В Псковском музее представили уникальную экспозицию икон XIV–XVII веков
24 декабря в Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника открылась масштабная экспозиция псковских икон XIV–XVII веков из музейного собрания «Живопись древнего Пскова». В выставочных залах Поганкиных палат представлено более 100 сюжетов и персонажей из ветхозаветной и новозаветной истории. Проект завершает собой многолетнюю работу по формированию постоянной экспозиции отреставрированных палат.
Экспозиция «Живопись древнего Пскова» является результатом собирательной работы, начавшейся в конце XIX века, когда икона стала рассматриваться как предмет искусства и коллекционирования. Музейная коллекция икон пережила революцию, гражданскую и две мировые войны.
На сегодняшний день в коллекции Псковского музея-заповедника находится порядка 1000 икон. Десятая часть коллекции, включающая наиболее интересные и ценные предметы, представлена в пространстве экспозиции Поганкиных палат, комплексная реставрация которых завершилась в 2022 году в рамках проекта Министерства культуры РФ и Всемирного банка «Сохранение и использование культурного наследия России».
– Событие, которое сегодня происходит, переоценить сложно. Много на Руси древних городов, много музеев, много замечательных коллекций, но то, что мы представляем сегодня – это явление в русской и, я бы даже сказала, мировой культуре. В этих пяти залах мы попытались представить, насколько это было возможно, многообразие псковской художественной школы, псковской иконы, которую всегда можно легко узнать, потому что у нее очень яркие выразительные черты. Мне очень хочется надеяться, что эта выставка будет привлекать внимание, прежде всего, псковичей, которым действительно есть чем гордиться, – отметила генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова.
Основное ядро собрания древнерусского искусства Псковского музея дает представление об уникальной художественной культуре средневекового Пскова в ее историческом развитии. Экспонаты рассказывают о живописи Пскова XIV–XV веков – периода ее наивысшего расцвета, об особенностях XVI века – времени появления и развития в Пскове высокого русского иконостаса, об искусстве Пскова эпохи святителя Макария – периода завершения объединения русских земель, а также о первой половине XVII века – времени, когда, несмотря на общие тенденции к нивелированию живописного языка, псковская иконопись еще сохраняет определенные черты своеобразия.
Главным открытием экспозиции является икона псковской работы «Страшный суд», где впервые в русской иконографии была предложена трактовка сюжета Второго пришествия, который потом будет широко распространен в русской иконописи. Впервые как отдельный сюжет представлена икона «Троица ветхозаветная» с 13 предстоящими святыми – ранее иконы «Троицы» находились только в составе праздников.
– Русская история вся связана с духовной жизнью народа, и главное древнерусское искусство развивалось как искусство духовное. В таких городах, как Псков – твердыне русской – соответствующее искусство. Именно это делает нас общностью, русским народом, и это то, чем мы можем гордиться. Эта яркая, солнечная, невероятного художественного мастерства иконопись очень удачно вписывается в эти величественные палаты, – подчеркнула заместитель директора Департамента музеев и поддержки циркового искусства Министерства культуры России Наталия Чечель.
Отдельного внимания заслуживает апостольский деисусный чин XV века, который в настоящее время рассматривается как уникальное явление культуры Древней Руси, а также иконы из деисусных и праздничных чинов иконостасов XVI века.
Время архиепископа Макария представлено иконостасом церкви Николы со Усохи и другими стилевыми образцами художественного направления времени. После реставрации вернулись деревянная скульптура Николы Можайского и самая ранняя в экспозиции икона «Святая великомученица Иулиания». Впервые представлены широкой публике единственные в псковской коллекции резные царские врата.
Интересными экспонатами также являются знаковые иконы псковской коллекции – «Мирожская Оранта» с изображением князя Довмонта, икона «Святой Николай Чудотворец» с необычными клеймами, репрезентативным апостольским рядом церкви Успения с Пароменья и другие шедевры псковской школы.
В состав экспозиции вошли некоторые вновь открытые или ранее не экспонировавшиеся произведения псковской иконописи, а также выдающиеся произведения деревянной полихромной скульптуры и резьбы первой половины XVI века, что позволяет продемонстрировать многообразие средневекового церковного искусства Пскова.
