Добавить новость

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Не свыклись с обстоятельствами: выставка «До и после: проекты в арт-резиденции «Выкса»

Не свыклись с обстоятельствами: выставка «До и после: проекты в арт-резиденции «Выкса»

Проект в нижегородском Арсенале рассказывает, как шесть лет работы арт-резиденции «Выкса» изменили не только индустриальный моногород, но и самих художников.

О Выксе в последние годы все чаще слышат те, кто далек от индустриальной тематики, зато интересуется современным искусством. А началось все в 2011 году с фестиваля «Арт-Овраг», придуманного благотворительным фондом «ОМК-Участие» при поддержке Объединенной металлургической компании. Последней принадлежит Выксунский металлургический завод — градообразующее предприятие 60-тысячной Выксы. В названии фестиваля сразу обозначили то, что затем стало важным концептом — привязку к местности. У Выксы интересный ландшафт: выксунский парк изрезан оврагами, следами неудачного эксперимента XIX века — попытки вырыть искусственные пруды. Более успешным оказался другой вариант: каскад прудов, созданный на реках с помощью плотин. Он был необходим для заводов: до изобретения паровых машин механизмы приводились в движение водяными колесами. Вообще город сразу строился как индустриальный: в XVIII веке братья Баташёвы перенесли сюда заводы из Тулы — после того как императрица Елизавета из экологических соображений приказала закрыть предприятия в радиусе 200 верст от Москвы. И с тех пор история Выксы неразрывно связана с промышленностью. Многие моногорода сегодня переживают не лучшие времена, однако Выксе повезло: здесь все благополучно. А пришедшее с фестивалем современное искусство добавило городу новых красок. Менее чем в 200 километрах находится Нижний Новгород — всероссийский центр стрит-арта — и неудивительно, что волна муралов захлестнула индустриальную Выксу. На стенах появились работы, созданные известными художниками: Никитой Nomerz, Пашей 183, Славой Птрк и Мишей Most. Другой культовый автор Тимофей Радя установил светящуюся надпись «Это не сон». А легендарный Эрик Булатов создал свой самый большой мурал — комбинацию двух известных работ: «Стой — иди» и «Амбар в Нормандии». «Мне кажется, в Выксе сложно не почувствовать присутствие искусства — даже если нет каких-то событий. Воздух словно наэлектризован: всегда ощущается возможность встречи с искусством», — рассказал журналистам Алексей Масляев, один из кураторов выставки «До и после: проекты в арт-резиденции «Выкса», организованной Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с благотворительным фондом «ОМК-Участие» и Музеем истории ВМЗ.

Про арт-резиденцию надо сказать отдельно: она появилась в 2017 году и за шесть лет выпустила 55 художников. Резиденты приезжают на 4-8 недель, но сначала проходят строгий отбор: предпочтение отдается проектам, связанным с местным контекстом. Условия одновременно и райские, и сложные. С одной стороны, художникам оплачивают проживание и материалы; к тому же в прошлом году после реставрации открылся культурный центр «Волна» — бывшее кафе в белоснежном модернистском здании, где теперь есть и жилые комнаты с мастерскими, и пространство для выставок. Но времени дается немного — и не у каждого получается за отведенные недели выполнить проект. Пример тому — знаменитый художник Хаим Сокол, приезжавший в 2019-м не через общий конкурс, а по приглашению. «У него был проект на московской «Фабрике» о маленьком человеке, вписанном в гигантское производство, — объяснила журналистам со-куратор нынешней выставки Алиса Багдонайте. — Хаим хотел продолжить цикл на материалах Выксунского металлургического завода. Но сделать это не удалось: согласование доступа к архиву занимает много времени. К тому же невозможно было получить то, что ему требовалось. На выставке мы показываем созданные им изображения огромных пресс-машин. С одной стороны, они почти документальны. А с другой, напоминают космические корабли».

