Мы в Telegram
Добавить новость
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2 3 4 5 6 7 8
9
10 11 12 13 14 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

От патриархального дома к индивидуальному материнству: краткая история деревенских семей в СССР

0 253

Сегодня среди других гуманитарных и общественных дисциплин развивается отдельная междисциплинарная область под названием «Исследования материнства» (Motherhood Studies), но в России ее представителей пока немного. В этой статье мы вместе с Марией Хайкиной попытаемся разобраться, каким было материнство в советских деревнях и как оно менялось с течением лет.

В современном мире, наполненном советами, книгами, курсами, статьями и психотерапевтами, сложно представить, что меньше чем сто лет назад к материнству и детям относились совершенно иначе. Сегодня на вопрос ребенка «Мама, откуда я появился?» специалисты придумали массу ответов, соответствующих возрасту, полу и впечатлительности любопытствующего. Но совершенно по-другому воспринимают этот разговор люди старшего советского поколения.

«Разговоры о материнстве? Хм, не было такого. Не помню, чтобы мы вообще о чем-то таком родителей спрашивали. Не принято было как-то по душам разговаривать. Мать и отец доярками работали в колхозе за трудодни и палочки. Помню только, что рожать мама ездила в местный райцентр, а крестить приходили на дом», — рассказывает Зинаида Васильевна Б., жительница Переславля-Залесского. Ее детство прошло в селе Лыченцы Ярославской области.

Фольклористы Лора Олсон и Светлана Адоньева хронологически разделяют женщин на три периода по годам рождения: рожденные в 1899–1916 годах (до Октябрьской революции), рожденные в 1917–1929 годах (до начала коллективизации) и рожденные в 1930–1950-х годах (женщины, чья юность пришлась на послевоенные годы, а время социальной активности — на позднесоветский период). Зинаида Васильевна Б. относится к третьему поколению женщин, она 1952 года рождения.

Первое поколение: женщины 1899–1916 годов

Женщины 1899–1916 годов выросли в православных крестьянских семьях с дедом-большаком и бабкой-большухой во главе. У них был опыт воскресных походов в церковь, хороводов и посиделок в девичестве, они выходили замуж со сватами, причитали на свадьбе, учились у свекрови хозяйству и уходу за детьми. Эти женщины выходили замуж примерно в 1915–1920-м годах: они переходили в семью мужа, рожали двух и больше детей — и в этот момент их семьи раскулачивали, а земли национализировали. Это поколение, пережившее разрушение деревенской семьи-хозяйства, должно было героически выстоять, когда рушился социальный уклад деревни. В возрасте старше пятидесяти, столкнувшиеся с Советско-финской и Великой Отечественной войнами, репрессиями, они были вынуждены содержать семью и поднимать разорившееся хозяйство.

В деревне того времени между людьми существовали как вертикальные, так и горизонтальные отношения. Например, вертикальные отношения между дочерью и родителями менялись, когда парень и девушка вступали в брак.

Молодка выходила из подчинения своим родителям, переходя в семью мужа. Таким образом, связь между родителями и замужними дочерьми становилась горизонтальной. Взаимопомощь, советы и праздничная гостьба предлагались с обеих сторон, но все участники событий теперь становились равными. После замужества женщина переходила в подчинение к новой семье, и, соответственно, муж и его родители брали на себя ответственность за ее благополучие. Женщины, которых привезли из другой деревни, даже после развода или смерти мужа редко возвращались в родительский дом или родную деревню. В своих рассказах о жизни они говорят о семье мужа, его родителях и родственниках, воспринимая ее как свою.

Свадьба для этих женщин являлась важным этапом осознания себя как личности. Они были уже не подружками, дочерьми или девушками на выданье, а становились частью другой семьи, полноценными участницами женского общества и общества деревни.

В книге исследовательниц Лоры Олсон и Светланы Адоньевы «Традиция, трансгрессия, компромисс» приведено описание свадьбы Натальи Павловны Р. 1901 года рождения из деревни Старое Село Белозерского района Вологодской области.

