Добавить новость
Ноябрь 2011 Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013 Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015 Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016 Апрель 2016 Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

«Сны Сибири» в диалоге с современным искусством — интервью с кураторами

0 153

Выставка «Сны Сибири» завершилась во Владивостоке и продолжает свое турне в Красноярске. «Сноб» поговорил с кураторами современной части экспозиции Кириллом Светляковым и Сергеем Ковалевским о том, возможен ли диалог между древностью и современностью и что ждет посетителей на выставке.

Дамир Муратов, «Сибирский пантеон», 2011 год

Иммерсивный проект, посвященный Сибири и Дальнему Востоку в археологии и современном искусстве, открылся сразу на двух площадках — в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова и музейном центре «Площадь Мира». В экспозиции более 90 древних артефактов и около 200 произведений современного искусства. Как пояснили организаторы: «две площадки — это два отражения, два опыта интерпретации музеями своих коллекций в предложенном контексте». В археологической части посетитель погрузится в рассказ о культурных традициях Сибири — от Пермского до Приморского края в исторических границах от неолита до средневековья. А в разделе современного искусства ему предстоит вступить в диалог с авторами, обращающимися к архаике прошлого за вдохновением и поиском новых смыслов.

Кирилл Светляков, куратор,

главный научный сотрудник и куратор Государственной Третьяковской галереи

Сноб: Работая над экспозицией современной части выставки в Красноярском художественном музее, на что вы ориентировались, чтобы лучше раскрыть тему неоархаики?

Кирилл Светляков: Прежде всего я ориентировался на археологический материал, который составляет ядро экспозиции музея на Площади Мира. Затем, исходя из этого материала, смотрел произведения современных художников с ориентацией на Сибирь, чьи работы могли бы перекликаться с археологической частью выставки. Кроме того, я ориентировался на коллекцию Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, а также выбрал работы трех художников из Новокузнецка и художников, уроженцев Нижнего Тагила, которые сейчас живут в Москве — это Владимир Наседкин и Татьяна Баданина. Владимир много путешествовал по Сибири, результатом его впечатлений стали работы на тему археологии и архаики.

Любопытно, но я заметил, что местом пересечения многих художников стала Хакасия. В разное время разных авторов, начиная с Василия Сурикова и Григория Гуркина и далее художников-шестидесятников, влекла Хакасия с ее степями и курганами. И это место тоже стало темой для экспозиции. Тем более, что у нас на выставке есть копии хакасских стел. Лично мне был интересен этот переход от натурных впечатлений до абстрактных композиций, от географии — к истории и воспоминаниям. 

Владимир Наседкин, из цикла «Сибирь», 1993 год
Владимир Наседкин, «Древняя Сибирь, 1990 год

Сноб: Скажите, как человек, глубоко изучивший вопрос, насколько тема неоархаики популярна в современном искусстве? Обращаются ли к ней зарубежные авторы или она близка только российским художникам?

Кирилл Светляков: Для меня важным маяком в современном искусстве является Венецианская биеннале, на которой и в 2019-м, и в 2022 году я видел очень много архаических форм. Во-первых, это маски, как одни из древнейших медиа и при этом очень популярные сейчас. Во-вторых, куклы, которые когда-то были связаны с шаманскими практиками. И, в-третьих, керамика и декоративное искусство. Последние биеннале реабилитируют разные ремесла, которые вообще считались неактуальными в последние десятилетия.

Почему появился заново этот интерес? Глубинная причина — состояние постмодерна: чем больше появляется технологий, тем больше человек испытывает влечение к иррациональному, потому что не способен на индивидуальном уровне осознать для себя многие процессы. Кто-то из художников говорит, что он связан с традицией, но вообще традиции оборваны индустриальной культурой и заново изобретаются также как импровизированные ритуалы в неошаманизме. Таким образом архаика шествует одновременно с техническим прогрессом, и на современном этапе они практически срослись.

Сноб: В чем ценность такого объединения прошлого и настоящего в одном пространстве?

Кирилл Светляков: Когда мы объединяем археологию и современное искусство, мы создаем некую новую культурную модель, в которой очень ранние вещи оказываются в близости с очень новыми вещами. Таким образом, мы воспринимаем огромный временной промежуток как нечто единое. Кто-то скажет, что когда мы предлагаем сравнить вещи III тысячелетия до нашей эры и вещи начала III тысячелетия нашей эры, мы отменяем время. Кто-то посмотрит и скажет: «А ведь мало, что изменилось». Но прежде всего изменился сам человек. Да, он обладает невероятными технологиями, но вот что он утратил, так это целостную картину мира, поэтому современные художники, как когда-то Василий Кандинский, обращаются к рисункам шаманов, в которых были схемы мироздания. В ранней архаике все было объединено, все существа и миры. Но не надо думать, что сегодня художники пытаются воспроизвести эти древние картины мира, нет, они используют архаические модели, чтобы на новом этапе представить мир как единое целое или как процесс.

