Мы в Telegram
Добавить новость
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Меды стоялые, да на почестном пиру!… Как гуляла Русь без водки

0 34
Меды стоялые, да на почестном пиру!… Как гуляла Русь без водки

Первым импортным алкоголем, регулярно появлявшемся на славянском столе, стала мальвазия. Виноградное вино Крита, Кипра, Самоса, некоторых других островов Эгейского моря и Пелопоннеса. Само собой, простые общинники бороду в него окунуть не имели возможности, это было продуктом для княжеского, боярского, дружинного и купеческого потребления.

Вещий Олег этот ценный напиток получил в 911 году в качестве выкупа Константинополя, согласившись снять осаду за «золото, и паволокы, и овощи, и вина, и всякое узорочье».

Археология бесстрастна, древнерусский человек от «винопьянства» был крайне далёк, слишком мало хорошо узнаваемых византийских амфор находится при раскопках. Их черепки столь же редки, как золотые или серебряные украшения. Только во времена Московской Руси XIV-XVI веков всё чаще стало попадать в наши земли «царьградское вино», а так же «фряжские напитки» (виноградные вина из Европы).

Новгород и Псков исправно стали поставлять вглубь страны «романею», красное бургундское, затем появились более дешевый французский «мушкатель» и немецкое «ренское» мозельских виноградников. Но опять же, широкого распространения продукция из заморской лозы не получала, Русь привыкла пить собственный продукт.

Сложная рецептура.

Славяне, а затем русские, с самых лохматых времён предпочитали квас и домашнее пиво («ол»). Первый напиток готовился из ржаных сухарей с солодом, отрубями и мукой: смесь запаривали в печах, процеживали-заквашивали, отправляя надолго в погреба настаиваться. Это был стратегический продукт для простого общинника, предназначенный не сколько для утоления жажды.

Хлебный квас был основным ингредиентом главных повседневных блюд: тюри и окрошки. Рецептов было сотни, потребляли его все, вплоть до князей. Традиция готовить собственный квас в каждом деревенском доме сохранилась до самых поздних лет СССР. Кроме хлебного, популярны были «праздничные квасы», сезонные и фруктовые: яблочный, грушёвый, малиновый, брусничная и клюквенная «вода».

«Квасом», кстати, называли не только безалкогольное, но и довольно крепкое питьё. Пьяницу летописи порой могли обозвать «квасником». Это ответ одному Читателю, который попросил объяснить: «Откуда появилось выражение «квасить водяру», ведь фраза звучит крайне странно».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Приготовление браги и пива в домашних условиях было много сложнее. Сначала парили (а потом сушили) зёрна ржи, ячменя, овса или пшена, подмешивали солод и отруби. Потом тщательно мололи, заливали водой, заквашивали дрожжами без хмеля (если хотели получить простейшую «ячневую брагу»). Более дорогой продукт ставился с хмелем (хмельная брага, «пивцо», «полпиво»). После готовности продукта его варили и несколько раз процеживали.

Летописи и монастырские документы упоминают несколько сортов пива и меда: «пиво обычно, пиво сычено, пивцо, медовые и бражные перевары». Есть одна тонкость правда: источники до конца XVII века эпитет «пиво» применяли в значении любого напитка, а не только алкогольного. У некоторых даже может сложиться превратное отношение к русским, которые детям наливали «пиво». Не наливали, потребление хмельного было строжайше регламентировано.

Наиболее интересны славянские «хмельные напитки из мёда», вызывавшие восторг мусульман. Арабские авторы X века (ибн Рустэ и Ибрагим ибн Якуб) это отмечали особо. Что именно они пробовали — неизвестно, поскольку Русь производила величайшую номенклатуру «медов»: малиновый, черничный, смородинный, черносмородинный, костяничный, можжевеловый, вишнёвый, терновый и проч.

Они строго ранжировались по выдержке на: княжий, боярский, приказной, рядовой, братский, столовый. А знаменитый по былинам и сказкам «мёд ставленый» — это вершина мастерства, парадный и праздничный напиток. Очень дорогой, предмет экспорта и завсегдатай княжеских застолий. Его готовили из смеси мёда диких пчёл и ягодных соков по очень сложной технологии, выдерживали от 10 до 35 лет в специальных погребах.

