Новости Ростова-на-Дону
Мы в Telegram
Добавить новость
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013 Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015 Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

ИНТЕРВЬЮ: Протодиакон АНДРЕЙ КУРАЕВ (род. 15 февраля 1963 г.) о сути своего служения, значении диаконского сана и возможностях апелляции на его «лишение». Часть первая

0 4
ИНТЕРВЬЮ: Протодиакон АНДРЕЙ КУРАЕВ (род. 15 февраля 1963 г.) о сути своего служения, значении диаконского сана и возможностях апелляции на его «лишение». Часть первая
Каких-то двадцать лет назад вообразить подобное было невозможно. Если представлять РПЦ МП в лицах, то диакон Андрей Кураев был, пожалуй, самым ярким и самым узнаваемым ее лицом. Он был «козырем» для иерархии РПЦ МП, которая говорила о нем и с гордостью, и с теплом, референтом покойного патриарха Алексия и автором зачитанных до дыр книг о Церкви, собирал полные залы на свои лекции в любой православной стране постсоветского пространства. Сегодня он запрещен в служении и (предварительно) извержен из сана. Когда записывалось это интервью, в руководстве РПЦ МП серьезно заговорили о возможности его «отлучения от церкви», а его почитатели вне России серьезно опасаются за жизнь о. Андрея. Что так радикально изменилось за эти годы? Почему стал гонимым главный популяризатор РПЦ, честный «целибат» и преданный ей клирик? Что с ним будет дальше? И что будет дальше с церковью, к которой он принадлежит? Об этом с отцом Андреем поговорили журналисты «Религиозной правды». Они любезно предоставили Порталу «Credo.Press» право опубликовать версию интервью на русском языке. ПРЕВРАТИТЬ МЕНЯ В АНДРЕЯ ТКАЧЕВА НЕ ПОЛУЧИТСЯ — Отец Андрей, я так понимаю, что вы сейчас в ожидании ответа на свою апелляцию патриарху. И ситуация выглядит так, что вы решили как бы пройти до конца отечественную процедуру церковного правосудия, а потом принимать решение, обращаться ли во Вселенский патриархат. Есть ли какие-то подвижки со стороны священноначалия, шаги навстречу, признаки, что они готовы как-то изменить ситуацию? — Пока я лишь теоретически размышляю о том, какие возможности у меня еще остались. Первый и самый серьезный выбор – между «послушанием» и, скажем так, чем-то другим. «Послушание», к которому меня с разной интонацией призывают и друзья, и недруги – это хорошо знакомый по советским временам призыв «разоружиться перед партией». То есть сначала стоя наедине перед лицом церковного начальника, а потом еще и публично сказать: «Виноват, признаю свою вину, я больше так не буду, прошу меня простить, впредь я буду постить в своем журнале только котиков с иконками, а ругать стану только загнивший Запад и сектантов. Еще буду говорить «паки-и-паки» и воспроизводить официальную точку зрения». То есть я должен обещать превратиться в лапочку и в очередного репликатора церковного официоза. Честно говоря, этот вариант как-то меня не привлекает. Трудящихся в этом амплуа у нас более чем достаточно. И мое присоединение к этому хору ни на терцию не улучшит его звучание. Я не вижу никакой пользы именно для церкви и для людей в таком своем предполагаемом изменении. Те, кто меня уже ненавидят, из-за этого разворота отнюдь не полюбят. Те, кто еще уважают меня, получат повод относиться ко мне с презрением. — Как вы восприняли слова митрополита Илариона (Алфеева) о вероятности отлучения вас от Церкви? — Один белорусский оппозиционер накануне своего ареста передал адвокату записку: «Если меня будут допрашивать без адвоката, и в его отсутствие я отрекусь от своих взглядов, имейте в виду: меня пытали». Слова митрополита Илариона (Алфеева) на государственном телеканале «Россия» с угрозой моего отлучения от церкви вполне равны психологической пытке. Ну и чего стоят перемены во взглядах, произведенные после демонстрации пыточного подвала инквизиции? Именно такая процедура была в протоколах инквизиции. Галилея не пытали, но ему так ненавязчиво показали зал пыток. — Ваших читателей такой вариант тоже не привлекает. А какой еще выбор? — Значит, выбор стоит между правом ходить по храму с кадилом и возможностью поступать по своей совести и убеждениям. Очень важно то, что я диакон, а не священник. У меня нет церковной семьи, я ни для кого не отец. Если я лишаюсь диаконского статуса, это моя личная проблема, это не затрагивает людей. Поэтому аргумент «промолчи ради своих прихожан» в моем случае не работает. И вообще само диаконское служение, наверное, переживается иначе, чем служение священника. — Как именно иначе? — Священник сам совершает литургию, а диакон, по большому счету, просто близкий свидетель Таинства. Один священник, долгие годы ходивший в диаконах, однажды сказал мне: «После долгих лет диаконской службы я думал, что меня трудно в алтаре чем-то удивить. Но когда я стал священником… Понимаешь, диакон у престола стоит буквально в одном шаге от священника. Но какой же огромной оказалась разница в переживании Литургии!» Поэтому у моих судей (епископов и священников) немножко разная шкала ценностей. Готов признать, что мне перепадают лишь «крупицы, падающие от трапезы господей» (Мф. 15,27). Но раз это так, то и размеры наших возможных потерь при лишении сана различны. Для меня «услужение» им, выражающееся в строго определенном наборе жестов и формул, не является высшей ценностью. Кроме того, в их мире сам чин, звание значат больше, чем человек. Без униформы эти люди очень часто оказываются просто совсем неинтересными. В их мире лишение священного сана — это полная социальная аннигиляция. Сан — это доступ к начальству земному и небесному, а также к ушам, умам и кошелькам «простых людей». Без этих опций бывший священник то же самое, что разорившийся бизнесмен или отставной чиновник. В глазах вчерашних своих друзей и почитателей он становится «бесполезным», его номер подлежит удалению из телефонных контактов. ДАЖЕ ПРИ СБРИТОЙ БОРОДЕ МОИ МОЗГИ И ЗНАНИЯ ОСТАЮТСЯ НА МЕСТЕ — А в вашем мире это не так? — В моем мире это не так. Даже при сбритой бороде мои мозги и знания остаются на месте. Это дает надежду на то, что для кого-то я буду интересен и в другой одежде. В моем мире сан — это благая дополнительная опция, которая помогала делать что-то более важное, чем перечисление поводов к молитве (это и есть ектения: «о том-то и этом помолимся»). Для меня сан был возможностью заниматься миссионерской работой, в которую я был влюблен. В 2003 году патриарший викарий архиепископ Арсений (Епифанов) приехал ко мне в храм на день моего 40-летия. И, вручая церковный орден, сказал: «По благословению святейшего патриарха Алексия отец Андрей имеет право служить в вашем храме в свободное от остальных послушаний время». Я понимал, что ради своей основной работы, проходящей вдали от алтаря, мне нужно быть внутри «духовного сословия». Но в сегодняшней России идентичность с одной из ветвей власти начинает натирать совесть. Сегодня я уже и сам не могу так беспроблемно, безболезненно и радостно отождествлять себя со столь обширной и разнообразной группой людей как духовенство. Тем более, что за эти 30 лет ее эволюция в целом шла совсем не в том направлении, в котором я видел «благо церкви». — Как бы вы сами охарактеризовали свой миссионерский профиль? — Моя миссионерская работа в основном состояла в том, чтобы сделать для людей вхождение в мир веры как можно менее травматичным. Это работа повитухи. Рождение – это боль, это травма даже при самом хорошем исходе. Это радикальная смена среды обитания ребенком. Есть травмы неизбежные и даже благие (перерезание пуповины или очень болезненное для малыша разлипание легких для первых вздохов). А есть травмы необязательные. Вот их число я и старался уменьшить. Я пояснял, что можно верить, и при этом не отрекаться от разума, от радости, от детей, от родителей, от знаний, от сказок, от человеческой приветливости к иноверцам и просто от культуры. Мой курс лекций в 90-е назывался «Техника религиозной безопасности». Да, там было много о сектах. Но уже к рубежу тысячелетий стало понятно, что в церковь мало придти; в церкви надо суметь еще выжить и суметь остаться в ней. Надо суметь сохраниться в своей человечности, а не превратиться в ритуального робота и в автоответчика, набитого «святоотеческими цитатами». Попасть в секту можно, даже числясь православным и паломничая по православным монастырям. И вот уже в 1997 году появляется первая моя книга с критикой современных церковных нестроений и настроений – «Оккультизм в православии». И представляете себе мою радость как миссионера, когда через год после ее выхода в Ростове-на-Дону ко мне подходит человек и говорит: «Я протестантский пастор. Я прочитал вот эту Вашу книгу и после этого полностью поменял свое отношение к православию. Оказывается, то, что я считал сутью церковной веры, это просто болезненный нарост, с которым борются сами православные богословы!» Церковь стала массовой. Она стала тем самым школьным бассейном с двумя трубами: одни люди в нее втекали, другие – вытекали. А отряд, как всегда, не замечал потери бойца, свою аллилуйю допев до конца… Стала очевидной потребность в особом миссионерском служении: не приводить в церковь, а удерживать в ней. Даже точнее: нужна миссия реанимации веры и реабилитации людей с травматическим опытом православия. Работа врача в реанимации бывает болезненной: делая искусственное дыхание или массаж сердца, он порой ломает ребра. Но зато спасает жизнь. Такой стала моя работа последних лет. Ее формула – «Чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться». Да, я говорил о многих болячках церковной жизни. Но самим фактом своего пребывания в церкви и даже не просто в церкви, а в структуре патриарха Кирилла, я тем самым до некоторой степени обезболивал и обесценивал этот свой «антиклерикализм». И помогал людям не порывать окончательно их и без меня уже ослабевшую связь с церковным миром. Помогал не словами («Не рви! Не уходи! Не смей»), а просто фактом своего диаконского