Мы в Telegram
Добавить новость
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Чашки и агашки: Русский музей показывает знакомую и незнакомую Лепорскую

0 36
Чашки и агашки: Русский музей показывает знакомую и незнакомую Лепорскую

На выставке «Анна Лепорская. Живопись. Графика. Фарфор» представлен большой пласт работ из архива художницы, которые свидетельствуют: чашки да чайники это тоже история страны.

Имя художницы, конечно, известно широкому кругу любителей советского искусства и двадцатых, и семидесятых годов. В то же время фамилия Лепорская, разумеется, ничего не скажет простым обывателям. Между тем во многих обычных семьях можно найти в бабушкином серванте наследие мастера дивной формы сосуды для вина и сервизы, созданные по формам, разработанным Анной Александровной. Интересно, как бы сама художница, проживи она на десяток лет дольше, отреагировала на хит начала девяностых со словами «Я его слепила из того, что было»? Ведь их можно в полной мере применить к творческому пути самой Лепорской, когда все было ново и интересно, а потом дали по рукам и пришлось искать себя совсем в другом. И стало еще интереснее. Речь идет о фарфоре.

Анна Лепорская одна из ближайших учеников Казимира Малевича, перенесшая вместе с ним, а также своими коллегами Николаем Суетиным, Львом Юдиным, Верой Ермолаевой, Константином Рождественским и другими очень непростое и опасное время разгрома «формализма» и загона мастеров искусства в общее идеологически-методологическое стойло. Многим пришлось если не уйти из профессии и творчества, то кардинально поменять направление деятельности, отыскивая путь, который мог бы дать хлеб, вывести из-под цензурного удара и одновременно продолжать творить, не изменяя себе. У Лепорской получилось: в ранней юности она занималась керамикой и лепкой, что пришлось очень кстати, когда после войны Суетин, будучи главных художником Ломоносовского фарфорового завода, пригласил туда Лепорскую.

Пятидесятые-семидесятые годы ознаменовались расцветом этого прикладного искусства. А такие сервизы Лепорской, как «Снопы», «Золотая агашка», «Чертополох», «Шиповник», «Золотые цветы», «Ленинград», «Маки», стали лицом эпохи советского благополучия и примером того самого промышленного дизайна, который так высоко котируется ныне антикварами и коллекционерами. Этот вектор творчества Лепорской обширно представлен на выставке в Михайловском замке. В то же время там можно увидеть и абсолютные раритеты. Подробностями с «Культурой» поделилась куратор проекта, старший научный сотрудник отдела рисунка и акварели Государственного Русского музея, искусствовед Людмила Вострецова.

Людмила Новомировна, чем вы руководствовались при подготовке экспозиции, на что опирались?

Русский музей получил огромный архив Лепорской, хранившийся у Нины Николаевны Суетиной, которую она считала дочерью, потому что воспитывала ее с подросткового возраста. Этот архив стал основой для своеобразной серии из трех выставок. Первая называлась «Неожиданный Малевич»: в составе архива оказалось 117 его рисунков, которые не были вывезены на Запад и остались в Петербурге. Теперь же мы показываем собственно работы Лепорской из ее архива. Следующая выставка, которая ориентировочно состоится во второй половине года, представит зрителям работы Николая Суетина и Ильи Чашника.

Наша выставка начинается буквально школьными работами, которые она делала во Пскове, до поступления в художественное училище, в самом Псковском училище и в течение короткого периода учебы в мастерской Петрова-Водкина в Академии художеств, восемь небольших живописных этюдов, которые показывают, что уже тогда Лепорская могла легко выстраивать композицию, цветовую гамму и передавать то, что чувствует.

Что собой представляет Лепорская-живописец? Почему мы ее знаем в первую очередь как мастера фарфора, а не художницу?