«Приходят к невесте сваты: отец и мать жениха или кто поближе, сестра, а жениха не берут с собой. И вот заходят в дом и заводят разговор. Невестины родители ставят самовар и за чаем договариваются („Вот у вас есть товар, а мы пришли покупатели“), попьют чаю и договорятся совсем: когда будет свадьба и какие невеста должна дарить подарки… Если родители невесты были согласны отдать дочь замуж, устраивали смотрины двора жениха… Потом делают просватовство: приходит жених со своими родителями и близкими родными. И делают пропиванье: невесту пропивают, зажгут свечу и молятся Богу. Это уже закон. И если бы невеста вздумала выйти замуж за другого, то не смеет — боится Бога. Потом сходят в церковь и скажут попу, что вот такая-то девушка, например Марья, выходит замуж за Ивана. И дьячок после обедни объявляет, что эти вступают в брак».

Возможно, немногие были полностью готовы к свадьбе, но всем приходилось ее пережить — или оказаться в незавидном положении старой девы. Это был компромисс, на который требовалось пойти. Сам ритуал подгонял все индивидуальные женские различия и психологическую неуверенность под свою предсказуемую логику.

Брак не был ни началом, ни окончанием свободы — скорее он предполагал перемещение невесты из одного патриархального института контроля (родительская семья) в другой (семья мужа). Выходя замуж, женщина не становилась сильнее или слабее, но начинала подъем по иерархической лестнице к самой верхней ступени — позиции большухи, находясь на которой женщина обладала максимальной властью наряду с максимальной ответственностью.

Нормой было существование обрядов и ритуальности, сопровождавших женщин на протяжении всей жизни. Основой крестьянского существования являлась семейная форма труда, построенная на гендерном разделении и аграрном хозяйстве.

Существовала также магическая практика лечения детей, не предполагавшая намеренного обучения или развернутого толкования: молодая мать осваивала эти умения непосредственно, через вовлечение в лечение. Навыки повивальных бабок передавались из поколения в поколение, до последнего их держали в секрете. Бывало, что секреты и практики так и умирали вместе с их носительницей.

«Сам я из деревни под Мелитополем. У меня бабушка Аня рожала 18 раз. А выжило только два человека. Моя мать София, родившаяся в 1917 году, и ее старшая сестра Вера 1905 года. Конечно, никаких больниц не было, рожали дома. Может, кто был побогаче, фельдшера приглашали, а так все дома. Тогда была революция и гражданская война. Бабушка моя была молоканкой и соблюдала традиции веры. Закончила всего два класса деревенской школы, путала буквы „а“ и „о“, читать не умела. Ее муж [мой дед] умер от тифа.

Когда пришли немцы, нас выгнали жить на кухню в хате. Так и жили мы до освобождения в маленькой кухоньке — я, мама, Вера с тремя детьми (ее муж погиб на фронте в 1942 году) и бабушка. Потом мы уехали с матерью и отцом в город Реж, а остальные остались», — рассказывает Григорий Петрович С. 1940 года рождения.

Эти женщины следовали приметам, традициям и религиозным убеждениям, учились у свекровей уходу за детьми и воспитанию. Одной из таких традиций являлось, например, «дарение ложки на первый зубок». Ложка была предметом индивидуального пользования, поэтому дарилась новому члену семьи.

Тяжелый крестьянский труд, сельскохозяйственная экономика с низкой продуктивностью, отсутствие должной медицинской помощи и антисанитарные условия приводили к высокой детской и женской смертности.

«В доме справляет [женщина] всю домашнюю работу, и в поле — вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге»,  пишет этнограф Ольга Семёнова-Тян-Шанская в книге «Жизнь Ивана».

В конце XIX  начале XX века в царской России стремительно развивалась система здравоохранения. В 1901 году по инициативе педиатра Н.П. Гундобина была создана официальная комиссия для изучения детской смертности. В 1904-м врач Н.А. Русских организовал «Союз борьбы с детской смертностью в России», в 1908-м создается «Общество охраны материнства и младенчества в Москве», а в 1909-м — «Московское общество борьбы с детской смертностью».

Важнейшей вехой стал 1913 год, когда после Первого съезда детских врачей по предложению педиатра К.А. Раухфуса было организовано Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества. В его задачи входило создание на благотворительные средства детских консультаций, молочных кухонь, яслей и приютов.