статуса. Теперь патриарх решил это факт устранить. Вернуться к амплуа разъездного зазывалы я все равно не смогу. Уменьшающееся здоровье, увеличивающийся возраст, истощившийся энтузиазм ясно говорили мне последние годы, что моя миссионерская активность в стиле 90-х завершается. О своем скором «выходе на пенсию» я стал говорить еще в 2007-м. Кроме того, если в 90-е годы я был уникален в этом своем выездном миссионерском активизме, то сейчас уже есть много людей, которые могут делать что-то подобное (ну, или их должно быть много в церкви после 30 лет ее свободы). Поэтому мое отсутствие на арене не будет вызывающе очевидно. — А в принципе возможно оставаться проповедником и быть «в системе»? — Я просто говорю, что в статусе истолкователя мудрых решений церковного руководства и возвещателя всегдашней правоты православных я вполне заменим. А Михаил Бахтин меня научил, что там, где человек заменим – его и нет в качестве человека и личности, в качестве субъекта нравственного выбора и нравственного поступка. Если заменим – значит, редуцирован до функции. То есть расчеловечен. Вновь, как и в советские годы, для меня это стало очень значимо и болезненно. Позволю ли я переварить себя некой системе? В годы моей юности эту интенцию проявляла властная КПСС. Теперь – не менее, как оказалось, властная Моспатриархия. Вы ждете от меня только исполнения определенного функционала? Значит, вы не семья, а система. Не мир взаимной поддержки, а мирок взаимных подавлений. Значит, для меня вопрос стоит о некоей самозащите и выживании. И еще, говоря о моем «диаконстве» (по-гречески слово «диакон» означает «служитель»), стоит помнить, что мне известно Кантовское определение религии: «Религия есть стремление сердца к соблюдению всех человеческих обязанностей как божественных заповедей«. Это очень по-евангельски. Любая точка моей (вашей) жизни, любая моя социальная связь, любой мой контакт с ближним имеет предельное религиозное значение. «От слов своих оправдаетесь и от слов своих осудитесь» — это ведь не про слова молитвы сказано. Семейные отношения и честность в профессиональной работе – это тоже будет учтено Божиим судом. Примирение с тем, кого ты обидел на своей кухне, важнее, чем ритуальное жертвоприношение. В общем – Бог близок не к профессиональным жрецам, а к тем, кто в своей обычной «мирской» профессии трудится честно и не обижает людей. И, значит, служить Богу можно и нужно отнюдь не только кадилом. Посидеть с внучонком (и дать вздохнуть его маме) – это тоже Богослужение. А для гуманитария, то есть человека, чья работа состоит в выстраивании межчеловеческих коммуникаций, честный разговор с людьми, которые нуждаются в таком разговоре – тоже святыня. Есть люди, для которых я нечто значу именно в таком своем асоциальном и колючем статусе. Гладкоречистые обычные проповедники не вызывают желания у этих людей слушать их и с ними соглашаться. Я могу посмотреть критично на себя, на церковь, жизнь нашей страны и не готов идти путем тотального восхваления. И для каких-то людей именно это оказывается значимо, а потому вызывает доверие и к другим моим словам о христианской вере как таковой. Так, что, войдя в стройные партийные ряды, я вряд ли кого-то туда приведу за собой. Но при этом многих потеряю. Причем не только я, а уже вся церковь их потеряет. Итак, первый выбор, первая развилка формулируется просто: позволить ли превратить меня в Андрея Ткачева? И тут я честно предупреждаю свое начальство: не получится. — Очевидно, что не получится. — Позвольте один мемуар. 2009 год. Кирилл избран патриархом. Я уезжаю из храма Христа Спасителя в автобусе с членами Поместного собора (Кирилл уже хозяин и выдал мне пропуск на собор). И вот в автобусе я беседую с одним человеком, близким с митрополитом Кириллом еще по работе в Отделе внешних церковных сношений — церковном МИДе. И он мне говорит: «Я на днях беседовал с Кириллом и спросил его: владыка, скажите, а что для Вас оказалось самым неожиданным в эти непростые предвыборные месяцы? Какие люди по-новому для Вас раскрылись в этой ситуации?» И Кирилл тогда сказал: «Я не ожидал, что Андрей Кураев окажется таким бойцом». Я его прекрасно понимаю. Я ведь такой толстенький бело-пушистый ботаник, очкарик с тихой речью. Но если я в какую-то тему вцепляюсь, я и в самом деле стараюсь работать честно до возможного предела ее разработки мною. И не бросаю ее, несмотря на частные неудачи и укусы. Так что с 2009 года и патриарх Кирилл знает, что такая черта у меня есть. Поэтому сейчас я не понимаю, как он может надеяться на то, что он мне чем-то погрозит, а я испугаюсь и замолчу. — Итак, Ткачевым не станете. Что дальше? — Дальше можно пробовать искать возможности какого-то юридического примирения. Свой ход я сделал. Я проанализировал приговор и свое «последнее слово» послал обратно в письменном виде и с уведомлением о доставке. Это называется ходатайство о пересмотре решения городского церковного суда тем же самым судом. Согласно «Положению о