Выставка в Арсенале представляет работы 18 авторов. Кураторы признались, что выбор был сложным. «Мы остановились на двух ключевых фигурах — художника и зрителя, — объяснил журналистам Алексей Масляев. — Часть проектов мы выбрали, потому что они продолжали жить, даже когда художники покинули резиденцию. Другая часть представляет то, что запомнилось зрителям. Мы решили расспросить жителей Выксы, сопричастных деятельности резиденции: узнать, какие проекты остались в памяти — то есть продолжают жить в измерении личного опыта. Использовали анкету, основанную на проекте Антона Баранова, одного из участников арт-резиденции».

Еще один важный принцип выставки: рассматривая ее, зритель движется от мифа к документу. На одном конце спектра — работа Евгении Паниной «Сон единорога», исследующая сразу два мифа: локальный и общеевропейский. Первый связан с гербом Выксы, где изображен единорог — перекочевавший сюда с герба братьев Баташёвых. Второй зафиксирован еще в античном «Физиологе», где утверждалось, что изловить единорога способна непорочная дева. На выставке можно увидеть «шкуру» единорога, созданную художницей, а также видео самого перформанса — сложного и даже травматичного: Евгения ткет «шкуру» из грубых строительных нитей, ранящих ей пальцы.

Нижегородская команда «Той» обращается к повседневным мифам — заводскому фольклору и даже жкх-арту: на одной из работ изображено «солнышко», сделанное из бутылок и старых покрышек. Владимир Карташов и Даниил Пирогов актуализируют мифологемы народов, живших на этих территориях — эрзи и муромы. А Диана Капизова вспоминает историю выксунских прудов, часть которых навсегда исчезла после прорыва плотины Верхне-Выксунского пруда в 1881-м: от восьми осталось лишь четыре. Она предлагает новое фантастическое объяснение — чудовище, напавшее на город. А еще обращается к уцелевшему пруду Лебединка, точнее, к теме памяти: предлагает жителям рассказать о воспоминаниях, связанных с выксунскими прудами. Все это нашло отражение в видеоинсталляции: «Я решила создать архив памяти жителей — райский мирок под розовым небом. Почему под розовым? Когда я ехала в такси от вокзала до резиденции, обратила внимание, что небо — несмотря на ночь — розовато-фиолетовое. Я сама из заводского города — Первоуральска, где тоже развита металлургическая промышленность, и у нас очень похожее по цвету небо».

На перепутье между мифом и документом — работа Владимира Абиха: ржавый лист с прорезанным в нем лозунгом «Крепче стали» — одновременно и осязательно-конкретный, и отсылающий к советским идеологемам. «Срединное» положение занимает и проект Елены Сакирко — посвященный улице Ленина, которая есть почти в каждом городе.

— В детстве я жила на зеленой ветке московского метро, — рассказала Елена журналистам, — и думала, что «Ленино» (нынешняя «Царицыно». — Культура) — это моя станция. Разговоры о том, что она названа в честь Ленина, на меня не действовали. Впоследствии это подтолкнуло меня сделать проект про улицу Ленина, протяженность которой — если объединить все города — составляет более 8 тысяч километров. Получается, что люди из разных городов живут по одному и тому же адресу. А мне хотелось сделать так, чтобы улица Ленина стала улицей каждого из них: наполнить ее памятью, личными историями. Я связывалась с жителями разных городов, и они рассказывали про свой дом, вид из окна, присылали детские фотографии. И в итоге создали новое пространство, которая я назвала «Ленина улица».

Взаимодействие с людьми — причем, непосредственное — предполагает работа самого первого резидента: воронежского художника Ивана Горшкова. Огромная железная скульптура, напоминающая невиданного зверя, шесть лет стояла во дворе арт-резиденции, причем ее можно было не только трогать, но даже пинать или таскать туда-сюда. Непонятно как, но в ее железной, крепко сваренной «шкуре» в итоге проломили дыру:

— Мне давно хотелось сделать уличную скульптуру, которая трансформировалась бы под воздействием внешней среды, — рассказал Иван журналистам. — Потом появилась мысль о валяющейся железной скульптуре, которая не только не стоит на постаменте, но даже не имеет верха или низа — никакой ориентировки в пространстве. И которая приглашает попинать ее, подпалить зажигалкой, наклеить жвачку. Вся помятая, она как бы говорит молодым вандалам: попробуйте мне навредить, я стану только лучше. И Выкса — первое и единственное место, где удалось это воплотить. Потому что все-таки нужно помнить о безопасности. Сначала хотел поставить скульптуру на «Винзаводе» в Москве, но там припаркованы дорогие «Мерседесы» и БМВ, и, если кто-то начнет таскать по двору железную штуковину, может возникнуть недопонимание. А выксунский уютный дворик — идеальный вариант. Здесь скульптура под присмотром, никто ее не вытащит ночью на трамвайные пути.