Экспозиция работает в Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника (г. Псков, ул. Некрасова, 5).
Экспозиция «Живопись древнего Пскова» является результатом собирательной работы, начавшейся в конце XIX века, когда икона стала рассматриваться как предмет искусства и коллекционирования. Музейная коллекция икон пережила революцию, гражданскую и две мировые войны.
На сегодняшний день в коллекции Псковского музея-заповедника находится порядка 1000 икон. Десятая часть коллекции, включающая наиболее интересные и ценные предметы, представлена в пространстве экспозиции Поганкиных палат, комплексная реставрация которых завершилась в 2022 году в рамках проекта Министерства культуры РФ и Всемирного банка «Сохранение и использование культурного наследия России».
– Событие, которое сегодня происходит, переоценить сложно. Много на Руси древних городов, много музеев, много замечательных коллекций, но то, что мы представляем сегодня – это явление в русской и, я бы даже сказала, мировой культуре. В этих пяти залах мы попытались представить, насколько это было возможно, многообразие псковской художественной школы, псковской иконы, которую всегда можно легко узнать, потому что у нее очень яркие выразительные черты. Мне очень хочется надеяться, что эта выставка будет привлекать внимание, прежде всего, псковичей, которым действительно есть чем гордиться, – отметила генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова.
Основное ядро собрания древнерусского искусства Псковского музея дает представление об уникальной художественной культуре средневекового Пскова в ее историческом развитии. Экспонаты рассказывают о живописи Пскова XIV–XV веков – периода ее наивысшего расцвета, об особенностях XVI века – времени появления и развития в Пскове высокого русского иконостаса, об искусстве Пскова эпохи святителя Макария – периода завершения объединения русских земель, а также о первой половине XVII века – времени, когда, несмотря на общие тенденции к нивелированию живописного языка, псковская иконопись еще сохраняет определенные черты своеобразия.
Главным открытием экспозиции является икона псковской работы «Страшный суд», где впервые в русской иконографии была предложена трактовка сюжета Второго пришествия, который потом будет широко распространен в русской иконописи. Впервые как отдельный сюжет представлена икона «Троица ветхозаветная» с 13 предстоящими святыми – ранее иконы «Троицы» находились только в составе праздников.
– Русская история вся связана с духовной жизнью народа, и главное древнерусское искусство развивалось как искусство духовное. В таких городах, как Псков – твердыне русской – соответствующее искусство. Именно это делает нас общностью, русским народом, и это то, чем мы можем гордиться. Эта яркая, солнечная, невероятного художественного мастерства иконопись очень удачно вписывается в эти величественные палаты, – подчеркнула заместитель директора Департамента музеев и поддержки циркового искусства Министерства культуры России Наталия Чечель.
Отдельного внимания заслуживает апостольский деисусный чин XV века, который в настоящее время рассматривается как уникальное явление культуры Древней Руси, а также иконы из деисусных и праздничных чинов иконостасов XVI века.
Время архиепископа Макария представлено иконостасом церкви Николы со Усохи и другими стилевыми образцами художественного направления времени. После реставрации вернулись деревянная скульптура Николы Можайского и самая ранняя в экспозиции икона «Святая великомученица Иулиания». Впервые представлены широкой публике единственные в псковской коллекции резные царские врата.
Интересными экспонатами также являются знаковые иконы псковской коллекции – «Мирожская Оранта» с изображением князя Довмонта, икона «Святой Николай Чудотворец» с необычными клеймами, репрезентативным апостольским рядом церкви Успения с Пароменья и другие шедевры псковской школы.
В состав экспозиции вошли некоторые вновь открытые или ранее не экспонировавшиеся произведения псковской иконописи, а также выдающиеся произведения деревянной полихромной скульптуры и резьбы первой половины XVI века, что позволяет продемонстрировать многообразие средневекового церковного искусства Пскова.
Экспозиция работает в Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника (г. Псков, ул. Некрасова, 5).