церковном суде», это мое послание патриарха ни к чему не обязывает. То есть он может проигнорировать это мое ходатайство и спокойно подписать приговор. «Положение о церковном суде» запрещает ему это делать 14 рабочих дней после вынесения приговора. С учетом длительных новогодних каникул эти дни истекли в конце января. Но, опять же, ничто его не обязывает это делать сразу по истечении этого срока. Эта бумажка может лежать у него в столе десятилетиями, а патриарх в любую секунду может ее вынуть и сделать ее «окончательной». Возможно, ему будет приятно чувствовать себя полноценным хозяином моей судьбы, и он продлит это удовольствие для себя. И поэтому я не знаю, когда именно патриарх утвердит этот приговор. А у меня по Положению было только четыре рабочих дня со дня вынесения приговора для подачи ходатайства о пересмотре. В эту норму я уложился. Если же патриарх все-таки утвердит этот приговор, после этого у меня появится возможность подать апелляцию в «суд второй инстанции», то есть в общецерковный суд. Но здесь парадокс в том, что общецерковный суд может принять какое-нибудь дело к своему рассмотрению только по разрешению самого патриарха. То есть ситуация выглядит так: «Ваше Святейшество, разрешите пожаловаться Вам на Ваше беззаконие!» Оттого история не ведает случаев, когда общецерковный суд пересмотрел бы решение еще живого патриарха. Итак, общецерковный суд вовсе не обязан рассматривать мою апелляцию, и «Положение о церковном суде» дает ему полное право даже не принимать ее. Вот по этой причине я и говорю, что у меня есть возможность подать апелляцию во времени или в пространстве. Во времени — это означает подать через какое-то количество лет, если я смогу дожить до смены московского патриарха. Новый патриарх наверняка будет стараться не быть похожим на нынешнего патриарха. И моя реабилитация станет для него прекрасным поводом показать, что пришли иные времена. Но чтобы такая опция у меня была в запасе – я, пожалуй, не стану тратить ее сейчас впустую. Второй вариант — подать апелляцию в пространстве. То есть подать ее сейчас, но в далекий Константинополь. Я говорю не о том, что я уже решил. Просто я полагаю полезным просчитывать возможные дорожные карты, и делать это не в секрете. У меня мало оснований сомневаться в том, что эта апелляция на Фанар будет принята. А вот после этого откроется масса других вариантов. Первый из них: скажем, Вселенский патриарх издает документ, отменяющий решение патриарха Кирилла, но при этом в глазах Вселенского патриарха я по-прежнему остаюсь клириком Московского патриархата. Ну, как в таких случаях повелевает светский суд — «восстановить на прежнем месте работы». То есть своим клириком Константинополь меня не станет считать. Для Москвы, естественно, это ничего не будет значить, и здесь к службам меня не будут пускать. Но по крайней мере в своих глазах я все же останусь каноническим диаконом. Кроме того, выезжая куда-то за границы России, наверное, с этой справкой из Фанара я смогу попроситься на разовую службу в греческую или в румынскую церковь. Второй вариант: Константинопольский патриархат принимает меня в свой клир, но никуда не прописывает. Я остаюсь в Москве, но опять же при выезде могу литургисать, может быть, 2-3 раза в год. В этом варианте, наверно, и сербы, и чехи, и поляки будут разрешать мне участие в их службах. Третий вариант: меня формально приписывают к какому-то храму или монастырю Константинопольского патриархата. Это уже прочный каноничный статус и ясные гарантии литургисания (службы). Четвертый вариант: после того, как Константинополь объявляет меня своим клириком, я прошу перевода в другую поместную Церковь – например, в румынскую, где меня в 1990-м году и рукополагали в сан диакона. Пятый и «окончательный вариант» зависит от того, где пределы решимости патриарха Кирилла в закрытии «проблемы Кураева». Ограничит ли он себя просто символическим изгнанием меня из своего церковного круга, или же обратится к полицейским органам. Лишение сана в современной России означает снятие защитного купола. Пока я клирик господствующей церкви, это меня защищает от некоторых неприятностей. Без этого статуса любая моя лекция может быть квалифицирована как незаконная миссионерская деятельность. И даже если лекция будет не миссионерская — у нас сегодня требуются лицензии на ведение любой просветительской деятельности. А переход в Константинопольскую юрисдикцию даст основание для интересующихся лиц здесь, в Москве, объявить меня как минимум иностранным агентом, а, может, и турецким шпионом. Почти очевидно, что это будет сделано на ругательно-информационном уровне. Но следующим шагом могут быть и официально-полицейские обвинения. И тут возможны разные формы давления, включая задержания, обыски, конфискацию телефона и рабочего компьютера… И это будет трудно расценить иначе как выталкивание меня в эмиграцию. Которая в этом случае станет эвакуацией. Беседовала Лана Самохвалова, Киев (Продолжение следует)



