Романовский месяцеслов. №3: Александр Невский
Романовский месяцеслов. №1: Агафия Панормская
Романовский месяцеслов. №2: Александра Римская
Святой благоверный князь Александр Невский родился якобы 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском.
Главный завет святого Александра Невского — это защита своей Родины и труд для нее. Если он совершается во имя Божие, то этот труд есть исполнение воли Божьей. Потому Господь исполнил Русскую землю благодатью и богатством, а святому Александру Невскому даровал жизнь после смерти в его посмертных чудесах, в делах его потомков и последователей.
На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.
Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время". Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.
О праведной жизни князя свидетельствовало его рождение от благородных и праведных родителей, его премудрость и благочестие, которые он явил с детских лет, его внешнее и внутреннее сходство с библейскими героями, его нищелюбие и милостыня, забота об иноческом и священническом чине, защита вдовиц и сирот, праведный суд и воинские подвиги, совершенные при поддержке божественных сил — Святой Софии, Святой Троицы, святых мучеников Бориса и Глеба, ангелов и самого Господа. При большом самопожертвовании, смирении и кротости ясно были видны в нем стойкость и чистота православной веры, желание «паче меры» сподобиться ангельского образа и даже схимы.
На практику почитания святого князя во многом повлияло то обстоятельство, что младший сын Невского героя святой князь Даниил стал родоначальником династии московских князей, а последние волею судеб стали во главе объединения всех Русских земель вокруг Москвы в национальное, а потом и многонациональное централизованное Русское государство.
Рождественский Владимирский монастырь, в котором был похоронен святой Александр Невский, считался до 1561 года первым по рангу среди монастырей Московской Руси, «архимандритьей великой». В течение многих веков в этой обители возникали все новые и новые рассказы о многочисленных чудесах, происходивших от мощей святого князя.
Чудеса не прекратились и после того, как во время пожара 23 мая 1491 года мощи святого князя якобы сгорели (по данным Воскресенской летописи и Степенной книги). Но даже это событие было истолковано рождественскими монахами как новое проявление святости князя: накануне пожара многие лицезрели, как над главой каменной церкви поднимался ввысь на быстром коне окутанный в облако святой Александр Невский, а его чудотворные мощи виделись в огненном озарении, «но обаче Богом тако сохранени быша». С тех пор владимирский монастырь стал называться монастырем Рождества Пресвятой Богородицы и святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.
Венчавшись на царство в 1547 году, Иван IV повелел для укрепления своей власти прославить «Второго Константина», «Нового Владимира», «предивного чудотворца великого князя Александра».
Общерусский собор в Москве 26 февраля 1547 года официально канонизировал князя-инока как общерусского святого и установил ему церковное празднование 23 ноября.
Поворотный пункт в истории почитания Невского героя связан с именем царя Петра Великого. Оба они родились в один день — 30 мая. В честь Александра Невского назвал Пётр второго из своих сыновей.
200-й год - это 1691-й. Впрочем, скончался царевич тоже в 7200-м году, но уже в 1692-м. В начале поста приведена его мерная икона (мерной назвалась икона, которая по высоте соответствовала росту («мере») новорождённого и изображала тезоименного ему святого).
Славные воинские подвиги князя Александра Ярославича на берегах Невы привлекали внимание царя Петра. 16 мая 1703 года в устье Невы был заложен город Санкт-Питербурх, который царь решил сделать столицей. Новый город нуждался в небесных покровителях, и они были найдены: наряду со святыми апостолами Петром и Павлом небесным покровителем города стал святой Александр Невский. Царь Петр и его ближайший помощник князь А.Д. Меншиков заложили летом 1710 года у впадения речки Черной в Неву монастырь в честь Святой Троицы и святого Александра Невского.
29 мая 1723 года последовал указ императора Петра о перенесении мощей святого Александра Невского из Владимира в Петербург. Выехавшая во Владимир комиссия занялась приготовлениями к перенесению мощей. Согласно именному указу были устроены ковчег для раки с мощами и пышный балдахин для ковчега, который должны были нести 150 солдат. В том же 1723 году, 11 августа, началось торжественное шествие из Владимира, в котором участвовало несколько тысяч людей. Процессия двигалась то сухопутным, то водным путем, на корабле. Шли через Москву, Тверь, Новгород. Затем ковчег везли на корабле по Волхову, по Ладожскому озеру до Шлиссельбурга, оттуда по Неве в предместья Петербурга, куда прибыли 18 сентября 1723 года. Торжественная встреча мощей в Петербурге была перенесена на следующий год — 30 августа 1724 года, в очередную годовщину заключения Ништадтского мира. В назначенный день Петр I выехал на галере к устью Ижоры. Он сам помог перенести ковчег с мощами с корабля на свою галеру, сам сел за руль, а сенаторов и сановников посадил за весла. На берегах Невы тем временем выстроились войска, столпилось множество народа; пушечным салютом и колокольным звоном встречала свою новую святыню Северная Пальмира, которая с 1712 года стала столицей Российской империи. Император лично участвовал в перенесении ковчега на берег. По преданию, он якобы открыл ключом ковчег, посмотрел на мощи и затем, закрыв ковчег, выбросил ключ в Неву, чтобы никто другой больше не открывал ковчег со святыми мощами. У ворот монастыря процессию встречал крестный ход во главе с новгородским митрополитом Феодосием Яновским. Петр лично перенес ковчег в придел верхней Благовещенской церкви Александро-Невского монастыря; позднее его перенесли в Троицкий собор лавры (1790), где он находился до 1922 года, когда, по решению советских властей, ковчег был передан в Казанский собор (тогда — Государственный музей истории религии и атеизма). В 1989 году, 6 мая, ковчег с мощами был возвращен Русской Православной Церкви и вновь помещен в Александро-Невскую лавру.
