Гражданская инициатива атомных городов
Как живут закрытые атомные города, людям из других населенных пунктов Российского государства почти ничего неизвестно. Так повелось еще с советских времен, когда въезд на эти территории был строго по пропускам. Особый режим на посещение закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) существует и по ныне. В настоящее время в России 38 ЗАТО, их перечень утвержден Правительством Российской Федерации. Через Международную грантовую программу «Православная инициатива» мы можем познакомиться с тем, что интересно населению десяти ЗАТО, относящихся к ведению государственной корпорации «Росатом». Оказывается, не все ограничивается профессиональной наукой и атомными предприятиями. Во главу угла ставятся семейные ценности, воспитание детей и молодежи, объединение разных частей общества вокруг традиционной православной культуры.
В большей степени в ЗАТО активны светские (государственные, муниципальные, общественные) организации. Среди победителей их 60%. Однако и церковные заявители (как правило, это приходы), не отстают. Их среди победителей 40%. В челябинском городе Озерск обращает на себя внимание редакция газеты «Озерский вестник», выпускавшая на средства гранта в течение нескольких лет издания просветительской направленности. В красноярском городе Железногорск дочернее предприятие «Росатома» реализовало проект духовно-нравственного содержания: в нем через искусство фотографии рассказывалось жителям ЗАТО о старинных храмах и памятных местах Красноярского края, организовывались для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, летние смены в лагерях.
Из десяти городов «Росатома» в конкурсе принимали участие девять, семь ЗАТО становились неоднократными победителями: г.Железногорск Красноярского края, г.Заречный Пензенской области, г.Лесной Свердловской области, г.Новоуральск Свердловской области, г.Озерск Челябинской области, г.Саров Нижегородской области, г.Северск Томской области. Также в зоне попечения «Росатома» на карте России шестнадцать городов с монопредприятиями. В них также развита проектная культура. В течение многих лет победителями были заявки из г.Балаково Саратовской области, г.Обнинск Калужской области, г.Волгодонска Ростовской области, г.Глазова Удмуртской области, г.Десногорска Смоленской области, г.Курчатова Курской области, г.Заречного Свердловской области, г.Нововоронежа Воронежской области.
Поскольку программа «Православная инициатива» родилась на Нижегородской земле вокруг чествования преподобного Серафима Саровского, буквально с первых лет одним из самых активных был город Саров. На его долю приходится около 28% проектов-победителей из ЗАТО. Какие они? Самые разные, отличает их крепкое церковно-светское партнерство. Так, в проектах муниципальных учреждений и школ, культурно-досуговых организаций есть просветительская проблематика, нацеленная на знакомство детей, семей, пожилых людей с Православием, благотворительностью, наследием известных уроженцев нижегородчины.
В частности, проводились мастер-классы для детей и семей по созданию игрушек «Когда родители были детьми», а потом состоялись выставка этих игрушек, лекторий для родителей, и был поставлен спектакль «Золотая прялочка». Тем, кто безвыездно пребывает в закрытом городе, порой не хватает развлечений. Более того, есть некоторые особенности в воспитании детей: они растут в своего рода тепличных условиях и впоследствии, попадая в города незакрытого типа, сталкиваются с разного рода ситуациями, которые в родном городе невозможно было и представить.
Вот почему важны для «Православной инициативы» проекты, помогающие социальной адаптации граждан из ЗАТО. Это позволяет избежать оторванности населения ЗАТО от реальности, через творческую, просветительскую вовлеченность в разного рода активности способствовать гармонии в семьях. Немаловажен духовно-нравственный аспект, стоящий во главе угла грантовой программы. Через популяризацию национальных религиозных идеалов люди видимым образом ощущают свою связь с предками, с истоками. Каждый сам для себя решает, насколько часто ему участвовать в церковных Таинствах – два раза в жизни или два раза в неделю, но сопричастность к вере предков укрепляет общество, ограждает его от революционных потрясений. И в этом смысле проекты из ЗАТО демонстрируют суть «Православной инициативы», ее церковно-светский характер.
В чем он заключается? В том, что светские (государственные, муниципальные, общественные, культурные, научные) заявители доступными им средствами, в своих целевых аудиториях реализуют инициативы, способствующие развитию в обществе идеалов добра, справедливости, жертвенности, отзывчивости, желанию служить на благо родине через проведение культурно-массовых, просветительских, образовательных, социальных мероприятий. Церковные организации, в свою очередь, выходят за пределы богослужебного ритма и начинают разворачивать свою паству на сотрудничество со светскими людьми. Не видеть в них инородных элементов, но, сообразуясь с теми же общечеловеческими идеалами, совместно с ними участвовать в гражданском созидании и ограждении базисных ценностей от попрания. Подобное партнерство защищает государственность от деструктивных течений, желающих расшатать цивилизационный постамент и сбросить символы национальной идентичности в тьму кромешную.