Живопись как таковая закончилась для Лепорской во второй половине тридцатых годов. А она у нее была очень сильной. Начнем с того, что Анна Александровна занималась с Малевичем новыми проблемами в искусстве. Это не было формализмом, они вели поиск новых форм, новых подходов к живописи. Малевич был не один в этих исканиях вспомним Родченко, Лисицкого, Татлина. Экспрессионизм, начинающаяся абстракция все это естественный путь творческого развития как за рубежом, так и в нашей стране. Но когда в 1926 году Институт художественной культуры, где работал Малевич с учениками, был по сути разгромлен, вся группа перешла в Институт истории искусства, который располагался рядом, буквально через дом. Он назывался еще с дореволюционного времени Зубовским институтом. Ученики пришли со своей программой, которая не прижилась. После персональной выставки Малевича в Третьяковской галерее в 1929 году, где художник показал «Второй крестьянский цикл», в работах его учеников, в том числе и у Лепорской, появились постсупрематические произведения. У нас в коллекции, к сожалению, только одна подобная работа Лепорской «Псковитянка». Остальные разошлись по частным коллекциям. Около десятка работ этого периода находятся в Третьяковской галерее.

После отказа от программы группы Малевича в институте истории искусств художники стали двигаться несколько в другом направлении. Лепорская попала в группу, которая занималась проблемами живописно-пластического реализма. Реализма не в том понимании, как это было в работах передвижников. Живописными средствами передавались ощущения совсем иного качества. Под руководством художницы Веры Ермолаевой, чье имя по идеологическим причинам было не на слуху и только в конце восьмидесятых вошло в научный оборот, рядом со Львом Юдиным, Константином Рождественским, Владимиром Стерлиговым Лепорская работала именно как живописец. Известно несколько десятков работ этого периода.

А как возник фарфор?

Что касается фарфора, то здесь изначально стоял вопрос заработка для жизни. Поскольку Николай Суетин был главным художником Ломоносовского фарфорового завода, а с Суетиным ее связывали долгие отношения, вплоть до его смерти, он пригласил ее на работу. И Лепорская включилась в план работы завода. Фарфором и керамикой она занималась во Псковском художественном училище, ей это очень нравилось. Позже Лепорская говорила, что ее всегда интересовали разные виды искусства. И жизнь это подтвердила. В тридцатые года Анна Александровна вместе с Суетиным и Малевичем занималась интерьерными работами. На выставке в Париже 1937 года она была художником-оформителем советского павильона, создателем его цветовой гаммы, а спустя два года и на выставке в Нью-Йорке. Ранее вместе с Малевичем она работала над окраской интерьеров Железного зала в Народном доме на Петроградской стороне Ленинграда. Эта работа сохранилась только в эскизах: оригиналы были уничтожены пожаром через год после их создания. Всего было 14 эскизов: двенадцать ранее известных, еще два музей получил в составе архива Лепорской. Также они занимались интерьерами Дома культуры Промкооперации, сейчас это ДК имени Ленсовета. Работали над интерьерами Театра комедии, создавали элементы окраски ленинградских домов. Многие ленинградские художники в 1939 году занимались оформлением зала Ленинграда на ВСХВ, в том числе и Лепорская. В военное время она занималась созданием экспозиции Музея партизанского движения (впоследствии Музей обороны и блокады Ленинграда). Как видите, ее деятельность была самой разнообразной. Когда Лепорская начала заниматься фарфором, ее ранние работы пятидесятых годов напоминали природные формы: подсолнух, шиповник, виноград, колокольчик. В то время такой была эстетика фарфоровых форм. Расписывать свои вазы и сервизы она начала только в шестидесятые годы. В основном это были выставочные образцы. У нас большая коллекция ее фарфоровых работ, мы их приняли непосредственно из рук Лепорской. Эти произведения представлены на выставке. В составе же архива мы получили эскизы работ, которые были показаны в ограниченном количестве на ее единственной персональной выставке 1978 года в Ленинградском отделении Союза художников.

Каково было положение Лепорской в послевоенные годы? Единственная персональная выставка за четыре года до смерти — красноречивый факт. Наверняка были какие-то ограничения, учитывая «малевическое» прошлое?