Постепенно формировалась концепция будущей системы охраны материнства и младенчества. Но ее практическое создание отложилось на долгий срок из-за Первой мировой войны и последовавших за ней событий 1917–1924 годов.

В пореформенное время распространение получило принятие родов профессиональными акушерками, поэтому молодое поколение охотнее обращалось к ним за квалифицированной медицинской помощью, а не к сельским повитухам, чья безграмотность могла оказаться губительной и для роженицы, и для ребенка.

Однако даже в 1914 году только 2% родов было принято профессиональными врачами.

Первая мировая война и революция 1917 года не только замедлили развитие системы здравоохранения, но и вызвали деградацию, обусловленную как разрушением инфраструктуры, так и отсутствием кадров из-за призыва врачей на фронт. Однако с начала 1920-х годов развитие этой системы в России получило мощный толчок, обусловленный тем, что идеи охраны народного здоровья, созревшие в русском обществе еще в дореволюционный период, получили институционально-политическую поддержку со стороны правительства. Большую роль в этом сыграл энтузиазм молодых врачей, на которых повлияло и то, что благо народа было провозглашено основной целью нового социалистического государства.

В декабре 1917 года коллегия Народного комиссариата государственного призрения, возглавляемого А.А. Коллонтай, принимает решение о создании Отдела охраны материнства и младенчества. Он начал функционировать 1 января 1918 года под руководством В.П. Лебедевой. По декрету Наркомата все учреждения, занимающиеся обслуживанием матери и ребенка, перешли в ведение этого отдела.

С приходом к власти большевиков отношение к охране материнства и детства приняло политизированный характер, так как речь теперь шла об охране здоровья «женщины-работницы» и о создании возможностей для нее сочетать производственный труд с материнством.

Однако женщины, привыкшие работать на своей земле, проводившие жизнь и воспитывавшие детей в традициях деревенской семьи, обходили стороной политизированные институты. Их взгляды совершенно не совпадали со взглядами детей, чье детство пришлось на 1920-е годы. Несмотря на то, что многие дочери переняли уважение к старшей женщине в доме и еще не были жестко политизированы, на них существенно повлияла новая власть, которая ставила перед собой задачу избавить детей от деревенско-традиционных взглядов их матерей.

«Мы должны изъять детей из-под грубого влияния семьи, <…> взять их на учет, скажем прямо — национализировать. С первых же дней их жизни они будут находиться под благотворным влиянием коммунистических детских садов и школ», — отмечал советский педагог А.Б. Залкинд.

Таким образом, в деревенской семье и во взаимоотношениях женщин и их дочерей в результате революции образовался разлом, а усугубила его жесткая тоталитарная политика, направленная на уничтожение всего старого и неугодных государству людей.

Второе поколение: женщины 1917–1929 годов

Женщины этого поколения выходили замуж уже без сватов, но всё еще жили по законам своих предшественниц и правилам традиционной деревенской семьи. На их молодые плечи легло образование колхозов, работа за трудодни и становление личности в рамках новых советских реалий. Многие из них уже были образованными, поскольку идея всеобщего образования вела к освобождению и раскрепощению женщины.

Переломным моментом в развитии системы охраны материнства и детства в СССР стал 1930 год, когда было принято постановление от 26 июля о запрещении абортов. В действительности оно имело более широкий характер и называлось «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, о расширении сети родильных домов, детских яслей и детских домов, об усилении наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве об абортах».

Именно в это время в официальный дискурс советского материнства вводится слово «священный». Первая глава книги «Советская женщина — счастливая мать», вышедшей в 1937 году, предваряется эпиграфом из декрета, запрещающего аборты:

«Ни в одной стране в мире женщина не пользуется таким полным равноправием во всех областях политической, общественной жизни и в семейном быту, как в СССР».

Женщины теперь представлялись как матери по определению, а сами матери — как главные исполнительницы родительской и семейной функций. Несмотря на это, в колхозах плохо относились к пропускам рабочих дней из-за беременности или по уходу за ребенком. Эта практика в значительной степени противоречила дореволюционной традиции, согласно которой женщина скрывалась от посторонних взглядов в течение сорока дней после родов, чтобы уберечь себя и ребенка от дурного глаза.

