"Музыкант должен быть скромным и не бояться рисков…"
Имя одареннейшей 12–летней скрипачки из Швейцарии с русско–латвийскими корнями Илвы Эйгус, мир уже знает. Мы ее впервые услышали в Риге четыре года назад на конкурсе "Восходящие звезды", где она стала призером и попала на фестиваль Владимира Спивакова "Москва встречает друзей".
Шестилетний солист
Сегодня повзрослевшая Илва стала зрелым, вдумчивым и тонким музыкантом. Мы услышим ее на фестивале "Дни Казиника" в Риге 29 февраля в Реформатской церкви.
Мне довелось пообщаться с Илвой и ее мамой Татьяной, когда они гостили в Риге у бабушки, учительницы русского языка и литературы.
Разговаривая с девочкой, с трудом веришь, что ей всего 12 лет. Это и понятно — ведь чтобы завоевывать музыкальный олимп с 6–8 лет, нужны не только выдающиеся музыкальные способности, но и отлично развитое мышление.
В шесть лет у Илвы было первое сольное выступление по приглашению швейцарского фонда по поддержке музыкально одаренных детей. В том же году она получила первый урок у профессора Захара Брона и с тех пор регулярно посещает его мастер-классы.
В восемь лет успешно дебютировала с Псковским симфоническим оркестром под управлением московского дирижера Арифа Дадашева, сыграв Скрипичный концерт Д. Кабалевского до мажор.
Илва выступала в историческом Palazzo Vecchio во Флоренции, цюрихском Конгрессхаусе, в Большом театре по приглашению Фонда Владимира Спивакова, в зальцбургском Mozarteum и Университете La Sapienza в Риме, в залах латвийской, новосибирской, омской и ташкентской филармоний, на фестивале Zaubersee в Люцерне и как самая молодая участница в его 68–летней истории — на Фестивале классической музыки в Ментоне.
В 2018 году Илва успешно выступила как солистка с двумя программами по приглашению Транссибирского арт–фестиваля в сопровождении Камерного оркестра Новосибирской филармонии и получила высокую оценку во влиятельном британском журнале The Strad.
Илва — лауреат первых и специальных премий на национальных и международных конкурсах в Швейцарии, Италии и Латвии — в номинациях сольного и камерного исполнительства, убедив жюри не по–детски глубоким проникновением в различные жанры скрипичного репертуара и технической виртуозностью.
Первая встреча
Почему же все-таки она выбрала скрипку? И когда состоялась ее первая встреча с этим инструментом?
— Первый раз увидела скрипку, когда мне не было и трех лет, на выставке в Royal Festival Hall в Лондоне, — рассказывает Илва. — Мне очень понравилась маленькая скрипочка, самого крохотного размера. Очень скоро моя сестра начала играть на скрипке — мне тоже очень захотелось. Для меня инструмент взяли в аренду, и я начала заниматься.
Сначала попробовала ходить раз в неделю на полчаса занятий. Но очень быстро выполняла все задания, и мне нечего было делать. А когда мне не было еще четырех лет, начала заниматься у педагога Лианы Третьяковой в Музыкальной школе им. Захара Брона в Цюрихе (Zakhar Bron School of Music, ZBSM).
Мой педагог прекрасно чувствует внутренний мир ученика, у нее основательнейшие познания и по технической, и по художественной стороне предмета.
Школы для одаренных
— Папа Илвы — очень известный швейцарский пианист и композитор, — включается в разговор мама Татьяна. — Пишет как панково–джазовую музыку, так и для камерных ансамблей, для двух и четырех роялей, написал балет "Неспокойный", с темой постоянного движения, который поставили в Цюрихском оперном театре. Недавно получил высший швейцарский приз для разных видов искусств.
Мы с Илвой — безумные меломаны! Нам ничего не стоит сняться с места и поехать в Германию на концерт. Недавно ездили в Баден–Баден на концерт дирижера Теодора Курентзиса. Это был вечер, посвященный Рамо. Послушали, вернулись, а утром Илва пошла в школу.
— У нее ведь не одна школа?
— С этого учебного года я пошла в гимназию в Цюрихе, параллельно учусь в Музыкальной школе им. Захара Брона по классу скрипки и теории музыки (у Ксении Ноговицыной), и в Консерватории на фортепиано в 6–м классе у профессора Дмитрия Демяшкина. У нас "консерваторией" называется обычная музыкальная школа.
