Почему так тяжело молиться
Что является одним из самых трудных деланий в жизни христианина? Вероятно, любой без труда ответит на этот вопрос так: молитва! Трудно молиться внимательно, с сокрушённым сердцем, вдумчиво. Но в то же время именно молитва является основой духовной жизни. Без молитвы остальной труд – чтение духовных книг, доброделание и прочее – малополезен. Каким должно быть наше молитвенное правило, как правильно сосредотачивать внимание на молитве, что есть молитва покаяния? Об этом мы говорим с кандидатом богословия, настоятелем храма равноапостольных Владимира и Ольги в Обнинске протоиереем Дмитрием Моисеевым.
Отец Дмитрий, почему во время поста Церковь сосредотачивает наше внимание именно на образе правильной молитвы?
– Потому что святые отцы говорят о том, что молитва, по сути, это основное делание для человека. Молитва – это способ общения с Богом. И поскольку человек сейчас находится в падшем состоянии, его молитва должна быть, по преимуществу, молитвой покаяния. Исходя из этого, мы должны понимать, что пост для нас должен быть инструментом, пользуясь которым, мы должны усилить свою молитву. Пост – не самоцель. Задача Церкви не в том, что бы заставить нас что-то не есть, поменьше есть, а в том, чтобы мы молились лучше.
Что такое молитва покаяния, о которой вы сказали?
– Молитва покаяния – это осознание себя человеком падшим, греховным и, соответственно, испрашивание у Бога прощения за свои грехи и помощи в борьбе с ними. В одном из своих писем святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что человек немощен, но Господь обещает ему Свою помощь, как сказано в Писании: «Господь крепость людям Своим даст». А кто такие для Господа свои люди? Святитель Игнатий говорит, что своими Господь считает тех людей, которые хранят Ему верность в произволении, но нарушают эту верность в деяниях по своей немощи. Задача человека – хранить своё произволение постоянно направленным к Богу. Но наше произволение и наши действия, к сожалению, не всегда совпадают. Как говорит апостол Павел, «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».
Если мы в своём произволении всегда будем стремиться хранить Богу верность, будем обращать внимание на несоответствие своих действий своему произволению, мы будем находиться в состоянии покаяния перед Богом. Отсутствие покаяния будет говорить либо о том, что у нас нет произволения быть с Богом, либо о том, что мы не обращаем внимания на свои действия, не видим их несоответствия нашему произволению.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что к молитве нужно понуждение в течение всей жизни. Действительно, почему почти всегда молиться трудно?
– Потому, что молитва – это духовный труд, и он встречает противодействие со стороны тёмных сил, которые реально находятся вокруг нас. Чем серьёзнее наше намерение помолиться, тем большее противодействие мы встречаем.
Человеку в падшем со стоянии свойственно стремление к развлечению, удовольствиям. Человек готов потерпеть какой-то труд, если он увидит его результаты достаточно быстро. А предпринять труд, результатов которого не увидеть долго, для человека тяжело. Но для того, чтобы достичь состояния святости, когда молитва будет в радость и когда духовные плоды от неё человек будет чувствовать, нужен подвиг всей жизни. Святитель Игнатий пишет, что не все великие подвижники этого достигали, а только некоторым Господь давал дар благодати почувствовать сладость молитвы. Большинство людей не достигают этого состояния в земной жизни.
Поэтому молитва – такой тяжелый труд для человека.
Чтение Евангелия и святых отцов – тоже духовный труд. Но он не требует такого принуждения себя.
– Да, это тоже духовный труд, но он меньше. Молитва в том виде, в котором мы привыкли её совершать, то есть в качестве молитвенного правила, нам трудна ещё и потому, что наши чувства не соответствуют тем словам, которые мы произносим. Мы, к сожалению, не видим себя столь грешными, как об этом говорят святые отцы, и не готовы в полном смысле слова примерить на себя все те эпитеты, которые произносим во время молитвы. Исходя из того, что наши представления не соответствуют словам, которые мы произносим, нам трудно сосредоточиться и трудно молиться внимательно.
А вот если мы молимся о себе в каких-то экстремальных ситуациях и о каких-то нуждах, молитва идёт достаточно горячо. Поскольку намерения человека полностью соответствуют тому, что он произносит.
Все святые отцы призывают нас молиться внимательно. Но внимание образуется там, где человек имеет дело с новой информацией. Когда изо дня в день повторяются те же молитвы, трудно удерживать внимание.
