Новости Екатеринбурга
Мы в Telegram
Добавить новость
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018 Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2
3
4
5
6 7 8
9
10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Театр здорового человека: вместо послесловия к Шаляпинскому фестивалю – 2022

0 1043
Театр здорового человека: вместо послесловия к Шаляпинскому фестивалю – 2022

Иона Койфман о том, каким мог бы быть современный региональный театр. Часть 5-я

Показами национальной оперы «Сююмбике» завершился на этой неделе 40-й Шаляпинский фестиваль. Несмотря на круглую дату, форум прошел довольно скромно, даже без привычных гала-концертов. Впрочем, ТАГТОиБ им. Джалиля готовится взять «реванш» у «ковидных» ограничений, закрывших театру возможность выезда на многомесячные гастроли в Нидерланды. Компенсировать выпадающие доходы призвана инициатива директора Рауфаля Мухаметзянова с помпой отметить в 2023 году 150-летие Федора Шаляпина, вскоре должен быть создан республиканский оргкомитет празднования. Впрочем, освоение новых солидных бюджетов вряд ли приблизит казанскую оперу к статусу адекватной времени театральной институции. Размышления на полях Шаляпинского фестиваля — в программной статье Ионы Койфмана.

Каким может быть оперный театр в Казани 

Шаляпинский фестиваль – 2022 только что завершился двумя показами «Сююмбике» Рената Хариса и Резеды Ахияровой. Контексты этого сюжета — море возможностей для драматурга и режиссера. Последняя правительница Казани и первый символ татарского женского движения в начале XX века, Сююмбике существует одновременно в разных временах. Почему (или зачем) женщина, недобровольно сменившая трех мужей, стала символом Казани, а отчасти и всей нации? Проблематизация кажется неизбежной, но не для авторов. 

Харис и Ахиярова вписывают Сююмбике в типичную коллизию исторической оперы XIX века (борьба за власть и женщина в ней как жертва и предмет обмена). Так мозаика со стилизованным женским лицом вписывается в стену здания Казанского железнодорожного вокзала. Несколько политических браков, лишение прав, разлучение с ребенком и любовником, смерть: все как в биографиях Екатерины Арагонской или Марии Стюарт, как у Доницетти или Верди. А дальше драматургически грамотное распределение сцен и номеров, создание музыки, трудоемкий и долгий процесс репетиций и постановки, огромное количество усилий, профессиональных навыков, человеко-часов. 

Зная все это, хочется обсуждать не героические попытки Ахмеда Агади справиться с фразой длиннее двух тактов и не нарастающие проблемы с вокальной позицией у Гульноры Гатиной (уже несколько лет затыкающей любые дыры в исполнительских составах и поющей не подходящий для ее голоса репертуар), даже не сдавленный смех публики в самых патетических местах спектакля и фальшивящий квартет в фойе. А то, каким мог бы быть современный региональный театр. Например, оперный театр в Казани в условиях нормального менеджмента. 

Историческое воображение

Буклет к спектаклю включает статью историка Булата Рахимзянова, содержащую факты о царице; также приводятся фрагменты из «Очерков по истории Казанского ханства» Михаила Худякова, «Знаменитых женщин» Ризаэтдина Фахретдина, баит о Сююмбике, статья Шагита Ахмадиева 1916 года и крохотный очерк по истории сюжета в искусстве. Сами авторы и постановщики говорят о нем расплывчато — композитор Ахиярова о собирательном идеальном женском образе, либреттист Харис — о поучительной легенде на «вечные темы» (героини поют в дуэте о том, что женщинам во все времена необходим только мир в стране и любящий мужчина рядом), режиссер Юрий Александров — об абстрактной судьбе народа («мы рассказываем о человеческих судьбах… не навязываем отношения к истории»), художник Виктор Герасименко — о психологической трагедии героини, которую обозначает сценография. И ни слова о том, зачем этот сюжет понадобился именно сейчас.  

Легенда о Сююмбике не исторические факты и не старинный фольклор, а, скорее всего, авторская сказка по образцу европейских романтических новелл, которая ушла в народ в XIX веке благодаря распространению книгопечатания. В начале XX века выходил журнал для женщин под названием «Сююмбике» (статья Ахмадиева перепечатана именно оттуда). Легенда о Сююмбике родилась вместе с нашим миром, в котором есть электричество, утренние новости и всеобщее среднее образование.

Разумеется, воображение важно. Искусство не обязано быть калькой с истории. Требовать от оперы полного соответствия фактам не нужно, но наличия хотя бы минимальной рефлексии — норма. Это как чистить зубы. 