Так владимирский святой превратился в небесного покровителя Петербурга, царствующей династии и Российской империи.
Начался Петербургский период церковного почитания Невского героя. Самый день празднования был перенесен с 23 ноября на 30 августа. Все шесть Александров в царской семье праздновали тезоименитство уже в день перенесения мощей.
Первым Александром в имперский период стал Александр Павлович, родившийся в 1777 году. Википедия пишет про связь выбора имени и греческим проектом, но я никакой связи не вижу: в отличие от Константина Александр предназначался для России, а не для Цареградской империи.
Про Александра Благословенного говорить не приходится: «Он взял Париж, он основал Лицей». Памятник ему красивый, даже большевики его с площади Урицкого не стали убирать.
Вторым стал Александр Николаевич, племянник Императора Александра, в честь него названный в 1818 году. Все памятники в России Александру II Освободителю большевики снесли, поэтому проиллюстрируем памятником в Гельсингфорсе.
Потом был Александр Александрович, Александр III Миротворец, родившийся в 1845 году. Памятник работы Паоло Трубецкого сохранился благодаря Демьяну Бедному.
В 1919 году на пьедестале было выбито четверостишие Д.Бедного и над ним надпись:
ПУГАЛО
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Памятник и до того вызывал неоднозначную реакцию:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
Нынче иначе изображают:
В 1866 году Александром назвали сына младшего из братьев Государя, Михаила Николаевича, а в 1869-м - внука, сына цесаревича. 30 августа 1870 года одновременно праздновали тезоименитства четырёх Александров.
Однако младший из Александров Александровичей вскоре скончался, не дожив до года, единственное в жизни фото печальное.
Наконец, в 1875 году родился последний из Александров - внук Государя от второго сына, Владимира Александровича.
Он стал последним из названных Александрами в царской семье. Умер в 1877. Александр Второй был убит в 1881. Александр Третий скончался в 1894. Александр Михаилович дожил до 1933 года.
Похороны есть на видео
Романовский месяцеслов. №2: Александра Римская
Святой благоверный князь Александр Невский родился якобы 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском.
Главный завет святого Александра Невского — это защита своей Родины и труд для нее. Если он совершается во имя Божие, то этот труд есть исполнение воли Божьей. Потому Господь исполнил Русскую землю благодатью и богатством, а святому Александру Невскому даровал жизнь после смерти в его посмертных чудесах, в делах его потомков и последователей.
На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.
Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время". Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.
О праведной жизни князя свидетельствовало его рождение от благородных и праведных родителей, его премудрость и благочестие, которые он явил с детских лет, его внешнее и внутреннее сходство с библейскими героями, его нищелюбие и милостыня, забота об иноческом и священническом чине, защита вдовиц и сирот, праведный суд и воинские подвиги, совершенные при поддержке божественных сил — Святой Софии, Святой Троицы, святых мучеников Бориса и Глеба, ангелов и самого Господа. При большом самопожертвовании, смирении и кротости ясно были видны в нем стойкость и чистота православной веры, желание «паче меры» сподобиться ангельского образа и даже схимы.
На практику почитания святого князя во многом повлияло то обстоятельство, что младший сын Невского героя святой князь Даниил стал родоначальником династии московских князей, а последние волею судеб стали во главе объединения всех Русских земель вокруг Москвы в национальное, а потом и многонациональное централизованное Русское государство.
Рождественский Владимирский монастырь, в котором был похоронен святой Александр Невский, считался до 1561 года первым по рангу среди монастырей Московской Руси, «архимандритьей великой». В течение многих веков в этой обители возникали все новые и новые рассказы о многочисленных чудесах, происходивших от мощей святого князя.
Чудеса не прекратились и после того, как во время пожара 23 мая 1491 года мощи святого князя якобы сгорели (по данным Воскресенской летописи и Степенной книги). Но даже это событие было истолковано рождественскими монахами как новое проявление святости князя: накануне пожара многие лицезрели, как над главой каменной церкви поднимался ввысь на быстром коне окутанный в облако святой Александр Невский, а его чудотворные мощи виделись в огненном озарении, «но обаче Богом тако сохранени быша». С тех пор владимирский монастырь стал называться монастырем Рождества Пресвятой Богородицы и святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.
Венчавшись на царство в 1547 году, Иван IV повелел для укрепления своей власти прославить «Второго Константина», «Нового Владимира», «предивного чудотворца великого князя Александра».