Финальный раздел выставки окончательно переводит зрителей в документальное измерение. Здесь показаны фотографии Александры Деменковой, запечатлевшей сцены охоты. «Саша не просто фиксирует верхний слой реальности — это не эксплуатация героев, а совершенно другая модальность общения, — отметила Алиса Багдонайте. — Она дружит с людьми, живет в их домах и продолжает общаться после проекта. Скажем, она возвращалась в Выксу, но не заходила в резиденцию — потому что приезжала к жителям, с которыми подружилась. Что касается фотографий: в Выксе большое сообщество охотников, однако они не хотели брать кого-то с собой. Поэтому в резиденции Саша провела 2 месяца, пока один из охотников не откликнулся. Потом пришлось ждать еще месяц, когда начнется охотничий сезон. К сожалению, экспедиция длилась один день. Мы надеялись, что к выставке Саша доснимет серию, но пока не получилось. Мы показываем этот проект как незавершенный — возможно, он еще будет продолжен».

Работы, созданные в резиденции, можно назвать сайт-специфичными: они придумывались для конкретного места и вдохновлялись реалиями Выксы. Как удалось перенести их в пространство Арсенала? Алексей Масляев признался, что именно пространственные рамки навели на мысль расширить временное измерение: когда искусство не ограничено конкретными датами, как на афише выставки, но превращается в длительный процесс — художник и после резиденции продолжает заниматься проектом, а зритель не «отпускает» зацепившие его вещи: «Выставка — это возможность рассказать о резиденции как о неком формате институции. И поговорить об искусстве не в категориях материального объекта, а как о процессе, ситуации, событии коммуникации — отношениях, которые складываются между художником и зрителем».

«Культура» побеседовала с Алисой Багдонайте об особенностях работы арт-резиденции «Выкса»:

— Как складываются отношения с местными жителями? Легко они приняли современных художников?

— На выставке показаны примеры, когда люди становятся полноправными участниками проекта и работают с художниками как исследователи, статисты или протагонисты. С другой стороны, вовлечение в проекты не такое высокое, как хотелось бы. Частично в этом виновата архитектура резиденции: до переселения в «Волну» все было под заводским режимом и нельзя было просто зайти с улицы. Теперь же пространство стало открытым, к тому же появились новые программы. Еще до переезда заработали детские творческие мастерские — дети приходят с родителями, изучают художественные стили, создают свои произведения. Это помогает нарастить аудиторию.

Надо также помнить, что сами художники очень разные. Например, у нас был Гоша Острецов: он приезжал в первый год, когда институция еще не наладила работу. И хотя никого здесь не знал, к нему пришло огромное количество зрителей — как и к Ивану Горшкову. Это люди открытые, умеющие знакомиться, общаться — получается театр одного художника. А есть совершенно закрытые авторы, которые предпочитают работать в уединенном режиме. И ты не можешь навязать им общение с публикой.

Но в целом вовлеченность — еще и вопрос привычки. Люди ходят на выставки и музеи, потому что не видят свою жизнь без этого. В Выксе до появления «Арт-Оврага» такой привычки не было. Впрочем, резиденция — и это показывает наша выставка — обращена не только к аудитории Выксы, но и к сцене современного искусства. И это тоже важно: работая в Выксе, мы обращаемся к гораздо большей территории. И показываем, что не все движется из столицы к провинции: возможно и обратное движение. В общем, мне кажется, вовлеченность сегодня соразмерна тому, что предлагает Выкса и сколько людей может быть вовлечено. Но думаю, она будет увеличиваться.