Воспитывая и обучая ребенка, в том числе вне школы, государство достигало как минимум двух целей: занимало детское время, освобождая мать для производительного труда и защищая детское сознание от воздействия традиционалистского материнского мировоззрения.

Советская власть быстро поняла, что из таких детей воспитать «нового человека» намного проще, чем из их родителей. Предыдущее поколение было искалечено войнами и голодом, оно всё еще было религиозно, неграмотно или идеологически неверно воспитано. Детей же в школах было проще ограждать от влияния дореволюционных традиционных устоев.

Ребенок в Советской России рассматривался не только как объект воспитания, но и как субъект исторического процесса. Дети включались в политику через систему детских коммунистических организаций и должны были стать агентами власти в обществе взрослых, не сумевших расстаться с дореволюционным мироощущением. Делегирование субъектности ребенку также служило способом воздействия на него: детей привлекал статус «маленьких взрослых», возможность быть причастными к строительству нового коммунистического мира.

Поскольку советскую идеологию взрослое население провинции усваивало неравномерно, дети часто сталкивались с противоречиями, когда в школе провозглашался один способ отношения к миру, а дома — другой. Это заставляло ребенка делать выбор между ценностями семьи и общества и вступать в конфликт с одной из сторон либо постоянно менять свое поведение в зависимости от окружения.

В положении «О единой трудовой школе Российской Социалистической Республики», утвержденном декретом ВЦИК от 16 октября 1918 года, значилось, что обучение в школе 1-й и 2-й ступеней должно быть бесплатным, а посещение ее — обязательным для всех детей соответствующего возраста. В реальности добиться заявленных целей удалось только спустя почти 20 лет.

Создание новых, советских нормативов материнского поведения и активное обличение «старых» (традиционных) практик воспитания детей (особому остракизму подвергались методы воспитания в крестьянских семьях) вызывали непонимание и неприятие со стороны матерей-крестьянок. Призывы к крестьянкам беречься во время беременности наталкивались на невозможность выполнить это условие при ведении домашнего хозяйства, особенно в период полевых работ. Отсутствие женских консультаций и акушеров в сельской местности, а также слабая подготовка молодых медицинских кадров не оставляли другого выбора, кроме как роды по старинке у сельских повитух.

На это поколение женщин в значительной степени повлиял и опыт послевоенного вдовства. Они вышли замуж в конце 1930-х и в 1940-е годы. Их мужья ушли на фронт, многие погибли. К концу войны больше половины женщин этого поколения были солдатскими вдовами, а семьи остались однополыми.

В 1944 году в стране было принято новое законодательство о семье, учреждены правительственные награды для многодетных матерей, введен налог на бездетность.

Тема материнства получила официальный политический статус. Образ женщины, окруженной детьми, приобрел монументальность и торжественность. Именно такими страна хотела видеть всех советских женщин.

Разделение рабочих и семейных сфер среди колхозников и колхозниц также привело к плачевной ситуации. Статус женщин теперь предполагал многие мужские обязанности: например, они отвечали за социализацию детей обоих полов, заботились о домашнем хозяйстве, управляли финансовыми ресурсами семьи. При этом мужчина в доме сохранял статус главы семьи.

Жизненные обстоятельства и социальные роли женщин этого и следующего поколений отличались от традиционных. Из-за растущей миграции в города, усилившейся в 1960-х, дети женщин второго советского поколения часто уезжали работать далеко от дома и возвращались в деревню на праздники и летом; те, что оставались в деревне, обычно после свадьбы переезжали в отдельные дома и начинали жить своим хозяйством (в деревне получить отдельную жилплощадь было намного проще, чем в городе).

Таким образом, когда женщины второго поколения становились большухами, часто им некому было передавать большину. Супружеские пары начиная с 1960-х годов, вырастив детей, живут одни в своем доме. Номинально они остаются большаком и большухой — хозяевами, но уже без большой семьи и связанных с ней отношений.