Ростов-на-Дону

Автоспортивный фестиваль YUKA DRIVE FEST Джимхана и выступление группы Винтаж в Ростове-на-Дону


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Частные дома стали стоить дешевле на полмиллиона в Новосибирске

Подмосковная спортсменка выиграла III этап Кубка России по BMX-фристайлу

Автоспортивный фестиваль YUKA DRIVE FEST Джимхана и выступление группы Винтаж в Ростове-на-Дону

Первый рейс в Москву вылетел из возобновившего работу аэропорта Элисты

Новости Ростова-на-Дону

Незаконно получить водительские права массово предлагают россиянам мошенники

Автоспортивный фестиваль YUKA DRIVE FEST Джимхана и выступление группы Винтаж в Ростове-на-Дону

Продукция Ростовской области покоряет Шанхай

Автоспортивный фестиваль YUKA DRIVE FEST Джимхана и выступление группы Винтаж в Ростове-на-Дону


В Белгороде женщина решила убить мужа, наняв киллера

В Ростове из-за крупного пожара на Королева эвакуировали 15 жильцов

Специалисты рассказали автомобилистам, как вести себя в зоне паводка

В Ростовской области с 29 мая синоптики обещают дожди


Правительство России выделит почти 1 млрд рублей на ремонт М4 Дон

Власти Ростова изымут дом, признанный аварийным 30 лет назад

В Ростове из-за крупного пожара на Королева эвакуировали 15 жильцов

Скончался актёр из "Кин-дза-дза" Валерий Фролов. Биография, причина смерти, где снимался


Губернатор Ростовской области Василий Голубев
Москва

Собянин: Трасса Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе будет готова в 2026 году


Частные объявления в Ростове-на-Дону



Загрузка...
Персональные новости
Михаил Кутушов

Компания ICDMC приняла участие в торжественном открытии выставки “Тульское качество”



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Ростов-на-Дону на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Названы даты выступлений Елки, Дмитрия Маликова и Гошы Куценко

Авторский вечер Эдварда Радзинского из цикла «Встречаясь с тайнами истории» в «Колизей – Арене»

«Борис Фрумкин – 80!»: Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема отпраздновал юбилей своего худрука большим концертом

Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана выступит на площадке у Великой Китайской стены


Абсцесс остался позади // Андрей Рублев первым из игроков топ-10 вышел во второй круг

Теннисистка Мария Шарапова снялась в красном облегающем платье

Надежда Петрова высказалась о перспективах Арины Соболенко снова возглавить рейтинг WTA

Теннисист Рублев объяснил, почему проиграл сет в первом круге "Ролан Гаррос"


Man City star James McAtee lined up for dream Champions League transfer after Sheffield United relegation

Full list of cafes and restaurants where kids can eat free or cheap this half term – including Asda and Sizzling Pubs

Tesla under investigation over Fremont factory toxic emissions, and faces lawsuit over alleged health harms

Johnny Nelson Reveals His Wide Fury-Usyk Scorecard: “Don’t Be Fooled”