– Молитвенное правило, которое мы имеем в наших молитвословах, – изобретение довольно позднее. Изначально читались вечером повечерие, утром – полунощница, которая включает в себя каноны, меняющиеся изо дня в день. Часть канонов связана с дневным циклом, и поскольку у нас восемь гласов, они повторяются раз в восемь недель. То есть если мы прочтём канон понедельника первого гласа, следующий раз мы его прочтём только через восемь недель. Кроме того, добавляются некоторые молитвословия, которые связаны с годичным богослужебным кругом и совершаются раз в году. Церковное богослужение как раз построено на том, чтобы давать человеку молитвословия, которые по содержанию похожи, но, тем не менее, отличаются словесным образом и не дают человеку совсем рассеивать своё внимание.
С другой стороны, у отцов, которые навыкли к молитвенному подвигу, нет никакого разнообразия – они творят Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» и вообще отходят от псалмопения и других молитвословий, непрестанно молясь только одной этой молитвой. Им это не мешает хранить своё внимание. Речь идёт о том, что мы должны сначала научиться вниманию на разнообразных молитвословиях, постепенно приводя это ко всё большему единообразию.
В Слове преподобного Симеона Нового Богослова о трёх образах молитвы подробно говорится о том, как сохранять внимание во время молитвы...
– Для начала надо упомянуть, что это Слово, как считают исследователи, не принадлежит Симеону Новому Богослову. Однако оно известное и не входит в противоречие со святоотеческим учением.
В «Слове о трёх образах молитвы» автор говорит о том, что основой внимания, основой борьбы со своими страстями, на которой строится молитва, является послушание духовному отцу и беспопечительность. Это третий вид внимания. Автор отмечает, что первые два вида внимания несовершенны и могут привести человека в прелесть.
Первый вид – вообразительная молитва. Этот стиль молитвы очень развит в католицизме: при молитве надо всё представлять себе, воображать разные картины. Наши святые отцы категорически запрещают это делать. Потому что, поступая так, можно начать молиться воображаемому богу, по сути – мысленному идолу, что приводит к прелести, о чём и сказано в этом Слове.
Второй образ внимания описывается как борьба мыслей в голове молящегося. Когда человек во время молитвы хочет подавить плохие мысли хорошими.
Чем это плохо?
– Дело в том, что и наше падшее естество, и дьявол стараются помешать нашей молитве тем, что во время неё вкладывают в нас какие-то другие помышления. Не всегда они греховны: вдруг во время молитвы человек вспомнил о каком-то хорошем деле, которое он забыл сделать десять лет назад, и почему-то ему срочно надо это сделать. Или продумать что-то важное. Причём не хотелось это делать до молитвы и сразу расхочется после, а в момент молитвы это кажется ему делом необычайной важности. Это искушения. И человек пытается бороться с подобными мыслями. Не имея достаточного духовного опыта и сил, он не может одержать верх в этой борьбе, чаще бывает побеждаем.
И святые отцы говорят о том, что людям новоначальным вообще не следует вступать в такую борьбу. Нужно не с помыслами бороться, а стараться вернуть своё внимание к словам молитвы. На подобные же помыслы не обращать никакого внимания.
Третий образ молитвенного внимания автор называет верным. Расскажите о нём подробнее.
– Это состояние, при котором человек всё предаёт в руки Божии, всё происходящее вокруг него принимает как из руки Божией и занят исключительно своим сердцем. В монастыре это делать проще, в миру сложнее, поскольку житейских коллизий в миру намного больше, чем в монастыре. Для себя мы можем из этого образа взять беспопечительность, о которой говорит автор, – осознание того, что всё, что находится не в нашей власти, совершается исключительно по промыслу Божию. И всё то, что мы не в состоянии изменить в лучшую сторону, мы должны принять как наиболее для себя полезное и необходимое.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что внимание в молитве ведёт к трезвению. Это один из основных результатов молитвы…
– Трезвение – это внимание к себе, к своим мыслям, помыслам, которое должно быть присуще человеку не только во время молитвы, но и в повседневной жизни. Речь здесь идёт о том, чтобы мы всегда контролировали свой образ мышления.
Наш ум находится в состоянии рассеяния, то есть постоянно приходят какие-то помыслы, мечтания, воспоминания, желания. Владеть собой, своим умом, контролировать его – это и есть трезвение. Учиться этому нужно через приобретение внимания в молитве. Если мы научимся владеть собой во время молитвы, то через это рано или поздно научимся владеть собой и во все прочие моменты нашей жизни. Тогда мы сможем не мечтательно, а адекватно воспринимать реальность – то, что на самом деле происходит и внутри нас, и вокруг.
Почему апостол Павел заповедует нам непрестанно молиться?