Кроме того, произведения искусства, существовавшие на протяжении веков в классической традиции в виде скульптуры или картины, существуют до сих пор, но они очень сильно модифицированы, появилось много артефактов, которые в строгом смысле ни картинами, ни скульптурами не являются, поэтому на выставке много объектов, которые могут напоминать древние артефакты. И тут интересно, что эти формы современного искусства по своим визуальным характеристикам перекликаются с древними формами. Хотя в экспозиции будут и графика, и живопись, и произведения декоративно-прикладного искусства, но некоторые из них весьма странно выглядят. В качестве примера могу привести эскизы росписи Александра Суслова к роману Станислава Лема «Сумма технологий», в которых архаические знаки сочетаются с техникой, индустриальными мотивами, они переплетаются между собой, одно врастает в другое.

Александр Суслов, эскиз росписи к роману Станислава Лема «Сумма технологии», 1981 год

Сноб: Почему стоит посетить выставку «Сны Сибири»?

Кирилл Светляков: Посмотрите, сколько людей ходят с татуировками, а ведь это один из древнейших видов искусства и очень популярный сегодня. Другой пример — современные люди при общении в интернете используют не текст, а значки — современные пиктограммы. Музыка сейчас электронная, синтетическая, но она состоит из каких-то первичных сигналов, когда нет мелодического пения, но есть всхлипы, вскрики, шепоты и другие доречевые практики. И вот эти современные люди с татуировками и пиктограммами являются постиндустриальными людьми, которые в некоторых моментах напоминают людей архаических культур, хотя и не осознают этого. Поэтому мне кажется, что любому современному зрителю будет интересно прийти на выставку и попробовать представить себя внутри предложенной нами культурной модели. Я сам пытаюсь осознать соотношение архаики и современности в моем собственном культурном опыте, и мне бы хотелось, чтобы на нашей выставке посетитель смог соотнести личный опыт с коллективным опытом создателей работ, организаторов выставки и других зрителей.

Сергей Ковалевский

куратор и комиссар Красноярских музейных биеннале, арт-директор красноярского музейного центра «Площадь Мира», победитель V Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» в номинации Лучший региональный проект

Сноб: Скажите, почему вам, как куратору, показалось важным соединить эти две истории — древнюю археологию и современное искусство, которое представлено в вашем центре «Площадь Мира»?

Сергей Ковалевский: Встреча музея «Площади Мира» с пластикой древних богов Сибири — прекрасная возможность проявить и настроить базовые позиции нашего художественного собрания. Дать слово коллекции, раскрыть ее смысловой потенциал в контексте «сцепки времен» — естественная потребность живого музея.

Внутри темы содержатся очень сильные концептуальные мотивы и вызовы. Между модернистами и древними художниками существует “тайный договор”. Как точно заметил философ Агамбен: “Ключи модерного сокрыты в незапамятном и доисторическом”. И мне, конечно, тоже хочется прикоснуться к этой тайне — чуду родства сквозь тысячи лет. Это пронзительность времени какая-то. Здесь нас достигает реликтовое излучение начал мира.

И как всегда на Площади Мира существенным фактором экспозиционного проекта является своеобразие, если не сказать — субъектность, архитектурного пространства. На этой выставке мы замкнули каскад двух этажей кольцевым обходом, в процессе которого постоянно возникают взаимные рефлексии древнего и современного.

Сноб: Что для вас «археология современности», как вы сформулировали бы это понятие для тех, кто придет на выставку? Как увидеть и провести какие-то параллели, на что особенно обратить внимание?

Сергей Ковалевский: Словосочетание «архаика современности» содержит перспективный внутренний парадокс. Как представить настоящее, в которое человек погружен, отстоящим, отдаленным глубиной времени? Не зря ведь сказано: «Большое видится на расстоянии». Выстраивать и осваивать пространственные и временные дистанции внутри собственного мироощущения — истинная задача художника.

Корень слова «архаика» — греческое архэ, означает начало. И тема начал искусства продолжает актуализироваться сегодня. Теперь «новаторы» — «архаисты». И наше музейно-выставочное собрание-ансамбль, в свою очередь, откликается на «зов начал».

В разнообразии художественных стратегий «архаической» выразительности отчетливо проглядывают сквозные темы. Наверное, ведущий архетипический сюжет — о том, как и кем населяются “платоновские пещеры” художников, в которых одновременно обитают люди и звери, тени и ауры. Фигуры выходят из темноты. Здесь даже солнце лучится черным светом. В этом сиянии мрака, в темноте “ночи нашей души”, все еще скрываются проблески непостижимой божественной энергии. И, раз, возникает мысль о началах. По большому счету, речь идет о вечном возвращении в рай. В центре экспозиции, нашей “темной вселенной”, расположились Он и Она, «Адам и Ева». Хоровод мира зверей и людей закручивается вокруг этой первой пары, оробевшей перед неизвестностью под «березой познания».

