вопрос искусствоведы не знают. Но именно произведения принесли художнику славу и признание.
Работы Палисси украшают коллекции известных музеев мира, они хранятся в Эрмитаже, усадьбе Кусково и, что особенно приятно, в нашем музее-заповеднике.