Простой люд такими сложностями не заморачивался, для себя готовил более дешёвый продукт — «мёд вареный», сильно разведённый (1 к 7) водой, сваренный с пивным суслом и патокой, заквашенный на дрожжах. Выходило довольно крепенько, современные реконструкции получаются в диапазоне 14-16 градусов. Такие «меды» готовились по особым случаям, на погребальные языческие тризны, позже — на полухристианские праздники.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Культура русского пира.

Если брать самый ранний период русской государственности (пока не была разрушена родовая община и христианство прочно не утвердилось в быту), праздновать, когда захочется, народ не мог, каким бы достатком не обладал. Пиры с алкоголем были особым действом в рамках языческого ритуала. На капищах строились просторные «людные избы» на 200-300 человек. Праздников с выпивкой было немного, два-три в год.

После ритуалов жертвоприношений и сложных обрядов начиналась совместная трапеза. Там можно было невозбранно насладиться крэпэньким. Чем сильнее «укушаешься» — тем лучше, боги более благосклонны будут к твоей жертве. Балтийские славяне и варяги церемониал довели до совершенства, организовывали многотысячные ежегодные праздники вокруг «чаши бога Святовита» с очень запутанными обрядами.

Христианство очень долго боролось с пережитками язычества, оставив множество наставлений и поучений священнослужителям, где специально оговаривалась борьба против «питии чаш в честь языческих богов и бесов». Одним из главных вопросов на тогдашней исповеди был: «Молился бесам или чашу их пил?». Если с «мужскими» богами расправились довольно быстро, то «бабьи возлияния Мокоши и Рожанице с винцом и медами» задержались в наших землях до самого начала XIX века.

Есть заблуждение, что жизнь древнерусских князей и дружин с боярами была довольно хмельной. Неправда. Пиры не были повседневностью, хотя выпить этот народец любил. Но мешал планомерному алкоголизму суровый быт эпохи, частые войны и походы, административные заботы. Опять же, патриархальное родовое население Руси не одобряло пьяниц, на «полюдье» княжеской дружине приходилось ездить кристально трезвой.

Сначала богатое застолье с хмельным «зельем» носило ритуальный характер. Языческий или раннехристианский. «Повесть временных лет» с плохо скрываемым негодованием пишет, как после постройки храма Богородицы (Десятинной церкви) Владимир Красно Солнышко в 996 году устроил:

«праздник велик, варя 300 провар меду, и созываше боляры своя, и посадникы, старейшины по всем градом, и люди многы, и раздал убогым 300 гривен».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Пир получился явно языческий, поскольку гуляли восемь дней… Во времена Владимиро-Суздальской Руси княжеские застолья становятся общественным институтом, как в любой феодальной стране. Для принятия важных решений «производственные совещания» проводят за обильным застольем. Собирается вся «администрация»: княжеская семья, их приближённые, старшая дружина, бояре, старейшины и выборные «лучшие люди городов».

На таких пирах-советах решались вопросы войны и мира, сбор и размер дани, таможенных пошлин, разрешались споры, принимались послы. Особыми торжественными трапезами закреплялись династические, военные и политические союзы. Но «княжий пир» мог стать очень опасным местом, на них не раз травили даже Великих князей, сводили личные счёты бояре, даже могли перебить приглашённых соперников-родственников, как это сделал в 1217 году рязанский князь Глеб.

На этих же нечастых пирах вершился суд последней инстанции, награждались отличившиеся, пропадали в «порубах и ледниках» проштрафившиеся. Так, под хмельное, верховная власть неформально общалась с подданными, развязывала языки недовольным, реагировала на общественные настроения.

Придти на такое гулянье мог любой, лишь оденься прилично и внятно сообщи свою просьбу княжескому тиуну во дворе терема. Попав пред грозные очи князюшки, даже «мужичище-деревенщина» мог вести спор на равных с любым боярином, если дело касалось исполнения законов.

Статьи «Русской Правды» (с XI века) специально оговаривали поведение на пирах. Большие штрафы ожидали буянов, посмевших ударить собутыльника рогом или чашей. Схватить меч… лучше не думай, дело могло закончиться выдачей «с головой» родне пострадавшего.

Примирение соперников, клятвы дружины или новых подданных венчала «круговая чаша» («не малая стопа — полтора ведра»). Раскопки в Новгороде такие «питейные вёдра» нашли, не пугайтесь — это не 1/40 бочки (12,9 л), а всего лишь пятилитровая ёмкость конической формы, «ведёрко».