– Потому что человеческий ум не может находиться в состоянии некой нирваны – абсолютного покоя. Он всегда настроен на какую-то деятельность. В идеале его деятельностью должно быть непрестанное Богообщение. Поэтому апостол Павел говорит: непрестанно молитесь. Те восточные практики, которые ведут к полному бездействию мозга, полному отсутствию каких-либо мыслей, являются ложными, потому что ведут не к той цели, для которой человек предназначен, – не к непрестанному Богообщению.
А если вместо молитвы произносить, к примеру, выученные наизусть слова Евангелия? Игумения Арсения (Себрякова) заучивала наизусть главы из Евангелия и произносила их про себя во время послушаний, чтобы ум не был праздным.
– Заучивание наизусть псалмов, Евангелия – это, скажем так, первый шаг. А молитва – это уже следующая, высшая ступень. Человек ограничивается короткой Иисусовой молитвой, чтобы не рассеиваться образами, которые присущи Евангелию и Псалтири.
Почему такое внимание уделяется именно Иисусовой молитве, если есть молитва, которую нам дал Сам Господь, – «Отче наш»? Кто-то из святых отцов говорил, что в этой молитве заключены всё Евангелие, весь закон Божий, все заповеди.
– Иисусова молитва тоже опирается на Евангелие – на молитву мытаря, которую Господь дал нам в качестве примера правильной молитвы: «Боже, милостив буди мне, грешному». По сути, Иисусова молитва – это та же молитва мытаря, только обращённая ко Христу. Отцы, говоря об Иисусовой молитве в её первоначальном варианте «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», ссылаются на апостола Павла, который писал, что предпочитает пять слов сказать умом, нежели тьму – языком. Слова «Сыне Божий», и в конце «помилуй мя, грешного» – добавки уже более поздние.
Известно, что молиться лучше поменьше, но повнимательнее. Но эти понятия «меньше – больше» очень относительны.
– Святитель Феофан Затворник говорил, что новоначальным лучше молиться чаще, но поменьше. К примеру, не двадцать минут непрерывно молиться, зная, что устанешь, отвлечёшься, а молиться десять или пять минут, потом сделать перерыв и ещё пять минут помолиться. Потому что цель, всё-таки, не весь объём текста прочесть, а помолиться как можно внимательнее.
Игумен Никон (Воробьёв), например, благословлял своих прихожан в девять вечера читать вечернее правило, пока есть силы и внимание. А потом можно заниматься своими делами: поесть, книжку почитать, ещё что-то сделать. И человеку будет спокойнее: правило он прочёл, а захотел спать – лёг. Важно же помолиться внимательно, это главное.
Подходит к концу Великий пост. Должно ли молитвенное делание в этот период каким-то образом изменяться?
– В это время, как правило, люди стремятся более усердно молиться, увеличить своё молитвенное правило именно по той причине, что Великий пост – время, когда человек призывается освободиться, насколько это возможно, от каких-то своих земных забот и попечений, то есть сократить всё, что возможно, и освободившееся время и силы занять молитвой. Понятно, что большинству людей, живущих в миру, не получается совершенно отстраниться от житейских забот, тем не менее, насколько возможно человеку в конкретных житейских обстоятельствах, это нужно делать и соответственно увеличивать молитвенное правило.
Поскольку это правило у каждого должно быть своё, соответствующее его силам, то и изменение его в Великий пост тоже должно быть индивидуально.
В то же время святитель Игнатий (Брянчанинов) своему родному брату, человеку в уже немалом возрасте, благословил молитвенное правило, достаточно короткое с нашей точки зрения: «Отче наш», 50-й псалом, Символ веры и «Богородице Дево, радуйся». И всё. При том, что брат святителя Игнатия тоже был человеком благочестивым, верующим, православным. Просто святитель хорошо его знал и дал ему тот совет, который наиболее подходил этому человеку в его жизненной ситуации.
Поэтому Церковь всегда говорит о том, что хорошо человеку выстроить своё молитвенное правило, во-первых, опираясь на видение себя, своих сил, своего состояния, а во-вторых, – с советом более опытного духовно человека, духовника или священника, который хорошо знает человека и может вместе с ним проанализировать его силы, возможности. Это позволит подобрать такое правило, которое будет приносить пользу, будет требовать от человека некоего труда, в то же время не станет для него чрезмерной нагрузкой и не приведёт, в итоге, к отвращению и забрасыванию правила вообще, что, к сожалению, иногда случается, если человек берет себе правило не по силам. Какое-то время он это правило «тащит», потом бросает любую молитву, даже перекреститься перед сном ему будет затруднительно. И выйти из этого состояния тоже очень тяжело, о чём святые отцы неоднократно предупреждают.
Поэтому ко всему надо подходить с рассуждением.
Беседовала Юлия БЕЛКИНА
Публикация газеты «Наша вера»
(Калужская митрополия)