Сегодня мы с вами практически в прямом эфире наблюдаем, как просто, оказывается, это сделать даже в наш весьма просвещенный век. Перед языческой дикостью меркнут даже самые здравые доводы, и под ее мощью сокрушаются самые крепкие щиты. Но мы также знаем на собственном опыте, что под самой неистовой демонической силой могут сохраниться одни-единственные, но фундаментальные, скрепы. Они кажутся порой невидимыми и от того несерьезными. Но только эти – духовные – скрепы (каким бы заезженным сейчас ни было это выражение) способны не позволить разрушить страну, доставшуюся нам в наследство такой дорогой ценой восстания из месива революций, Великой Отечественной войны, перестройки и криминальной гражданской войны 1990-х…
Соработничество Церкви, государства и общества в территориях, жители которых задействованы в государствообразующих отраслях, можно назвать своевременной прививкой против вирусной заразы восстания одних ради изничтожения других. Страны бывшего Советского Союза и, если смотреть в глубь веков, Российской империи уже прошли этот страшный урок сто лет назад. Последствия его мы разбираем по сей день. Обращение к корням не через имитацию лубочного быта, а через перерождение христианских заветов выводит общество на качественно иной уровень, делает его взрослым, а граждан – приближает к осознанности и ответственности за себя, свою судьбу, свою Отчизну. Равнозначность партнеров из ЗАТО в социально важных проектах «Православной инициативы» позволяет говорить о том, что общество излечивает старые травмы: участие приходов не делает программу церковной, а активность светских – антиклерикальной. Каждый гражданский институт отвечает за свою сферу, и вместе они вносят заметный вклад в укрепление государства, где все равны перед Конституцией.
Подтверждением тому могут быть поддержанные «Православной инициативой» идеи из росатомовского города Заречный Пензенской области. Это, кстати, еще один лидер по количеству победителей за все годы, их здесь насчитывается около 24%. Поддержку получили начинания по созданию семейных клубов, театральных студий, волонтерских движений, организации фестивалей и выставок. Через эту активность члены профсоюзов, воспитанники школы искусств, сотрудники и посетители домов культуры и музеев смогли обогатить свою жизнь участием в просветительских лекториях, мастер-классах по сценическому мастерству, выездом за пределы ЗАТО по святым местам Пензенской области. Особого внимания заслуживает опыт знакомства работников местных предприятий со священнослужителями, благодаря чему удалось преодолеть отчужденность между редко соприкасающимися частями единого общества.
Отличительная особенность гражданской инициативы закрытых городов – ориентация на детское просвещение, творчество. Из всех проектов около 35% связаны с этой тематикой. Еще 23% – проекты для молодых родителей, знакомство детей и молодежи с семейными традициями, организация совместного досуга для семей. Из общей массы 31% заявок из ЗАТО касается культурно-просветительского партнерства местного педагогического, культурного сообщества со священнослужителями и мирянами. Также здесь реализуются проекты волонтерского, социального толка (их не менее 17%), они затрагивают такую проблематику, как окормление инвалидов, создание инклюзивной среды в ЗАТО, продвижение милосердия в публичном пространстве, создание социальных столовых и прачечных, курсов по профессиональной ориентации трудных подростков.
Отдельно важно остановиться на активности граждан города Балаково Саратовской области. В этом населенном пункте наибольшим энтузиазмом обладают именно православные приходы (входят в состав Покровской епархии Саратовской митрополии). Возможно, это связано с тем, что Балаково – не ЗАТО, и здесь церковная жизнь весьма интенсивна. Город известен Балаковской АЭС и Саратовской ГЭС. Специфика проектов «Православной инициативы» из Балаково напрямую связана с демографическими проблемами страны: для повышения рождаемости заявителями проводились антиабортные кампании в женских консультациях, в иных учреждениях, в том числе через информационно-культурные мероприятия с участием детей, подростков, молодежи. Кроме того, здесь созданы программы ресоциализации молодых инвалидов, апробированы просветительские образовательные и досуговые форматы для юношества, позволяющие ребятам найти единомышленников, узнать историю своей страны, попробовать свои силы в разных видах искусства или спорте.
Обзор участия росатомовских территорий говорит об имеющемся потенциале местных гражданских сообществ. В ближайшие годы в них будут востребованы экспертные сессии, рассказывающие о социальном проектировании и его перспективах, а также мастер-классы, курсы по умению налаживать партнерские взаимоотношения между разными частями социума, организации культурно-просветительских мероприятий, открытию семейных, досуговых центров, в том числе клубов, движений для детей и молодежи. В условиях расширения информационно-коммуникационных средств связи можно было бы создать ряд капсульных проектов по виртуальному туризму, социальной адаптации школьников, профилактике девиантного поведения среди подростков, знакомству населения с русскими культурными традициями. Территории «Росатома» могли бы стать очагами гуманитарного сотрудничества нового поколения, способствующего консолидации российского общества и усилению гражданской активности, направленной на продвижение высоких нравственных идеалов и предотвращающей деформацию патриотических символов в государстве Российском.
Евгения ЖУКОВСКАЯ,
кандидат социологических наук