С такими языческими пережитками безуспешно боролось христианство, но так и не победило. Весь древний символизм «тризн и пиров» русские сохранили. К языческим ритуалам относится традиция «непрерывно пить до дна» любое хмельное после произнесения здравницы или принесения клятвы. Наливать в таких случаях следует до краёв, чтобы не осталось места для дурного начала. Символ «дома — полной чаши», «полного здоровья хозяина» и т.д.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Современный тост на застолье — это магическое благопожелание языческого и ранне-христианского периода. В «Изборнике» Святослава 1076 года написано:

«Чашу принося к устам, помяни звавшаго на веселие».

До самых петровских времён русские пили строго регламентированные «здравницы» с пожеланиями удачи, военной победы, здоровья. Обязательно до дна, поскольку недопитое символизировало «оставленное недоброжелательство», злой помысел.

Пьяное воинство.

Русские летописи содержат три ярких эпизода, когда сообщалось о разгроме в междоусобицах и ордынскими татарами порядком выпившего русского войска. Самый громкий случай датирован 1377 годом:

«...и пили без меры, и напивались допьяна, и ездили пьяными»;
«Поистине — за Пьяною пьяные!»;
«...утеху себе устроили, словно они дома у себя были».

Многие историки склонны думать, это такая традиция была — возить в военные походы много алкоголя. «Вечно пьяные русские», ага. Ошибаются и наговаривают. Все «пьяные поражения» настигали русских только в одном случае, когда в поход уходила не просто дружина (профессиональное воинское сословие), а многочисленное ополчение из разных княжеств. Собирались не в каком-то специально оговоренном месте, а на марше, в «полу-позиции».

Начинал работать древний священный обычай «клятвы». Это было почти религиозное действо, воспринималось массовым сознанием обязательным атрибутом «отеческих традиций». Клялись в верности князья, бояре, простые общинники и дружинники. Друг другу, многократно, под здравницы и пожелания успехов.

Гулянье могло длиться до трёх дней, войско шагу не ступало, пока все древние ритуалы не будут исполнены. Вот и попадали в невменяемом состоянии под острые мечи более трезвых противников. Издержки традиций, ничего не поделаешь…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Иногда в «воинском пьянстве» были повинны церковнослужители, у которых всегда были большие запасы виноградных вин. В 1150 году во время очередной войны за Киев между Юрием Долгоруким и его племянником Изяславом Мстиславичем войско последнего известили: на епископском подворье мощной крепости Белгород уже который день шумит «хмельной пир».

Лихим наскоком город заняли, потому что сидевший там сын Долгорукого Борис «пьяше с дружиною своею и с попы белогородьскыми» просто не заметил появления противника.

Братчина.

Попы столкнулись с этой большой проблемой, как только ступили в славянские земли Киевской Руси, где главенствовала стойкая традиция языческих обрядовых трапез, которую сметливые славяне мгновенно влили в предложенное им христианство. Епископы и архиереи исписали километры пергаментов, осуждая «братчину Никольщину», «братчину Петровщину», регулярные «урожайные братчины» сельской местности и посадских людей.

Но потом махнули рукой, согласившись возглавить процесс, придать ему некий христианский порядок. «Братчины» объединяли и связывали особыми «братскими» отношениями крестьянские общины, прихожан одного храма, жителей одной улицы, купеческие и ремесленные товарищества, воинские дружины. Этнографические исследования говорят: даже были «братчины» скотоводческие, земледельческие, пчеловодческие, рыболовные и охотничьи.

Напиток был неизменен долгие века — хмельной мёд. Позже и довольно редко использовалось пиво. Никогда — вино или водка. Пили «братчины» редко, по великим праздникам. Сначала символизм сохранялся исключительно языческий, с XIV века перекочевал на святых-покровителей православия, дожил благополучно до начала ХХ века. Но «братчины» до краёв наливались и в экстренных случаях, эпизодах ЧС:

«...по обетам, данным предками в бедственные для них времена: мора людей, падежа скота, необыкновенного нашествия медведей, волков или других хищных зверей, ужасных пожаров, гибельных ураганов, совершенного побития хлебов». (Этнографический архив графа Мордвинова)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Ещё в XIX веке организация «братчин» подчинялась древней традиции. Главенствовал распорядитель, «пировой староста», собиравший с «братства» в складчину муку, солод, хмель, мед, ягоды и т.д. Сам же и варил меды, пиво или брагу, порой на несколько сотен душ. Такой староста признавался властями официальным лицом, ответственным за количество произведённого продукта, его качество, дней празднования, обеспечения судебных полномочий на время «братского пира».