Anna Bat, Объект «Скелет реки»,  2023 год

Сноб: Сергей, вы как никто знаете не только сибирскую, но и всю российскую современную арт-сцену. Есть ли сегодня разница между художниками из Сибири и авторами из других регионов России? Отличаются ли авторы из центральной России от сибиряков и если да, то чем?

Сергей Ковалевский: Скорее нет, чем да. Если и возможна особая «сибирская» линия в искусстве, то она еще не показалась миру. В искусстве принципиально индивидуален не объект изображения, а способ выражения, то, как сплетается ткань образа и возникает живая форма. С другой стороны, миссия художников — открывать миры, границы которых очень редко совпадают с номинальной географией.

Искусство, достигающее истока, начал творения, по существу — сверхрегиональная практика. Наверное, можно представить путь художественной мифологизации и концептуализации территории, который придаст ей высокий экзистенциальный статус. Как, например, тунгусское слово «шаман» стало общемировым именем для всех магов Земли… И будем надеяться, как шаманы в трансе путешествовали на Луну, так и «сибирский сон» искусства откроет доступ к миру. А Сибирь художников, возможно, и есть мировая пустота, заряженная началами.

Сноб: Почему стоит посетить выставку «Сны Сибири»?

Сергей Ковалевский: Сегодня продвинутые музеи мира предлагают не только подбор интересных экспонатов, но и пространство чувственного погружения в тему. Мы тоже стараемся создавать многомерную среду восприятия памятников и произведений. Специально выстраиваем и артикулируем визуально-пластические связи между объектами (и субъектами). Все это способствует раскрытию смыслов вещей, образует уникальную среду понимания, которая не передается фотографиями или текстами. В ней нужно присутствовать самому. Современная выставка — это место, где проявляются «слабые взаимодействия» и «отношения становятся формой».

Беседовала Елена Вербина

Выставка «Сны Сибири» в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова и музейном центре «Площадь Мира» проходит с 24 октября 2024 по 12 января 2025 года




Пермь

Выставка «Сны Сибири» охватила две площадки в Красноярске


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Объемы продаж цветных бриллиантов в России выросли на 43%: лидируют Краснодар, Казань и Воронеж

УрГАУ презентует свои достижения на международной отраслевой выставке

День народного единства с Моей Маркой

 Егор Кулишов из Самарской области в числе призеров Приволжского окружного хакатона проекта «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект»

Новости Перми

В Пермском монастыре состоялось прославление мощей священномученика иерея Петра

Томск вышел в финал конкурса "Молодежная столица — 2025"

ТСД SAOTRON RT41 GUN: практичный, производительный, надёжный

Управление Росгвардии по Пермскому краю информирует об изменениях в графике приема граждан


Люди в масках забросали камнями офис арбитражного юриста Мартиросяна в Перми

Объемы продаж цветных бриллиантов в России выросли на 43%: лидируют Краснодар, Казань и Воронеж

Пегас-Туристик сделал важное заявление о турах на зимний сезон

Нижегородских предпринимателей приглашают на форум по социальному предпринимательству


Пермские учёные узнали, как «увидеть» электромагнитное поле человека

НИКИ детства Подмосковья проводит стажировки для врачей-педиатров в субъектах РФ

Летом 2024 года продажи новостроек в Перми снизились на 27%

Цирк собирался привезти в Карелию незаконно гастролирующих животных


Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин
Москва

Сергей Собянин поздравил московских тренеров с профессиональным праздником


Частные объявления в Перми



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Юрий Башмет

Дирижер Башмет добился выселения бывших жильцов из своей квартиры в Москве



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Пермь на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Певица Бьянка станет новой участницей шоу «Звёзды в Джунглях»

Балетную обувь Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой и Владимира Васильева продали на аукционе почти за миллион рублей

«Была с кем-то всегда»: от чего пришлось отказаться Нюше ради карьеры

Пресс-секретарь Шнурова: Зоя также останется в группе, она никуда не денется


Елена Рыбакина провела первую тренировку на Итоговом турнире WTA

Рыбакина узнала первую сопернику на Итоговом турнире WTA-2024

Вена (ATP). Хачанов и Дрэйпер разыграют титул

Елена Рыбакина вылетела на Итоговый турнир WTA


Bay Area high school football: Weekend scoreboard, how Top 25 fared

Inside the dark world of randy sex pest dolphins who terrorise swimmers & try to ROMP with humans

Revealed: SC Freedom Caucus leader had numerous electronics seized by federal officers

You need the eyes of a movie hero to spot the 5 horror villains lurking near the crime scene in under 90 secs