Сююмбике в движении

В это же время в казанском ЦСК «Смене» идет выставка «Женщины в движении», где в числе прочего демонстрируется небольшая видеоинсталляция Яны Михалиной «Сююмбике»: бело-синее платье долго летит вниз с башни. На входе раздают многостраничный буклет «Голос Сююмбике», форматом с газету, содержанием — с неплохой выпуск гуманитарного журнала. Внутри документальные материалы, статьи и интервью историков и филологов: кураторская работа здесь весит намного больше, чем сам коротенький фильм. 

Так делается современное искусство во всем мире. Оперные театры России — Большой, «Урал Опера Балет», Пермская опера (не говоря уже о зарубежных) — выпускают буклеты с авторскими текстами, порой сравнимыми с настоящими исследованиями, а по качеству изложения — с литературой. Что говорят о произведении историки, критики, эксперты из соседних областей? В какие контексты оно включено сейчас? Все это не менее важно, чем сама экспозиция или спектакль. 

О чем в итоге постановка ТАГТОиБ, о чем говорит в ней воображение, кроме продажи идентичности в экспортном ее варианте? О любви в мире гендерной несправедливости? О том, что взаимный интерес и совместная жизнь наций невозможны среди насилия? Или такие вопросы опасно задавать открыто, можно только раскрыть зонтик и попытаться пробежать между кипящими струями конфликтных мнений? Так и поступают авторы, постановщики, театр. Они все еще живут в XIX веке, где женщина попадает в оперный сюжет в роли жертвы (к умилению всех присутствующих), где прошлое уже придумано кем-то другим, как и «вечные законы искусства». Но если мы оглянемся на 300 или даже на 70 лет назад, то увидим, что вечных законов нет. 

Что дальше 

Нужны ли такие спектакли? Неизбежны. Как и «Травиаты», и «Онегины» с люстрами и плюшем — у них есть своя публика. Но когда все ограничивается только ими, театр начинает вырождаться в то, чего и боялись Чайковский и Верди: в рутину. 

Но давайте помечтаем о том, как может быть. О театре, в афише которого найдется место и костюмным блокбастерам в постоянном репертуаре, и экспериментальным постановкам молодых режиссеров с начинающими артистами (благо ГИТИС выпускает в год когда по пять, а когда и по 15 режиссеров музыкального театра). И хрестоматийным «Трубадурам» и «Пиковым дамам», но и Монтеверди, и Яначеку, и Бриттену. И новым произведениям молодых композиторов, а не только трилогиям именитых и знаменитых. Слухи о непонятности для слушателя и сложности для исполнителя условно «старинной» (до Моцарта) и условно «новой» (с начала XX века) музыки сильно преувеличены. Даже когда на самом деле становится непонятно и сложно, зрителю поможет информационное сопровождение, исполнителю — достаточное количество репетиций. И такие примеры в российской оперной провинции есть: «Три сестры» Этвеша в Екатеринбурге, Cantos Сюмака и «Носферату» Курляндского в Перми, «Геракл» Генделя и «Лунный мир» Гайдна в Уфе. 

Найдется место и малобюджетным проектам, в том числе с участием студентов консерватории и музыкального училища, горожан-волонтеров (как в Пермской опере). Проектам лабораторного типа и современным образовательным программам. Спектаклям без парчи и стразов (и без огромных гонораров столичным гастролерам), которые играются двумя-тремя небольшими блоками и потом уходят из репертуара — «Севильский цирюльник» или «Пиковая дама» в ТАГТОиБ сейчас не идут за сезон и столько. А потом они сменятся другими. Как и театральные интенданты, которые будут занимать свои кресла по контракту 10 лет, а не прирастать к ним на 40. И планировать репертуар театра на пять лет вперед, вместо того чтобы плыть по течению. 

Вместо килограммов грима для блэкфейса в «Аиде» и фестивальных потемкинских деревень «приглашенных звезд» — честная современная оптика в работе с региональными темами и воркшопы для музыкантов. 

Вместо квартета и эчпочмаков, вместо вступительного слова с подвыванием — реакция на фидбек, подготовка доступной среды, продуманные тексты в буклетах, грамотный перевод в супратитрах. 

И все это должно быть не для галочки. 

Театр обычного человека

Быть региональным театром не стыдно. 

Более того, хороший региональный театр вызывает уважение, которое не купить за суточные и гонорары.  

Провинция — это точка кипения идей. Мы видим это по таким примерам драматических, оперных, музыкальных театров, как «Урал Опера Балет» и Свердловский театр музыкальной комедии, Пермская опера (даже и в посткурентзисовскую эпоху) и пермский же «Театр-Театр», Воронежский камерный, или, чтобы далеко не ходить за примерами, казанский MOÑ. 