До 9 лет я жила по системе школы Монтессори — три года в детсаду и шесть лет в школе. Это особая школа, которая помогает развивать свои задатки самостоятельно. А в гимназии у нас отдельный класс, который будет учиться дольше, 7 лет, потому что там дают возможность, кроме изучения общеобразовательных предметов, заниматься развитием в других областях, будь то спорт или музыка.
Илва правильно и без акцента говорит по–русски, пишет, читает. Раз в неделю ходила в русскую школу. Знает немецкий, английский, сейчас изучает французский и латынь.
Татьяна: — Она даже детские романы писала на русском!
Псков, Москва, Новосибирск…
— А как девочка получает приглашения на все эти выступления? Впервые в жизни сыграла с оркестром во Пскове в 8 лет…
— Во многом это концерты, которые организует Школа для одаренных детей им. Захара Брона. Это, конечно, контакты школы, контакты нашего педагога. Ведь там преподаватели со всего бывшего Союза, кто учился в Европе и остался преподавать. Четыре скрипача и четыре пианиста из Союза.
К тому же Илва — лицо школы им. Брона, ею гордятся, она открывает и закрывает концерты музыкальной школы.
Впервые Илва попала в Москву и выступила с питомцами Фонда Спивакова в Большом театре, благодаря международному конкурсу "Восходящие звезды" в Риге в 2016 году.
Раньше, весной 2015–го, получила приз на конкурсе скрипачей во Флоренции и право на три концерта в Палаццо Веккио. На конкурсе играла Шостаковича. А в октябре 2015–го играла во Пскове с замечательным дирижером Арифом Дадашевым.
Огромной честью для Илвы было выступление на Транссибирском арт–фестивале в Новосибирске, который возглавляет величайший скрипач современности Вадим Репин. Сольно с оркестром она играла цикл С. Прокофьева из балета "Золушка", а в составе квартета — очень сложную современную музыку Даниила Шнидера. Он написал это сочинение специально для фестиваля. Она играла вместе с еще одной юной скрипачкой, Вадимом Репиным и виолончелистом Бузловым. Четыре солиста были на сцене.
— Сначала у нас был концерт в Омске, а потом мы поехали на ночном поезде на концерт в Новосибирск. Стояла зима, в Омске — минус 30. А после вернулись через Москву в Цюрих.
Когда везде слышишь русский язык, это очень приятно. Мне нравятся такие поездки, когда сочетаешь музыку и знакомство с городами. Были в Псковском и Московском Кремле, в московском Музее Прокофьева. Я очень люблю его музыку — после таких посещений лучше чувствуешь композитора.
Гармония нашего времени
Татьяна: — Корни нашей скрипичной школы — в России, это имеет огромное значение. Все великие оттуда — Коган, Ойстрах.
Илва: — Когда я разучиваю какое–то произведение, люблю слушать много его записей других исполнителей — меня это вдохновляет. Но всегда ищу свое.
Мне любая музыка нравится. Очень люблю Рамо, "галантный век", беру уроки барочной импровизации, но больше нравится музыка ХХ века — Шостакович, Прокофьев, Стравинский.
— Чем тебя привлекает современная музыка?
— Мне нравятся ее гармония и ритм.
Татьяна: — Сейчас она играет сложнейшую вторую сонату Прокофьева. За две недели до рижского концерта будет играть ее в Цюрихе с пианисткой, а потом эту же программу в Риге вместе с пианистом Станиславом Соловьевым. Кроме Прокофьева, еще Чайковского и Брамса.
Илва говорит, что главными качествами музыканта должны быть скромность, умение работать интенсивно и отсутствие боязни рисков.
Илва много читает — на русском, больше на немецком, иногда по–английски. Любит Гарри Поттера и книги о событиях ХХ века, в том числе о войне. С увлечением смотрит документальные фильмы о композиторах и музыкантах, ходит с мамой в кино. Обычная, не обычная девочка…
Наталья ЛЕБЕДЕВА.
"Мы с Илвой — безумные меломаны! Нам ничего не стоит сняться с места и поехать на концерт в другую страну".
На выступление в Москве в Большом театре с воспитанниками Фонда Владимира Спивакова Илва попала благодаря международному конкурсу "Восходящие звезды" в Риге.
"Главными качествами музыканта должны быть скромность, умение работать интенсивно и отсутствие боязни рисков".