Псковская судная грамота XIV века гласит, что «пировой староста» может даже аннулировать заключённые «во хмелю» сделки, если одна из сторон после пирушки хотела её расторгнуть. Попасть на особо массовые крестьянские или посадские «братчины» считали большой честью бояре, помещики, «княжьи и служилые люди», богатые купцы, воеводы. Это до самых поздних времён Ивана Грозного не считалось умалением дворянской чести и достоинства. Приглашениями очень дорожили.

Первые корчмы.

На Руси общественные питейные заведения появились очень поздно, восточные славяне безнадёжно отстали в этом вопросе от южных и западных. Несмотря на наличие «купеческих домов» для путешествующих торговцев, хмельное там за деньги не подносили. Удачные сделки, праздники и скорбные события отмечали по старинке. Заранее получив разрешение от тысяцких, гуляли на дворах «лучших людей» города, уличных старост.

«Корчма» (постоялый двор и трактир с продажей алкогольных напитков) уже с XI века стала общественной обыденностью чехов, словаков, болгар, поляков и даже литовцев. Чуть позже — венгров. Но церковные летописи Руси молчат об этом «доме пагубном» в наших широтах крайне долго, начав гундеть и осуждать явление только в XIV веке. А первое точное светское упоминание московского «корчемного двора» относится к жалованной грамоте 1359 года.

В корчме было всё просто и функционально. Огороженное тыном пространство вмещало: общую избу для еды и распивания хмельного, комнаты для отдыха путников, вместительный сарай для возов, сеновалы, кухни, конюшни и обязательная баня. Владелец заведения именовался корчмарь или корчмит, если хозяйкой была женщина — корчмарка. Наиболее бережное отношение к корчмам сохранилось в Польше и Прибалтике, они дожили до середины XIX века.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Корчмы обычно принадлежали влиятельным и состоятельным людям, «корчмари» выступали частыми благотворителями на постройке храмов, дорог, городских крепостных стен, закупали для нужд горожан провиант в голодные годы, порох и оружие для арсеналов. Несмотря на постоянные реверансы в сторону Церкви, все нравоучительные сборники русского Средневековья занятие «корчмарей» считают предосудительным, наравне с «блудниками, или резоимцами, или грабителями».

Но вскоре строгое греческое православие с крупным счётом проигрывает «народному христианству» Руси, языческие обычаи и ритуалы постепенно вводятся в рамки церковного календаря посредством «местных святых», берутся под надзор духовных властей. Глубоко вздохнув, из «наставлений и нравоучений» исчезают резкие выпады против употребления вина, пива и медов.

Есть большое подозрение у историков, что православная Церковь долгое время контролировала вообще весь рынок виноградных вин (как в 90-ые ХХ века — спирта и табака), едва получив из рук ордынских Великих Ханов «тарханные грамоты», став неподконтрольной светским таможенным правилам.

Слишком уж много появляется в землях Руси (после нашествия Батыя) византийских винных амфор-«корчаг». Они найдены археологами более чем в 60-ти древнерусских городах. Ну это для причастия завозилось… конечно же.

«Вкушение вина»

всегда на Руси подчинялось определённым писаным и неписаным законам. Даже в первом русском «Типиконе» (иерусалимском Уставе жизни православной церкви начала XVI века) вино не такой уж мерзкий продукт. Разрешено в монашеском и мирском рационе более рыбы и растительного масла. Даже по субботам и воскресеньям можно, пусть даже и Великий Пост на дворе.

«Вкушение вина» должно быть умеренное: в уставных книгах разрешено — по единой чаше, однажды в день — за трапезой после церковной службы. Но встречаются и весьма пьющие монастыри, там могут опрокинуть аж три за сутки! Вино включено в чин празднования почти всех христианских праздников. В отличии от Византии… таких дней на Руси становится куда больше, где «на трапезе утешение братии великое» (наличие вина за столом).

