«Поколение зубров»
0
12
В Обнинске
прошла премьера документальной драмы о великих деятелях наукограда.
На днях в Обнинске
общественности был представлен документальный фильм Сергея ВАРИЦКОГО «Поколение
Зубров». Это коллекция рассказов об особенностях жизни молодых ученых, об их
отношении друг к другу, их интересах и чувствах. Об этом в картине рассказывают
сами участники событий - живые свидетели эпохи.
Осенью 1999 года
журналисты телекомпании ТВЭЛ записали 29 часов интервью с участниками строительства
Первой в мире АЭС, а также другими работниками ФЭИ, причастными к истокам
работы института. Интервью получились развернутыми, подробными, многие говорили
как на исповеди. Кто-то понимал, что это, скорее всего, последняя возможность. Физик
с мировым именем, Виктор Яковлевич ПУПКО, скончался той же осенью. Уходили
великие люди, унося с собой память своего поколения, великого поколения
«Зубров». Название родилось уже потом, когда появилась связь истории из
отснятого материала с судьбой еще одного подвижника от науки - Николая
Владимировича ТИМОФЕЕВА-РЕСОВСКОГО, известного под прозвищем «Зубр» и имеющего
самое непосредственное отношение к Обнинску.
Фильм «Поколение Зубров» - документальная
драма, в чем-то близкая по сюжету картине «Девять дней одного года» М. Ромма,
наверное, самому известному художественному фильму о советских
ученых-атомщиках. В нем тоже 9 историй, каждая соответствует этапу подготовки и
строительства Первой АЭС. При этом каждое повествование из фильма «Поколение
Зубров» - это небольшой рассказ об особенностях жизни молодых ученых, об их
отношении друг к другу, их интересах и чувствах. Об этом рассказывают сами
участники событий - живые свидетели эпохи.
Повествование завораживает искренностью и
живым участием. Благодаря динамичному смысловому монтажу фильма, рассказ героев
вышел ярким и интересным.
Каждая история предваряется игровым эпизодом,
разыгранным предметами в декорации, представляющейся авторам неким
«несуществующим музеем» той эпохи.
Все экспонаты «музея» -
свидетели времени: старый чемодан и кусок колючей проволоки, граммофон и
деревянные лыжи, радиоприемник и кинопроектор, пишущая машинка и школьный
портфель, катушечный магнитофон и скрипучее кресло.
В финале фильма, как философское
осмысление ушедшей эпохи, звучат слова о том, что каждое поколение должно
стараться передать все самое лучшее следующему.
Стоит отметить и работу художника. Очень
интересное оформление интерьера «несуществующего музея». К примеру, окно
является своеобразным полотном, на котором, в зависимости от истории, меняется
состояние природы и ландшафта, при этом изменения касаются и стиля оформления пространства
за окном.
Музыка
в фильме оригинальная, написана обнинским музыкантом и аранжировщиком
Владимиром ЧУЧЕЛОВЫМ, он же выступил в качестве саунд-дизайнера
(саунд-инженера) картины.
Учитывая все это, фильм, созданный на
архивном документальном материале, смотрится как художественная картина, тонко
передающая дух времени «Поколения Зубров».
Кристина
ЗВОН