Определенные практические решения позволяли этим пожилым одиноким женщинам — главам хозяйства — оставаться в своих деревенских домах до самой смерти. В некоторых областях было принято, чтобы овдовевшая женщина переезжала на зиму — самое тяжелое время в деревне — в городской дом своих взрослых детей. Весной она возвращалась обратно, так, чтобы успеть посадить овощи в огороде. Были и другие способы, посредством которых старые женщины поддерживали свое хозяйство, когда слабели физически: держали козу вместо коровы (для козы не нужно заготавливать много сена, ее легче «обряжать»), нанимали местных мужчин, которые помогали с тяжелыми хозяйственными работами. К ним часто приезжали помогать взрослые дети; с ними вместе жили взрослая незамужняя дочь или неженатый сын либо сами женщины заботились друг о друге.

В течение 1930–1980-х годов единственной возможностью для многих женщин публично показывать что-то из «старой жизни» было участие в фольклорных хорах. Эта деятельность, поддерживаемая советским государством, была важна для деревенских женщин потому, что позволяла им быть открытыми хоть в какой-то части своей биографии.

На сцене, с хором они пели песни своих матерей, в которых могли выразить и пережить глубоко личные чувства с помощью слов, известных всем.

Третье поколение: женщины 1930–1950-х годов

Третье советское поколение женщин родилось между 1930-ми и 1950-ми годами, их молодость пришлась на 1950-е и 1960-е годы. Именно в это время острее всего ощущается межпоколенческий разрыв. Дело не только в том, что дети этого поколения уезжали из деревни; те, что всё-таки оставались, часто стремились как можно скорее отделиться от родителей и зажить своим домом. Эти женщины начинают конфликтовать со свекровями, потому что хотят считаться полноценными хозяйками в доме.

Советский культ материнства и желание женщин проявить себя, свои стремления стали основой конфликта между молодыми замужними женщинами и их свекровями.

Многие женщины этого поколения — дети военных и первых послевоенных лет: они были сиротами или детьми, рожденными вне брака солдатскими вдовами. Пуританский взгляд на сексуальную жизнь был привит им еще в детстве как матерями, так и другими женщинами, например соседками. Усугублял ситуацию страх, внушаемый предыдущими поколениями, которые столкнулись с различными репрессиями.

Ужесточившаяся политика Советов привела к страху людей за своих близких, поэтому не только равный статус в доме привел к разлому. Теперь знания, как и рассказы о семье, взгляды на хозяйство, религиозность, больше не были тем, что передавалось от старших к младшим. Стравленные между собой еще на Гражданской войне поколения становились еще более отчужденными друг от друга.

В это же время происходит номинальный возврат к свадебной ритуальности, но уже без причитаний, поэтому ритуалы вроде выкупа, утра невесты, расчесывания волос подружками были скорее номинальными.

Вот что рассказывает о своей свадьбе моя бабушка, Антонина Петровна Ф. 1943 года рождения из рабочего поселка Талицы (в 1942-м получил статус города). Она переехала в Екатеринбург, как только ей исполнилось 17 лет.

«В 1965 году в декабре у нас с мужем [Алексей Олегович Ф.] была комсомольская свадьба. Муж мой был комсомольским активистом, я была комсомолкой и работала на стройке. Жили в общежитиях, он в мужском, а я в женском. Такую свадьбу можно было попросить организовать на предприятии. Нам ее сделали через его друга Джамбула, который был секретарем комитета комсомола.

Напротив завода была столовая, они взяли все приготовления и расходы на себя. Платье я взяла у старшей сестры. Колец на свадьбе не было. Я уже потом, на первую зарплату после свадьбы купила себе обручальное кольцо. Так им гордилась!

Алексей [жених] с Джамбулом приехали к женскому общежитию, чтобы выкупить меня. Вахтеры, конечно, не впускали сразу, нужно было откупиться. Потом мои девчонки-соседки закрыли дверь в комнату, Джамбулу пришлось петь песни и давать символический выкуп. Шутейный, конечно.

В столовой были две шеренги гостей, в основном рабочих с завода Алексея. Вручали цветы и почему-то преподнесли одну вазу. Его родители не приехали, им не нравилось, что я была из простой рабочей семьи. А они были интеллигенцией, учителями. Хотя, в общем-то, тоже из деревни.

У меня даже есть вырезка в городской газете „Наша свадьба“.

После свадьбы мы сняли в одном из домов пристройку. В самом доме жила старуха, а мы платили ей за съем. Там стояла кровать, печка и стол. Жили там, пока не получили комнату. Муж перешел из отдела в цех работать».