— На проект в резиденции дается не так много времени. Что нужно резиденту, чтобы успешно его сделать? В чем секрет?

— Главное — когда художник точно знает, зачем он едет. Но мы прекрасно понимаем, что время в резиденции ограничено, и условия работы непростые: новое место, другие материалы, непривычный контекст. Потом, можно попросту устать, заболеть. Или художник заканчивает проект, но потом понимает, что эксперимент оказался тупиковым. Но все это важно для его карьеры в долгосрочном смысле. В науке мы тоже можем предложить гипотезу, провести эксперимент и понять, что в этом направлении двигаться не нужно. Как говорил Микеланджело, «отсекаю все лишнее». Было бы несправедливо утверждать, что арт-резиденция — место только для успешных проектов в карьере художника. Но даже условно неудачный проект все равно становится инвестицией в карьеру на длинной дистанции. Художник делает выводы, отвечает себе на какие-то вопросы. Иногда у него появляется мысль, которая выстрелит через много лет. И наша выставка рассказывает об этой неразрывной связи с резиденцией и ее влиянии на карьеру художника и на сцену искусства в целом.

Фотографии: Анастасия Пономарева. Предоставлены пресс-службой Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (Нижний Новгород).





Первоуральск

На Среднем Урале росгвардейцы приняли участие в акции, приуроченной к Всемирному дню донора крови


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В Свердловской области в два раза увеличилось число стобалльников

На Среднем Урале росгвардейцы приняли участие в акции, приуроченной к Всемирному дню донора крови

Где в Свердловской области разрешили купаться

Четыре пляжа признали безопасными для отдыха в Свердловской области

Новости Свердловской области

Владелец счета, который используют мошенники, заплатит пострадавшей свердловчанке

В пожаре под Первоуральском сгорели дедушка и две маленькие внучки

Спасенная при пожаре в свердловском поселке женщина скончалась

В Первоуральске приступили к ликвидации борщевика Сосновского


«Пункт назначения»: на российской трассе древесина насмерть придавила водителя легкового авто

В Свердловской области нашли всего четыре водоема, пригодных для купания

Где в Свердловской области разрешили купаться

Свердловские спасатели назвали причину пожара, в котором погибли мужчина и его маленькие внучки


Совершивший жесткую посадку на Урале Robinson R44 выполнял полет без разрешения

В пожаре под Первоуральском сгорели дедушка и две маленькие внучки

«Пункт назначения»: на российской трассе древесина насмерть придавила водителя легкового авто

Дедушка с двумя маленькими внучками погибли при пожаре в свердловском поселке


Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев
Свердловская область

Куйвашев поднял выплаты семьям контрактников до 400 000 рублей


Частные объявления в Первоуральске



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Концерт

Радость встречи с клоунами приносят массу положительных эмоций детям в Бурятии - Театр и Цирк, Культура и Концерт, Россия и Дети



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Первоуральск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

«Бах vs Чайковский» под величественными сводами Петрикирхе.

Возвращение певицы Жанны Агузаровой обернулось скандалом

Моргенштерн* жестко ответил хейтерам и защитникам Дилары

Театр и Цирк, Культура и Концерт, Россия и Дети: Учащиеся Гурульбинской школы восхитились мастерством жонглирования, игрой с хула-хупами, иллюзионистами цирка Бурятии


Овечкин, Яковлев, Фридзон и Мыскина сыграли в падел-теннис в Турции: «Победила дружба»

Теннисистка Самсонова вышла в финал турнира в Хертогенбосхе

«Ну и где здесь «группа смерти?» ATP показала, каким был бы Евро-2024 с теннисистами

Самсонова выиграла турнир WTA в Хертогенбосхе


Vavada Casino: a Leader in the Online Gaming Industry

'Hum bhi insaan hain': Pakistan allrounder Imad urges calm

Inside wicked world of ‘skinny scams’ as Ozempic and weight loss drug fraud attempts rise into the hundreds of thousands

Virtual Luck: Exploring Vavada Casino