Отечественные церковные поучения всегда упирают на умеренность пития. В сборнике «Пчела» застолье точно измерено:

«Когда сядешь на пиру, то первую чашу воспиешь в жажду, вторую — в сладость, третью — во здравие, четвертую — в веселие, пятую — в пьянство, шестую — в бесовство, а последнюю в горькую смерть».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Церковь перестала выступать против народных праздничных обычаев, лишь требовала устранить наиболее грубые языческие ритуалы. Архиепископ Нифонт угрожал новгородцам: «Горе пьющим Рожанице!», а митрополит Кирилл (1247-1281) запрещал:

«...в божественныя праздники позоры некаки бесовския творити, с свистанием и с кличем и воплем, созывающе некы скаредные пьяници, и бьющеся дреколеем до самыя смерти, и взимающе от убиваемых порты».

Но со временем «питие на Руси» все более упорядочивалось. Церковные иерархи запрещали местным священникам «пить с народом» даже по большим праздникам, а князья и высшая аристократия пошла на слом древних традиций «братства» с простолюдинами.

Жалованные грамоты московских великих князей Василия II (1425-1462) и Ивана III (1462-1505) уже строго запрещали княжеским слугам являться на братчины в церковные сёла. В XVI веке этот запрет становится обычной нормой для великокняжеских наместников, закрепляется в особых уставных грамотах.

С одной стороны, это ограничивало произвол высокородных или облечённых властью выпивох, повадившихся незваными являться на народные гуляния и «братчины». Но с другой стороны, власть целенаправленно запрещает свободный оборот и производство крестьянами любого спиртного. Не потому что народец пил напропалую, а потому что «корчемные дворы» стали устойчивым источником дохода для великокняжеской семьи и наиболее приближённых бояр.

Сначала ввели систему «наместных разрешений» готовить к праздникам определенное количество пива или мёда. Позже, как власть становилась более централизованной, началось откровенное сосредоточение «питейного дела» в руках Великих московских князей.

Исторические напёрстки




Псков

Природа России 81


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

«Хлеб всему голова». Как в Крыму и Севастополе изменились цены на хлеб?

Природа России 81

«Домклик» назвал регионы с самыми дешевыми и дорогими загородными домами

10 медалей завоевали псковские спортсмены на турнире по боксу в Великом Новгороде

Новости Пскова

Ремонтно-реставрационные работы продолжаются в Иоанно Богословском соборе Крыпецкого монастыря

10 медалей завоевали псковские спортсмены на турнире по боксу в Великом Новгороде

Памятные статуэтки «Душа танца-2024» вручили артистам в Пскове

Свыше 100 спортсменов готовятся принять участие в «Ледяном заплыве» в Пскове


Первенство России по джиу-джитсу планируется проводить в Пскове

Акция «Профсоюзный автобус» проходит в Пскове

Автомобиль сбил девушку на улице Труда в Пскове

Борис Елкин поздравил псковичей с 1 мая


Александр Котов: Вклад каждого труженика в развитие Псковской области очень важен

Акция «Профсоюзный автобус» проходит в Пскове

Профактивистов чествовали в Пскове

Музей под открытым небом «Знамя Победы» откроют в Идрице


Губернатор Псковской области Михаил Ведерников
Москва

Собянин: Московская неделя предпринимательства начнется 16 мая


Частные объявления в Пскове



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Моргенштерн

Пользователи Сети обсуждают новое совместное видео Моргенштерна* и Лизы Василенко: «С Диларой он таких эмоций не давал»



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Псков на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Жена оскандалившегося Валерия Меладзе провела вечер на концерте Земфиры в Испании

Театр, искуство, Россия и дети: кукольная фотосессия в Бурятии

Баста: «Я ходил в компьютерные клубы в Ростове. Любимый боец в MK – Шан Цунг»

Театра кукол «Ульгэр» в Улан-Удэ проводит етс фотосессию детям


Теннисист Надаль навестил в больнице 16-летнюю российскую теннисистку Корнееву

Названы победительницы матчей Рыбакиной и Путинцевой за четвертьфинал турнира в Мадриде

Потапова и Павлюченкова вышли в полуфинал турнира WTA в Мадриде в парном разряде

Касаткина проиграла Путинцевой и не смогла выйти в 1/4 финала турнира WTA в Мадриде


Tom Aspinall says UFC 304 start time is ‘awful’ and should be changed as Brit provides update on next opponent

5 Things To Remember When A Friendship Ends

Chat log from R7 of 2024: Gold Coast vs West Coast

China’s Huawei launches new software brand for intelligent driving