Женщины этого периода достигали статуса взрослой женщины уже к 25 годам. Многие из них, уехав из деревни в город, отделялись таким образом от родителей и трудоустраивались, создавали семьи, а затем завершали профессиональное образование. Связь между браком и деторождением была очень сильной (протогенетический интервал составлял менее года). Такая однородность наступления стартовых событий отражала однородность взглядов, условий жизни, доходов, существование единых общественных и законодательных норм, регулирующих время и порядок наступления событий.

К 1960-м годам в результате советской перестройки общества семья была названа коллективом. Но этот проект оказался нежизнеспособен, поскольку забота о детях не могла осуществляться силами супругов, полностью вовлеченных в общественное производство.

В это время часто встречаются женщины, которые уходили с производства намного раньше пенсионного возраста, как правило, после рождения второго ребенка. Советская идеология так и не смогла определиться с тем, что для нее важнее — семья или коллектив.

Как отмечают исследователи, сегодня и городские, и деревенские жители имеют дело со сценариями брака и семейной жизни, сформированными очень недавно. Часто эти сценарии идут от советских матерей, для которых брак — это «счастье». Белое платье в пол, принцесса на свадьбе, а затем молодые матери и отцы, обремененные детьми, которых они пытаются встроить в свою рабочую и социальную жизнь, часто без помощи родителей жены и мужа.

Патриархальная многопоколенная семья с коллективным воспитанием ушла в прошлое, уступив место индивидуальному материнству.




Переславль-Залесский

Экономика: Китай делает торговлю с Россией более дорогой


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Во Владимирской области отремонтируют более 60 км дорог, ведущих к памятникам Великой Отечественной войны

ВТБ открыл обновленный офис в Рыбинске

Губернатор рассказал о создании муниципальных округов в Ярославской области

УФАС Подмосковья выявило сговор в сфере дорожно-строительного комплекса

Новости Ярославской области

УФАС Подмосковья выявило сговор в сфере дорожно-строительного комплекса

Стоматолог Татьяна Сумцова: какие зубные пасты вредны для зубов

Ярославский суд отменил оправдательный приговор обвиняемой в мошенничестве

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о роли несырьевого экспорта в российской экономике


За пересечение сплошной линии дорожной разметки у переславца забрали машину

В Ярославской области страшная авария унесла жизни четырех человек

В Ярославской области с щенка сняли 88 клещей

В Ярославской области в ДТП погибли трое взрослых и один подросток


В ожидании праздника: полезное чтение, которое помогает настроиться на Страстную неделю и Пасху

Четыре человека погибли в ДТП на трассе под Ярославлем

Четыре человека погибли в ДТП в Переславле-Залесском

Эксперт дал советы начинающим инвесторам


Губернатор Ярославской области Михаил Евраев
Москва

Столичный мэр реорганизовал управы в ТиНАО


Частные объявления в Переславле-Залесском



Загрузка...
Персональные новости
Баста

Брейн присоединился к СКА. Баста выложил фото с ним: «Приветствуем Сергея в нашей большой семье»



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Переславль-Залесский на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

«Возомнил себя Полом Маккартни?»: Соседов назвал причину творческого провала Никиты Преснякова в США

В День Пушкина театр кукол «Ульгэр» в райцентре Бурятии: Россия, Культура, Дети

Пианист Мирослав Култышев выступит с концертом в "Зарядье"

Игорь Бутман заявил, что Пугачева ему безразлична, и назвал ее ЖКП


Азаренко вышла в четвертьфинал турнира WTA-1000 в Риме

Даниил Медведев одолел 121-ю ракетку мира Меджедовича и вышел в 1/8 финала Рима

Стало известно, при каком условии Медведев может опуститься на 5-е место рейтинга ATP

Теннисист Медведев может спуститься на пятое место в ATP после "Мастерса" в Риме


Derrick Lewis scores vicious knockout, moons crowd at UFC St. Louis 

Camila Giorgi ‘flees Italy with family’ as tennis star-turned-lingerie model breaks silence on retirement mystery

MTA reveals new electric buses, charging stations in Queens

Citadel CEO Ken Griffin says the anti-Israel college campus protests are just 'performative art'