Общерусский собор в Москве 26 февраля 1547 года официально канонизировал князя-инока как общерусского святого и установил ему церковное празднование 23 ноября.
Поворотный пункт в истории почитания Невского героя связан с именем царя Петра Великого. Оба они родились в один день — 30 мая. В честь Александра Невского назвал Пётр второго из своих сыновей.
200-й год - это 1691-й. Впрочем, скончался царевич тоже в 7200-м году, но уже в 1692-м. В начале поста приведена его мерная икона (мерной назвалась икона, которая по высоте соответствовала росту («мере») новорождённого и изображала тезоименного ему святого).
Славные воинские подвиги князя Александра Ярославича на берегах Невы привлекали внимание царя Петра. 16 мая 1703 года в устье Невы был заложен город Санкт-Питербурх, который царь решил сделать столицей. Новый город нуждался в небесных покровителях, и они были найдены: наряду со святыми апостолами Петром и Павлом небесным покровителем города стал святой Александр Невский. Царь Петр и его ближайший помощник князь А.Д. Меншиков заложили летом 1710 года у впадения речки Черной в Неву монастырь в честь Святой Троицы и святого Александра Невского.
29 мая 1723 года последовал указ императора Петра о перенесении мощей святого Александра Невского из Владимира в Петербург. Выехавшая во Владимир комиссия занялась приготовлениями к перенесению мощей. Согласно именному указу были устроены ковчег для раки с мощами и пышный балдахин для ковчега, который должны были нести 150 солдат. В том же 1723 году, 11 августа, началось торжественное шествие из Владимира, в котором участвовало несколько тысяч людей. Процессия двигалась то сухопутным, то водным путем, на корабле. Шли через Москву, Тверь, Новгород. Затем ковчег везли на корабле по Волхову, по Ладожскому озеру до Шлиссельбурга, оттуда по Неве в предместья Петербурга, куда прибыли 18 сентября 1723 года. Торжественная встреча мощей в Петербурге была перенесена на следующий год — 30 августа 1724 года, в очередную годовщину заключения Ништадтского мира. В назначенный день Петр I выехал на галере к устью Ижоры. Он сам помог перенести ковчег с мощами с корабля на свою галеру, сам сел за руль, а сенаторов и сановников посадил за весла. На берегах Невы тем временем выстроились войска, столпилось множество народа; пушечным салютом и колокольным звоном встречала свою новую святыню Северная Пальмира, которая с 1712 года стала столицей Российской империи. Император лично участвовал в перенесении ковчега на берег. По преданию, он якобы открыл ключом ковчег, посмотрел на мощи и затем, закрыв ковчег, выбросил ключ в Неву, чтобы никто другой больше не открывал ковчег со святыми мощами. У ворот монастыря процессию встречал крестный ход во главе с новгородским митрополитом Феодосием Яновским. Петр лично перенес ковчег в придел верхней Благовещенской церкви Александро-Невского монастыря; позднее его перенесли в Троицкий собор лавры (1790), где он находился до 1922 года, когда, по решению советских властей, ковчег был передан в Казанский собор (тогда — Государственный музей истории религии и атеизма). В 1989 году, 6 мая, ковчег с мощами был возвращен Русской Православной Церкви и вновь помещен в Александро-Невскую лавру.
Так владимирский святой превратился в небесного покровителя Петербурга, царствующей династии и Российской империи.
Начался Петербургский период церковного почитания Невского героя. Самый день празднования был перенесен с 23 ноября на 30 августа. Все шесть Александров в царской семье праздновали тезоименитство уже в день перенесения мощей.
Первым Александром в имперский период стал Александр Павлович, родившийся в 1777 году. Википедия пишет про связь выбора имени и греческим проектом, но я никакой связи не вижу: в отличие от Константина Александр предназначался для России, а не для Цареградской империи.
Про Александра Благословенного говорить не приходится: «Он взял Париж, он основал Лицей». Памятник ему красивый, даже большевики его с площади Урицкого не стали убирать.
Вторым стал Александр Николаевич, племянник Императора Александра, в честь него названный в 1818 году. Все памятники в России Александру II Освободителю большевики снесли, поэтому проиллюстрируем памятником в Гельсингфорсе.
Потом был Александр Александрович, Александр III Миротворец, родившийся в 1845 году. Памятник работы Паоло Трубецкого сохранился благодаря Демьяну Бедному.
В 1919 году на пьедестале было выбито четверостишие Д.Бедного и над ним надпись:
ПУГАЛО
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Памятник и до того вызывал неоднозначную реакцию:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
Нынче иначе изображают:
В 1866 году Александром назвали сына младшего из братьев Государя, Михаила Николаевича, а в 1869-м - внука, сына цесаревича. 30 августа 1870 года одновременно праздновали тезоименитства четырёх Александров.
Однако младший из Александров Александровичей вскоре скончался, не дожив до года, единственное в жизни фото печальное.
Наконец, в 1875 году родился последний из Александров - внук Государя от второго сына, Владимира Александровича.
Он стал последним из названных Александрами в царской семье. Умер в 1877. Александр Второй был убит в 1881. Александр Третий скончался в 1894. Александр Михаилович дожил до 1933 года.
Похороны есть на видео