Театр здорового человека — это театр обычного человека, а не самопровозглашенной элиты. Работать с локальными темами — честь, а не скучная обязанность. Так сейчас делают в Екатеринбурге («Конек-горбунок» Вячеслава Самодурова и Антона Пимонова в «Урал Опера Балете»), Архангельске («Север» Сергея Чехова в Молодежном театре), Иркутске («Декабристы» Филиппа Разенкова в музыкальном театре), Новоуральске («Серебряное копытце» Анастасии Старцевой в Театре музыки, драмы и комедии), а в Казани есть и фактически оперные примеры («Әллүки» Туфана Имамутдинова с музыкой Эльмира Низамова, проект «Инклюзиона»). Так можно делать и в ТАГТОиБ, но этого не происходит: и прошлое, и настоящее все еще видятся через пыльные колониальные очки XIX века.

И все это вопросы, которые решаются средствами театрального менеджмента. У всех театров бывают неудачные спектакли, и они не должны идти десятилетиями. Копировать точь-в-точь чужие успешные модели работы не лучший вариант, но еще хуже продолжать эксплуатировать собственную давно не рабочую модель. Гарантий успеха нет. Нужно пробовать и, если получается плохо, пытаться сделать иначе.

Бывают спектакли, в которых недостатки музыкального исполнения с лихвой покрываются потрясением от постановки — и спектакли с практически отсутствующей режиссурой, в которых вокальное искусство действительно выходит на первый план и заставляет забыть о пресловутом «из правой кулисы вышел, в левую ушел». Для тех и других, а тем более для спектаклей, в которых получилось все, необходима поддержка труппы и тщательная проектная работа. Руководство казанской оперы сыто огрызается на мнения экспертов, потому что не терпит ни прозрачности, ни вообще обсуждений. Поэтому начинать надо не с «увеличения финансирования», а с головы. 

Читайте также:

Крестик снимите: 40-й Шаляпинский фестиваль открылся премьерой «Тоски» в постановке секонд-хенд. Часть 1

Пренебречь, вальсируем: блеск и нищета казанской «Травиаты» на Шаляпинском-2022. Часть 2

Не выражаться в присутствии новобрачных: «Паяцы» на Шаляпинском фестивале — 2022. Часть 3

Атака клоунов: «Севильский цирюльник» как несвежий винегрет. Часть 4




Новоуральск

Мыли золото, путешествовали в Пионерию и учились ткать: как прошла Ночь музеев в городах Свердловской области


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Мыли золото, путешествовали в Пионерию и учились ткать: как прошла Ночь музеев в городах Свердловской области

Кассир «Красное и белое» избила беременную коллегу в Свердловской области

В Общественной палате РФ наградили победителей конкурса лучших практик бизнеса по воспитанию детей и молодежи

В прыжках на батуте асбестовцы впереди

Новости Свердловской области

В Новоуральске произошел пожар, есть погибшие

Энергетики «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» стали участниками полумарафона «Забег. РФ»

В Петербурге и Москве появятся аналоги советских «Березок»

В прыжках на батуте асбестовцы впереди


В ДТП под Североуральском столкнулись автобус и два грузовика

Без света из-за снегопадов остались более 70 тысяч свердловчан

В прыжках на батуте асбестовцы впереди

Советский грузовик на дорогах XXI века: ретротест 45 лет спустя


Ассоциация ЗАТО провела учебный семинар для глав городов

В Свердловской области объявили в розыск 12-летнюю девочку, пропавшую два дня назад

Житель Челябинска расстрелял и избил шваброй соседа по коммуналке и гостей

Свердловчане придумали апрельский снежный флешмоб


Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев
Свердловская область

Евгений Куйвашев напомнил о необходимости поздравить каждого уральца-фронтовика с Днём Победы


Частные объявления в Новоуральске



Загрузка...
Персональные новости
Булат Окуджава

В Душанбе открылась книжная выставка, посвящённая Юлии Друниной и Булату Окуджаве



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Новоуральск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Создание Сайтов. Создание веб сайта. Создание сайта html. Создание сайтов цена. Создание и продвижение сайтов. Создание сайта с нуля. Создание интернет сайта.

В Уфу на открытие Музея музыки имени Шаляпина приедут почетные гости

Мать рэпера Тимати Симона Юнусова назвала его девушку хорошей

Мама Тимати ответила на провокационные вопросы о Валентине Ивановой и других девушках своего сына


Путинцева вернулась после 0:6 и одержала важную победу

Теннисисты Роджер Федерер и Рафаэль Надаль стали лицами рекламной кампании Louis Vuitton

Шнайдер вышла в финал турнира WTA-125 в Париже, обыграв Грачёву

Соболенко проиграла Свентек в финале турнира WTA-1000 в Риме


Ballroom culture coming to the Long Beach Pride Festival

$90,000 settlement approved in teen’s bullying lawsuit against LAUSD

AML check crypto

Glen Powell’s parents crash Texas movie screening to troll him