Как мастер фарфора Лепорская, безусловно, находилась на первом плане. Она была отмечена Гран-при в Праге за сервиз «Ленинград». Выполненный годом раньше сервиз «Капля» знаменовал поворот в шестидесятых годах к новым лаконичным формам, очень пластичным. Когда проходили большие выставки в СССР, работы Лепорской неизменно бывали отмечены. Она менялась, находила разные решения. Мы стали обладателями любопытных эскизов росписи фарфора 1967 года, когда праздновалось пятидесятилетие советской власти. Еще были свежи веяния оттепели, когда казалось, что возможно возвращение к художественной свободе двадцатых годов. Лепорская создала сервиз «Новый» и в скобочках оставила пояснение «супремат». Эта форма, носики, ручки были близки к тому, чем в двадцатые годы занимались Суетин и Малевич. К такой форме она предлагала супрематические же росписи. Эскизы с этими росписями сервизов вообще никогда и нигде не показывались. Они не пошли не то что в серию, но даже в единичные образцы. Но Лепорская умудрялась оформлять серийные сервизы отдельными элементами любимого ею стиля красным квадратом, различными плашками в обрамлении живописной росписи. Сервиз «Золотая агашка» из собрания нашего музея вид такой росписи. Но в целом мечта осталась мечтой.

Есть ли в экспозиции ваша личная точка притяжения, то, что вам наиболее по сердцу?

Мне очень нравятся живописные произведения, созданные Анной Лепорской под Курском в 1927 году. Это серия работ «Холмы», в которой художница идет от выделения, акцентирования на свете. Она стремится не передавать тоновые отношения в природе, а больше уделяет внимание цветовым аккордам. Затем она геометризирует эти формы, выстраивает и обобщает с их помощью пейзаж. А затем изображает холм, который состоит из цветных полос: остается общая форма холма, в которой они разложены. Именно в тот период художники стали различать цветопись и живопись. То, чем занимались Малевич, Ермолаева и сама Лепорская, отмечавшие, что цветопись тяготеет к русской иконе, к народному искусству. В то время как тональная живопись характерна для классических мастеров. 

Фотографии предоставлены Русским музеем.




Псков

Церемония закрытия встречи воздухоплавателей проходит в Великих Луках 


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Брянск принимает Атлантиду

«Специально покупать не стоит». Выгодно ли инвестировать в частый дом в Севастополе?

Расписание движения пригородных поездов СЗППК изменится с 11 по 12 июня 2024 года

Псков и Смоленск объединились на выставке «Россия» в Москве

Новости Пскова

Расписание движения пригородных поездов СЗППК изменится с 11 по 12 июня 2024 года

Чемпионом России по воздухоплавательному спорту стал Сергей Чинёнов 

Псков и Смоленск объединились на выставке «Россия» в Москве

Михаил Ведерников вручил награды лучшим врачам региона


«Дорстройсервис» выполнит ремонт улицы Пожиговской в Пскове

Чемпионом России по воздухоплавательному спорту стал Сергей Чинёнов 

Митрополит Арсений совершил литургию в неделю 7-ю по Пасхе в храме святых Космы и Дамиана в Пскове

Надёжных коллег и благодарных пациентов пожелал псковским медикам Борис Елкин


Два взрослых и ребенок пострадали в результате ДТП в Великолукском районе

Надёжных коллег и благодарных пациентов пожелал псковским медикам Борис Елкин

В Псковской области открыли заезд «Юнармейский норматив» ​в рамках Всероссийского проекта «Истоки.Школа»

Ещё одна современная локация для семейного отдыха появилась в Пскове


Губернатор Псковской области Михаил Ведерников
Москва

Сергей Собянин. Главное за день


Частные объявления в Пскове



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Виктор Тепляков

Обращения граждан в приёмную депутата ЗСК Виктора Теплякова рассмотрели на комиссии по БДД



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Псков на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Братья Грим и Найк Борзов выступят в Нижегородской области в День молодежи

Группа Metallica даст виртуальный концерт в Fortnite 22 июня

Барецкий пригласил Моргенштерна выступить в России

Братья Грим и Найк Борзов зажгут в Нижегородской области на Дне молодежи


Рафаэль Надаль пропустит Уимблдон ради подготовки к Олимпиаде

Самсонова выиграла турнир WTA в Хертогенбосхе

Хачанов вылетел с турнира ATP в Хертогенбосхе после первого же матча

Российские теннисисты выступят на Олимпиаде в Париже


Scotland star SENT OFF after ‘worst tackle ever seen’ as they capitulate in Euro 2024 opener against Germany

Vavada Casino: a Leader in the Online Gaming Industry

'Hum bhi insaan hain': Pakistan allrounder Imad urges calm

Virtual Luck: Exploring Vavada Casino